О ФАСТФУДЕ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВАХ. |
Мы привыкли считать Америку – страной фаст-фуда, а гамбургер – одним из её национальных символов. И это действительно так – ведь зародившиеся в Америке бренды этой отрасли, такие как McDonald's или Subway – теперь уже распространились по всему миру. Не стала исключением и наша страна, устами популярного комика Михаила Задорнова столь часто фастфуд критикующая.
В 1990 году первый Макдональдс появился в СССР, в Москве.
В тот радостный день ресторан "быстрого питания" явно не оправдал свою "маркировку" (фаст-фуд), т.к. очередь была огромной: работники ресторана за день обслужили более 30 000 человек. Цены тогдашнего времени невольно заставляют улыбнуться:
«Биг Мак» — 3 р. 75 к.
«Филе-о-фиш» — 3 р. 25 к.
Двойной чизбургер — 3 р. 00 к.
Одинарный чизбургер — 1 р. 75 к.
Обычный гамбургер — 1 р. 60 к.
Начиная с этого периода, российский рынок фастфуда демонстрировал динамичный рост. Если немного углубиться в историю, то можно увидеть, что аналоги фаст-фуда в СССР имелись – ведь свято место пусто не бывает, а из стародавней коммунарной идеи «фабрик-кухонь» всё равно ничего не получилось. До перестройки в Москве было примерно 6 тыс. закусочных, зачастую носивших стандартные названия – «Блинная», «Пельменная», «Пирожковая» и т.д.
С развалом СССР их число сократилось вдвое. Известные мировые бренды начали разворачивать своё присутствие в России, а конкуренцию им попытались составить появляющиеся отечественные «наши ответы Макдональдсу».
Из глобальных игроков первыми на российский рынок вышли такие лидеры мирового рынка как McDonald’s, Subway и Sbarro. Сейчас значимые позиции на рынке занимает также KFC (у нас они долгое время использовали бренд «Ростикс»). В 2010 году на российский рынок вышла ещё одна транснациональная сеть быстрого питания - Burger King. За год работы в России игрок открыл 14 ресторанов. Думаю, судить о популярности этих сетей могут жители прежде всего крупных городов - а многим наверняка, довелось и побывать в какой-то из них.
Если обратиться к бизнес-теории, то можно обнаружить, что в работе с российским рынком глобальные сети используют 2 подхода – франчайзинг (т.е., когда некой другой компании или человеку передаётся право по франшизе выступать от имени компании) и создание собственной филиальной сети. По первому пути в России идёт Subway, по второму – McDonald's. В частности, именно этим объясняется тот факт, что «бутербродники» опережают Маков по числу заведений, пусть и ненамного.
Тем не менее, в планах компании McDonald's запланировано дальнейшее расширение присутствия в стране - в 2012 году компания собирается открыть еще около 45 ресторанов по всей России и начать активно работать в Западной Сибири — Новосибирске, Омске, Барнауле, Томске.
Subway противопоставляет этому опыту успех своих франчайзов – как правило, они окупаются уже через год работы. Да, для кого-то это может стать новостью, но Россия по темпам роста рынка фаст-фуда находится на лидирующих позициях в мире. По данным Euromonitor International, суммарная выручка предприятий общепита в России в 2010 году составила $8,1 млрд, доля фастфуда составила — 60% (около $4,58 млрд).
"Даже такие известные любители быстрого питания, как жители США, в 2010 году принесли ресторанному сектору только 39% выручки",— отмечает в своём исследовании Euromonitor.
А если обратиться к странам БРИК и посмотреть на их долю, то обнаружится, что преимущество России здесь ещё больше - в Китае она составляет 23%, в Бразилии – 16%, а в Индии – и вовсе 12%.
Перспективы развития рынка в России также прогнозируются весьма оптимистично. К 2015 году оборот сегмента увеличится на 29%, примерно до $6,4 млрд. Финансовый кризис отрасль не только не подкосил, а напротив - отчасти даже придал новый импульс – за счёт того, что клиентами сетей стали перебежчики из заведений менее демократичного толка.
Причем заведения быстрого обслуживания обеспечат 84% роста всего ресторанного рынка, и их доля в общем обороте ещё вырастет - до 64%. А самое интересное в том, что три четверти рынка всё равно занимают региональные игроки. Например, в Сибири заметную долю занимает кемеровская компания «Подорожник», строящая вот такие форменные забегаловки.
Хотя в целом, российские регионы составляют значительный драйвер роста для крупных сетей – ведь кое-где до сих пор сильные позиции у «старорежимных» шашлычных «у Ашота».
Всему этому великолепию отнюдь не мешают врачебные приговоры, категорические мнения о вреде фаст-фуда и мода на здоровый образ жизни. Причём критические стрелы летят не только от юмористов, вроде Задорнова, но и из самого «логова» - из США, причём подкрепляются конкретными практическими результатами исследований. В 2004 году там вышел документальный фильм "Двойной размер" (Super Size Me), в котором режиссёром, и одновременно главным героем выступил некий Морган Сперлок.
Фильм, который стал хитом в Америке и даже был номинирован на "Оскар", повествует об эксперименте: главный герой в течение 30 дней ел исключительно фастфуд, в том числе минимум раз в день — из McDonald's. То есть, решил проверить всё самым непредвзятым способом - на себе.
После месяца такой жизни медики зафиксировали у Сперлока ожирение с увеличением веса на 12 кг, повышенный сахар в крови, боли в животе, нарушения психики, даже половое бессилие. Сперлок потратил $50 тыс. на полугодовой курс интенсивного лечения, а на то, чтобы вернуть свой привычный вес – потратил около года! В результате компания McDonald's сняла с производства и с продажи в своих отделениях в США порции Supersize. А конкурент сети – компания Subway стала усиленно позиционировать свой продукт как здоровую альтернативу жирной пище, приготовленной из полуфабрикатов. «Маки» ответили на это жёсткой доктриной, по которой приоритетом является использование местных продуктов – с долей от 75 до 80%. Глобальная битва за желудки потребителей продолжилась...
Так или иначе, за каких-то полвека фастфуд превратился из маргинального бизнеса (эквивалентом которого у нас являются те самые шашлычные да шаурма) едва ли не для бедняков - в который можно было войти с тысячей долларов в кармане - в мощную индустрию, вершащую миллиардами. История основания компании Subway именно такова - некому студенту Фреду нужны были деньги на учёбу в институте, и он, сумев найти кредитора, открыл киоск по продаже сэндвичей. И понеслась! Теперь это индустрия, которая проводит законы через Конгресс США и оказывает прямое воздействие на жизнь и здоровье людей - уже во всём мире.
И сейчас многие политики, врачи и общественные деятели как в США, так и в других странах, ломают голову над тем, как бы ограничить это воздействие. Впрочем, как бы ни был плох фастфуд, пока никто не знает, чем его заменить - когда речь заходит об огромных объёмах.
И он уверенно шагает по планете…
Рубрики: | ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 .... 54 [Новые] |
Исходное сообщение AlexTim
как вообще можно это есть?
Исходное сообщение AlexTim
как вообще можно это есть?
Ответ на комментарий vladi-b
Исходное сообщение vladi-b
Исходное сообщение AlexTim
как вообще можно это есть?
Как обычно. Ротом)))
Исходное сообщение laura_s
чувствую себя чужой на этом празднике жизни: ни разу не была ни в одном из перечисленных в посте заведений, кроме Ростикса...
Ответ на комментарий Ланцелот
Исходное сообщение Андрей_Шилков
А я в Макдональдсе ещё не был. Хочу туда сходить
Исходное сообщение AlexTim
мало того что вредно,так ещё и не вкусно..
я это имел ввиду
Исходное сообщение джабби
добропорядочные американцы заказывают не Правильный боевой напиток, а обычную минеральную воду! произошол, так сказать, разрыв шаблонов!
Ответ на комментарий Алёша_Валирийский
Исходное сообщение AlexTim
Евгений_СС, не плохо размялись так на буффало сегодня....
недоптицы следущие
Ответ на комментарий vladi-b
Исходное сообщение vladi-b
[QUOTE]Исходное сообщение AlexTim
мало того что вредно,так ещё и не вкусно..
я это имел ввиду
Исходное сообщение AlexTim
да лучче в кафешку или ресторан зайти и нормально покушать
Ответ на комментарий EL_Pelado
Исходное сообщение EL_Pelado
Я могу там похавать только тогда, если негде выпить коньячку по-быстрому. Ситуации всякие бывают в жизни. Берем колу, выпиваем, а в стакашку - переливаем коньяк. И через трубочку...
Можно тогда и хренью какой закусить.
А в 90 помню открытие, был тогда с Дедом в Нерезиновске. Мавзолеевская очередь перевешалась бы от стыда.
Ответ на комментарий vladi-b
Исходное сообщение vladi-b
Исходное сообщение AlexTim
да лучче в кафешку или ресторан зайти и нормально покушать
Нормально покушать - в разы дороже.
То что сопоставимо - в подавляющем большинстве не менее стрёмно.
Ответ на комментарий Сандро
Исходное сообщение Сандро
Исходное сообщение laura_s
чувствую себя чужой на этом празднике жизни: ни разу не была ни в одном из перечисленных в посте заведений, кроме Ростикса...
А у нас из крупных сетей считай, только KFC и представлен. Макдональдсы обещают появиться в 2012, Бургер Кинги тоже. Сабвэй вот, правда, есть.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 .... 54 [Новые] |