Galyshenkaвсе записи автора
Недавно, 10 августа мир узнал еще об одной потере. Знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни.
Скульптор мирового масштаба родился в Екатеринбурге (тогда – Свердловск).
Единственный в России именной музей мастера теперь открыт в его родном городе.
Нет пророка в своем отечестве - это как раз о нем.
Его отец врач Иосифа Неизвестный, мать биолог Белла Дижур,писавшая научно-популярные книгам для детей. Вероятно его фамилия, полученная им при рождении, определила и судьбу скульптора - оставаться на родине Неизвестным.
Возможно возникает еще некая ассоциация с его работой - статуей неизвестного солдата -«Мертвый солдат» - работой определившей его творческую и личную судьбу. Почти бесформенная фигура с истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и вытянутой вперед рукой, сжатой в кулак – символ, выражающий борьбу и движение вперед до победы: творения художника были настолько смелы и бескомпромиссны, что власти запретили выставлять их выставлять. В марте 1976 года Неизвестный покинул родину. И действительно оставался здесь неизвестным на долгие годы.
Хотя родине он отдал долг сполна: в 1943 году юношей ушел на фронт, а в конце войны был ранен, объявлен мертвым и посмертно награжден орденом Красной Звезды. В морге он очнулся - бойцу предстояло еще стать великим скульптором.
Несколько высказываний Эрнста Неизвестного о себе, о своих корнях и характере, что позволит лучше понять и принять его творчество:
"Моя свобода - одиночество"
"Мне повезло, что во мне есть и русская, и татарская кровь, хотя я и еврей. Я, как и Ельцин, уралец. Дед мой был купцом на Урале, отец — белым офицером, адъютантом у Антонова. Один мой дядя служил у Колчака, другой — у Деникина. Когда пришли красные, они решили моих деда и отца расстрелять. Но бабка вспомнила, что при прежнем режиме дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Она тогда нашла бумаги, которые это подтверждали, и отнесла «товарищам». Те расстрел отменили"
"У меня буйный, необузданный темперамент. Когда я был мальчишкой, меня не звали драться стенка на стенку, но вызывали, когда били наших. Я бежал, схватив цепь или дубину, а однажды и вовсе пистолет: устремлялся убивать. Я был свиреп, как испанский идальго. Но мне удалось перевести мою уголовную, блатную сущность и энергию в интеллектуальное русло. Если бы Пикассо или Сикейросу не дали проявить себя в искусстве, они бы стали самыми страшными террористами. Я знаю, что говорю, ведь я был с ними знаком"
... и о войне:
"Я в войну шестьдесят два дня сидел приговоренный к расстрелу... Но вместо расстрела был штрафбат. На фронте мне сломали позвоночник, выбили три межпозвоночных диска, и три года после войны я мог ходить только на костылях: были страшные боли, я от боли даже стал заикаться. Боль утихала только от морфия. Чтоб отучить меня от наркотика, мой папа, врач, прописал мне спирт. Я стал пить".
За что именно был приговорен к расстрелу а затем к штрафбату - рассказывать не любил.
Маленький фильм о нем
И некоторые работы мастера:
В качестве приза, вручаемого победителям российской национальной премии «ТЭФИ» за достижения в области телевизионных искусств, была выбрана скульптура Эрнста Неизвестного «Орфей». Древнегреческий герой разрывает себе грудь и играет на струнах своей души. В данный момент производство статуэток осуществляется в мастерской ученика Эрнста Неизвестного Джеффа Блюмиса в США. Каждая из них весит 8 кг 500г и стоит 1000 долларов США.
Скульптурная композиция «Прометей и дети мира», установленная в лагере Артек в 1966 году, была заложена на камнях, привезенных детьми из 83 стран мира. На стене рядом со скульптурным рельефом высечены слова: «Сердцем - пламенем, солнцем - сиянием, костром - заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!»
Последняя работа скульптора на родине – барельеф на здании бывшего ЦК КПСС ТССР в Ашхабаде, где сейчас находится Госархив. Скульптор изобразил лицо Туркмении, которая через царизм, потери и лишения пришла к коммунизму. Оторванные головы державного орла, женщина в платье с национальным орнаментом, страдающая лошадь и гипертрофированные человеческие конечности – достаточно пугающее панно, от которого невозможно отвести взгляд.
Скульптура «Золотое дитя» была установлена перед зданием Морского вокзала в Одессе 9 мая 1995 года. Скульптура была задумана художником по случаю празднования 200-летия города. Сам скульптур побывал в Одессе еще в 1944 году бойцом Красной Армии почти сразу после освобождения города, более двух с половиной лет просуществовавшего в оккупационном режиме. Тогда боец был поражен контрастом между разрухой в городе и несломленным духом одесситов.
Могучий ребенок, как надежда появляющийся из цветка, символизирует нечто новое, чему принадлежит будущее. Эрнст Неизвестный признавался, что впервые создал скульптуру в радостном, романтичном ключе: рождающийся гигант для скульптора выражал надежду на процветание будущего вольного народа.
«Маска скорби»
Монумент в Магаданской обл. у подножия сопки Крутая. Неизвестный создавал его почти 10 лет в память о жертвах сталинского режима. ВВысота центральной части мемориала – 15 метров. Это лицо человека, у которого из левого глаза текут слезы-маски. Правый глаз представляет собой окно-решетку. На другой стороне скульптуры – плачущая женщина. Внутри мемориала находится копия типичной тюремной камеры. Он был открыт 12 июня 1996 года в Магадане. Изначально Неизвестный предлагал создать триптих «Треугольник страданий» - скульптуры в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.
Монумент-памятник «Возрождение», находящийся на Большой Ордынке в Москве, установили в 2000 году как символ новой России, как символ людей на лучшее будущее и перемены. Центральный образ скульптуры - Архангел Михаил, предводитель небесных сил в борьбе со злом.
Монумент «Память шахтерам Кузбасса» был открыт 28 августа 2003 года на территории музея «Красная Горка» в городе Кемерово. Скульптура шахтера, выполненная из бронзы, возвышается на постаменте. Пылающий огонек в руках шахтера – его сердце, в размещенных у основания памятника «кусках угля» угадываются человеческие лица. Скульптор сумел воспеть героику тяжелейшего и опаснейшего труда шахтеров, который равносилен подвигу.
«Цветок лотоса»
Скульптура, созданная Эрнстом Неизвестным в 1968-1971 гг. в честь дружбы народов. Монумент был установлен на Асуанской плотине в Египте (скульптор тогда получил поздравление непосредственно из канцелярии Брежнева) и до последних лет считался самым массивным в мире. Высота «цветочка» - 75 метров!
«Древо жизни»
Эту скульптуру Неизвестный задумал в 1956 г., но закончить её смог только спустя полвека. На «ветках» древа, которые появлялись год за годом, есть и Юрий Гагарин, и Будда, и распятие. В 2004-м, «вырастив» древо до значительной величины, Неизвестный посадил скульптуру внутри столичного моста «Багратион», в вестибюле Международного делового центра «Москва-Сити». Открытие скульптуры состоялось 11 октября 2004 года.
Крона дерева напоминает форму человеческого сердца. Лента Мебиуса оплетает портреты сотен важных исторических личностей – от Адама, Евы и Будды до Гагарина: они составляют крону дерева. У скульптуры есть точная копия: находится близнец в Нью-Йорке.
Хочу немного поделиться личным восприятием, даже не столько работ, сколько судьбой и личностью Эрнста Неизвестного. Когда была ребенком, то меня, как и многих в обязательном порядке вывозили в столицу нашей родины -Москву для приобщения к нашей с вами общей культуре и истории. Меня никогда не водили в Мавзолей, но всегда мы ехали на Новодевичье. Там, бродя меж могил известных и неизвестных мне людей, принесших много пользы и славы нашему отечеству (вероятно это были лучшие уроки истории в моей жизни), запомнила могилу Никиты Хрущева и рассказ моей матери, не о Хрущеве а об авторе памятника - скульпторе, о том что он был изгнан со своей родины именно этим человеком, но смог переломить себя, простить горе, обиды и нужду. По просьбе родных создал памятник своему гонителю, да еще какой!
Надгробный памятник Н. Хрущёву. Эрнст Неизвестный
Установлен на Новодевичьем кладбище в 1975 г.
Некогда Хрущёв обозвал творения Неизвестного «дегенеративным искусством».
Жизнь расставляет всё на свои места, а смерть выставляет оценку напоследок.
Интересное наблюдение.
Никогда не думал об этом.
Но если это правда то понятно почему Церетли не "дотягивает до Неизвестного- эпигоны ведь и в искусстве - третий сорт.
летчик_наблюдатель, мне кажется, в искусстве есть божественное и всё остальное...
Все остальное не подвержено градации по сортам - это чисто вкусовые понятия, главно, что это не божественное.
Эрнс Неизвестный - это конечно божественное.
Возможно и так. Хотя уж больно резкая градация. Дар ведь он всем даётся - но одни его развивают в рамках своей компетенции. а другие пытаются "прыгнуть выше головы". Вот тогда и вступают в дело вкусовые понятия...
летчик_наблюдатель, согласна, памятник очень сильный... но, это ж не каменные ангелочки на надгробиях, о которых когда-то тоже делала пост, он по популярности был не сравним с этим...
дело там ведь в том, что он очень чётко выразил суть личности и деятельности Никиты Сергеевича.чёрная и белая стороны. лаконично, уважительно и назидательно.
летчик_наблюдатель, не искусствовед (к сведению - наше сообщество было основано искусствоведом), но мне кажется, что его творчество просто переполнено всякими символами, оно просто кричит - надо конечно уметь прочесть о чем.
Земля пухом....
Имха Микеланджело-Роден - Неизвестный...
три гения....
Они даже внешне чем-то похожи....
интересный факт большинство произведений неизвестного "отлито " из
бетона, для гения материал не играет роли...
Это вам не церетли-меретели...
Если говорить о высоком, то из моего погреба мне о нем трудно судить. Если бы я не увидела памятник Хрущеву, то не знала бы и о Неизвестном. А потом..., короче, Мастер - да конечно же Мастер, но... это не мой Мастер-скульптор, как и есть не мои Мастера-художники. О вкусах не спорят.
Мир и покой душе его.
Base4ka, понимаю, тяжелое монументальное искусство... только оно у него парит.
Мне в дневнике здешняя ЛиРушная подруга очень интересные вещи рассказала о нем.
Говорит, что он скрывался после хрущевских нападок, прятался... и в том числе на квартире её матери. Её и его мать были хорошо знакомы, а вот ей самой не приходилось с ним встречаться.
Galyshenka, не видит мой глаз этого тяжелого "парения" и всё тут ))) Не могу долго "читать" такую монументальность, а его творения надо долго "читать". Короче, жизнь у него была тяжелой и памятники-монументы-скульптуры тяжело закручены. Церетели и то легче читаем, хотя он тоже не свой парень. )))
Base4ka,
В защиту Церетелли могу сказать, что он не только скульптуры делает (судить не могу живьем не видала, видели бы что у нас в Казани наделано - Церетелли ангелок).
Церетелли еще и просветительской работой занимается, ездит по городам-весям в простые художественные училища, с ребятами общается какие-то лекции, секреты мастерства так сказать... В общем к нам приезжал, где дочка училась (Тут бы Клим прованговал -опять к моей дитяте всё сведено)
Galyshenka, Церетели в столичке много чего натворил))) и мне он больше понятен, хотя... А вот его стиль рисования мне по душе, но у меня столько красок отродясь не водилось, а хотелось бы ))) Я его роки смотрела когда-то по ящику, а сейчас он с мастер-классами немного доступен в ютубе.
У Клима чуйка на вангование )))))