Владимир Федорович Одоевский (1803 - 1869) |
13 августа 1803 года, в Москве родился князь Владимир Одоевский писатель, философ, музыковед. Его отец, князь Федор Одоевский, служил директором Московского отделения Государственного банка, а мать была крепостной крестьянкой. Оставшись сиротой в раннем возрасте, Владимир воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Закревского. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе, после чего служил в цензурном комитете министерства внутренних дел.
В 1823 Одоевский и его друзья, в числе которых были Иван Киреевский, Дмитрий Веневитинов, Александр Кошелев и Николай Рожалин, создали свой кружок — «Общество любомудрия», собиравшийся у Одоевского, который был его председателем. Молодые люди изучали немецкую философию (Канта, Фихте, Шеллинга), беседовали о прочитанных книгах, читали свои философские сочинения. Философия представлялась им ключом ко всем областям бытия. «Мы верили в возможность закона абсолютной теории, посредством которой возможно было бы построить все явления… Тогда вся природа, вся жизнь человека казалась нам довольно ясною», — писал Одоевский.
Совместно с Вильгельмом Кюхельбекером Одоевский издавал альманах «Мнемозина», где публиковались произведения Пушкина, Грибоедова, Баратынского и Языкова. Пытался написать роман, но не закончил работу над ним.
В 1826 Владимир Федорович Одоевский переехал в Санкт-Петербург, там женился и поступил на службу во второе отделение императорской канцелярии, был составителем нового цензурного устава 1828.
1830-е – 1840-е стали периодом активной литературной деятельности Одоевского. Он публикует повести, сказки, критические статьи, философские эссе, печатается в «Современнике» и «Вестнике Европы». Один за другим выходят три сборника сатирических и детских сказок, включая самую знаменитую – «Городок в табакерке».
«В человеке, утверждал мыслитель-романтик, «слиты три стихии – верующая, познающая и эстетическая». Эти начала могут и должны образовывать гармоническое единство не только в человеческой душе, но и в общественной жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Одоевский в современной цивилизации. Считая, что США олицетворяют вполне возможное будущее человечества, Одоевский с тревогой писал о том, что на этом «передовом» рубеже происходит уже «полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение других, так называемых бесполезных порывов души». В то же время он никогда не был противником научного и технического прогресса. На склоне лет Одоевский писал: «То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатами». Бесспорным фактом для него было и то, что «с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше». Однако в целом, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация, по убеждению Одоевского, из-за «одностороннего погружения в материальную природу» может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. За бегство от бытия в «мир грез» современной цивилизации человеку рано или поздно приходится расплачиваться. Неизбежно наступает пробуждение, которое приносит с собой «невыносимую тоску».
Из статьи о Владимире Одоевском в энциклопедии «Кругосвет»
«Князь Одоевский, напротив, принимал каждого литератора и ученого с искренним радушием и протягивал дружески руку всем выступавшим на литературное поприще без различия сословий и званий. Одоевский желал все обобщать, всех сближать и радушно открыл двери свои для всех литераторов. Он хотел показать своим светским приятелям, что, кроме избранников, посещающих салон Карамзиной, в России существует еще целый класс людей, занимающихся литературой. Один из всех литераторов-аристократов, он не стыдился звания литератора, не боялся открыто смешиваться с литературною толпою и за свою дон-кихотскую страсть к литературе терпеливо сносил насмешки своих светских приятелей, которым не было никакого дела до литературы и которые вовсе не хотели сближаться с людьми не своего общества... Светские люди на вечерах Одоевского окружали обыкновенно хозяйку дома, а литераторы были битком набиты в тесном кабинете хозяина, заставленном столами различных форм и заваленном книгами, боясь заглянуть в салон...».
Иван Панаев, «Литературные воспоминания».
«Здесь сходились веселый Пушкин и отец Иакинф с китайскими сузившимися глазками, толстый путешественник, тяжелый немец - барон Шиллинг, возвратившийся из Сибири, и живая, миловидная графиня Ростопчина, Глинка и профессор химии Гесс, Лермонтов и неуклюжий, но многознающий археолог Сахаров, Крылов, Жуковский, Вяземский были постоянными посетителями. Здесь впервые явился на сцену большого света и Гоголь…»
Из воспоминаний Михаила Погодина о доме Одоевского
Ещё сообщение: Писатель Владимир Федорович Одоевский (1803 - 1869)
Рубрики: | Литература/О писателях и поэтах (Русская литература) |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |