-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Associates

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2016
Записей: 1832
Комментариев: 7174
Написано: 9049


Самая провокационная по нынешним временам картина Ильи Репина.

Пятница, 17 Мая 2024 г. 22:38 + в цитатник
Люба47 все записи автора

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» стоит в творчестве Ильи Репина несколько особняком. Всё же Репин больше известен своими жанровыми картинами, очень достоверно и наглядно показывающими жизнь в России «униженных и угнетённых», как, например, его классические «Бурлаки на Волге» или «Крестный ход в Курской губернии». Впрочем, творчество Репина очень разнообразное: есть в его активе и «сказочное ню» Садко, ню настоящее, множество замечательных портретов, например, композитора Мусоргского и даже картина, изображающая обыкновенную капусту на даче в Пенатах.


Садко


Но при создании «Запорожцев» Репин вступил на вотчину Сурикова, который специализировался на масштабных исторических полотнах — самом уважаемом жанре в то время. Эти картины всегда считались самыми сложными — необходимо было достоверно передать колорит эпохи, продумать композицию, написать убедительные и интересные образы, костюмы и окружение того времени. Неудивительно, что Репин работал над этой картиной дольше всех прочих. Идея пришла ему в голову, когда он увидел у историка Дмитрия Яворницкого то самое знаменитое письмо запорожцев турецкому султану.


Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Султан, разозлившись, что запорожцы сумели уничтожить его 15-тысячное войско, велел им перейти к нему на службу, в противном случае грозя полным истреблением. Разумеется, запорожцы его не послушались, и сочинили эпохальное письмо, полное не всегда приличных шуток и оскорблений, где классическое начало: «Ты шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» по сравнению с прочим текстом кажется выверенной и деликатной дипломатической перепиской.


Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Эскиз картины

И Репин поехал на Украину собирать материал для картины. Большую помощь ему в этом оказал Яворницкий, предоставив доступ к старинным казачьей одежде, оружию, трубкам и всевозможной необходимой мелочи, используемой казаками, — так-то с исторической точки зрения картина Репина практически безупречна. Репину пришлось написать огромное число всевозможных эскизов, прежде чем их всё можно было составить в единую композицию. В поездке художник искренне восхищался казаками: «вот вольный народ. Никто так не чувствует понятия свободы, равенства и братства, как они».


Казак (атаман Серко)

Ну а главной литературной основой этой картины была знаменитая повесть Гоголя «Тарас Бульба» — все герои взяты оттуда. Вот на переднем плане пожилой казак в красном жупане — это сам Тарас Бульба, слева — красивый юноша с мягкими чертами лица, наверняка любимец девушек и женщин — Андрей. Чуть правее его — суровый казак с перевязанной головой — Остап Бульба. В центре картины — атаман Иван Серко, со слов которого и пишет письмо писарь, прототипом которого был Дмитрий Яворницкий — так Репин хотел увековечить вклад историка в создание картины. А чтобы художник смог отобразить кривую усмешку писаря, во время позирования Яворницкий рассматривал карикатуры в сатирических журналах.


Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Вариант.

Сидящий за столом казак с голым торсом отражает свободные нравы казацкой вольницы. Впрочем, без рубахи он не просто так — рядом с ним колода карт, а играть в карты можно было, только раздевшись до пояса, чтобы негде было спрятать дополнительного туза.

В итоге получился настоящий шедевр, который — редчайший случай, устраивал и самого Репина, отличавшегося вообще крайней требовательностью к своим картинам и вечно находящегося в них какие-то недостатки.


Запорожцы пишут письмо турецкому султану. эскиз

Вот только в последнее время некоторые особо ярые ура-патриоты стали говорить, что неплохо бы эту картину снять с экспозиции в Государственном Русском музее, да и вообще сейчас она слишком уж провокационная и неоднозначная, словно забывая о том, что у России и Украины общее культурное наследие.

А как вы думаете, стоит ли эту картину снять с экспозиции,
или лучше оставить всё как есть — пишите в комментариях.

ArtAlebrio
https://dzen.ru/artalebrio
Рубрики:  Картины рассказывают
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

Люба47   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2024 г. 22:40 (ссылка)
Мое мнение, нужно оставить картины все на месте, никуда ничего не переставлять.
Шедевр должен быть в музее! Это наша история!
Ответить С цитатой В цитатник
Кахетинка   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2024 г. 18:45 (ссылка)
Довольно интересная история! Спасибо, Любаша!А вот снимать картину не надо - в этом я согласна с тобой!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2024 г. 19:25ссылка
Ниночка, спасибо за твое мнение!
Ведь если все убирать, так через пару столетий нашим правнука нечего будет смотреть и изучать историю ...
Orfeus   обратиться по имени Понедельник, 10 Июня 2024 г. 10:53 (ссылка)
Картина на месте
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 10 Июня 2024 г. 20:01ссылка
Надеюсь, так будет всегда...
Спасибо за комент!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку