-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в A_Propos

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.06.2011
Записей: 534
Комментариев: 7098
Написано: 8192


70 лет подвигу Виктора Талалихина

Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 19:01 + в цитатник
Lanica все записи автора
Цитата сообщения Lanica

70 лет подвигу Виктора Талалихина
 

В эти дни исполняется 70 лет подвигу легендарного летчика Виктора Талалихина. Он первым решился в воздушном бою пойти на таран самолета противника. Об этом написано много книг, имя Талалихина знает почти каждый школьник.

То, что сделал Талалихин в 1941 году, даже спустя семьдесят лет кажется невероятным. В ночь с 6 на 7 августа немецкие бомбардировщики попытались прорваться к Москве. Задача советских летчиков была не дать им до нее долететь. Вражеский «Хейнкель-111» Талалихин встретил на высоте четыре с половиной тысячи метров. На своем И-16 он зашел ему «в хвост» и сразу атаковал. Противник с уже подбитым правым двигателем резко развернулся со снижением и полетел в другую сторону.

Продолжая обстрел, Талалихин летел за ним. Но когда он нагнал врага, закончились боеприпасы. Тогда летчик решил винтом своего самолета отрубить бомбардировщику хвост. Он подлетел совсем близко и получил очередь из крупнокалиберного пулемета. Талалихину обожгло руку, но он смог направить машину на таран, а затем выпрыгнуть из нее.

Почти километр он летел в затяжном прыжке, затем раскрыл парашют, увидев, как сбитый «Хейнкель» рухнул на землю. Место, куда приземлился Виктор Талалихин, известно точно — он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь.

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".



Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза. 

Талалихин Виктор Васильевич - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант.

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 347) младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Памятник Виктору Талалихину в Центральном городском парке Подольска. 

Именем Талалихина были названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В районе города Подольск установлен памятник, в городе-герое Москве и самом Подольске — бюсты Героя. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.

 

Источники: 1 2
 

Серия сообщений "Биография":
Часть 1 - Бенджамин Дизраэли (Лорд Биконсфилд): афоризмы и высказывания
Часть 2 - День рождения отцов-основателей "Городка"
Часть 3 - 7 августа 1782 года открыт памятник Петру I.
Часть 4 - 70 лет подвигу Виктора Талалихина
Часть 5 - Бенджамин Дизраэли (Лорд Биконсфилд). Афоризмы и высказывания
Часть 6 - 7 сентября - день рождения Изабеллы Юрьевой
...
Часть 28 - Актеры республик Советского Союза. I
Часть 29 - Вася - укротитель "Орионов"
Часть 30 - «Выживу - уйду в монастырь»

Рубрики:  Наша Родина - СССР
Метки:  
Понравилось: 10 пользователям

potnik   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 19:29 (ссылка)
Жалко парня. Подвиг он конечно совершил, но... от безысходности. И-16 с бомбардировщиком конечно справится, но расстрелять весь боезапас, не причинив особого вреда - это говорит о подготовке лётчика, но и о моральных качествах. Слава ему!
Ответить С цитатой В цитатник
сергеева_наталия   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 19:33 (ссылка)
Слава нашим героям!
Ответить С цитатой В цитатник
Lunicka   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 19:34 (ссылка)
Lanica, спасибо вам за память! Сейчас вообще стали мало писать о таких героях, разве что перед 9-м мая.
Ответить С цитатой В цитатник
Андрей_67   обратиться по имени Воскресенье, 07 Августа 2011 г. 22:40 (ссылка)
Поступок отважный и показательный в нужное время. Заслуживает звания героя, тем более первый таран во время войны. С уважением отношусь к таким людям. Жаль только, что не всем первым дают геройские звания. Например - первому погибшему в войне. Я не говорю уже о тех миллионах бездумно и безвинно угробленых солдат о которых до сих пор ничего незнают...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Августа 2011 г. 22:20ссылка
Благодарю!
Тина_Гулевская   обратиться по имени Понедельник, 08 Августа 2011 г. 11:58 (ссылка)
Сегодня, когда некоторые пытаются изменить историю ВОВ, такая информация очень актуальна. Многое, что печаталось в лихие 90-е, оказалось просто враньём, подтасовкой... Сегодня мы протрезвели от полученной свободы и начинаем очищаться от шелухи... Время все ставит на свои места... Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Августа 2011 г. 22:19ссылка
Благодарю!
Перейти к дневнику

Подтасовки не кончились

Среда, 11 Июля 2012 г. 19:46ссылка
Подтасовки 90-х не прошли суды и приговоры не получили. Их масса ещё время от времени будет всплывать и использоваться. Нужен специальный архив расследований и опровержений, нужны специальные ссылки и метки о замеченных и доказанных фальсификациях на электронных архивах публичных библиотек и госархивов.
GrayOwl   обратиться по имени Понедельник, 08 Августа 2011 г. 12:55 (ссылка)
А я всю жизнь думала, что таран был смертелен для обоих.( Теперь мне так стыдно, хоть и погиб Талалихин вскоре -- всё в том же грозовом 1941.
Спасибо Вам, Lanica, что просветили о судьбе этого незаурядного человека. А лицо-то у него какое русское, открытое!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Августа 2011 г. 22:19ссылка
Вам спасибо за комментарий!
N-V-K   обратиться по имени Вторник, 09 Августа 2011 г. 10:38 (ссылка)
Спасибо за рассаказ о Викторе Талалихина,знала только о его подвиге и ничего о нем,как о человеке.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Августа 2011 г. 22:18ссылка
Благодарю за отзыв! Согласна, о многих героях мы знаем только имена, а ведь и многих имён не знаем...
Перейти к дневнику

рекомендую сетевые библиотеки

Среда, 11 Июля 2012 г. 20:15ссылка
Рекомендую список сетевых библиотек на http://www.gpntb.ru/win/window/ А тут - о Талалихине в Википедии, с биографией и др. материалами. Тут - ссылка на сайт с 6 000 фото Талалихина.
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 11 Августа 2011 г. 18:30 (ссылка)
Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов
Спасибо за пост
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 19 Августа 2011 г. 22:17ссылка
Благодарю!
Перейти к дневнику

уточняю со ссылкой

Среда, 11 Июля 2012 г. 20:28ссылка
Даю цитату об авиатаранах с сайта истории авиации http://www.aviap.ru/iia4.php
"26 августа 1914 года во время вражеского налёта на аэродром в Шолкиве штабс-капитан Нестеров поднялся в воздух на своём невооруженном Моран-М и, направив его на ведущий вражеский самолёт (управляемый австрийским лейтенантом бароном фон Розенталем), протаранил его. Оба летчика погибли под обломками рухнувших самолётов.
Так был открыт счёт таранам вражеских самолётов Российскими Воздушными силами.
Ночной таран впервые произвёл советский летчик старший лейтенант Евгений Степанов 25 октября 1937 года в Испании – своей стойкой шасси он разбил стабилизатор бомбардировщика итальянской армии.
В воздушном бою в небе над китайским городом Ханькоу 31 мая 1938 года Антон Губенко, израсходовав все боеприпасы, протаранил японский истребитель и смог приземлиться на своём повреждённом самолёте.
В том же году в Испании капитан Николай Жердяев таранил бомбардировщика и тоже остался жив. Погиб в 1942 году, имея на боевом счету 14 сбитых самолетов.
В 1939 году в боях при Халхин-Голе было в разное время совершено три тарана, совершённые советскими летчиками Александром Мошиным и старшими лейтенантами Виталием Скобарихиным и Виктором Раховым. Все они также смогли посадить после этого свои повреждённые самолёты. Виктор Рахов через два для после этого погиб в бою, смертельно раненный пулемётной очередью.
В первые же часы Великой Отечественной войны советскими лётчиками было совершено 8 таранов. А всего в этой страшной войне противника таранили, по меньшей мере, 636 пилотов советский армии."
Перейти к дневнику

Среда, 11 Июля 2012 г. 21:07ссылка
Спасибо большое!:hi:
(и за ссылку )
ud4enko7   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 23:16 (ссылка)

--------- (550x500, 792Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

удивлять открытками надо в другом месте

Среда, 11 Июля 2012 г. 20:33ссылка
удивлять открытками надо в сетевых клубах любителей открыток и иных примочек. Не надо спамериь в сайтах памяти. Тут надо уметь поговорить на открытую тему.
Перейти к дневнику

Среда, 11 Июля 2012 г. 20:39ссылка
Вы здесь модератор? По-моему вам таких прав никто не давал
ud4enko7   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2011 г. 23:19 (ссылка)

----- ---- (600x500, 33Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Честный_простак   обратиться по имени кто лидерствует в информации? Среда, 11 Июля 2012 г. 20:55 (ссылка)
неформальный сайт http://www.volk59.narod.ru/Aviatarany.htm утверждает, что "В первые часы войны между Германией и СССР советские лётчики совершили 8 таранов. Всего в этой войне таранили противника по крайней мере 636 советских пилотов. По крайней мере 503 экипажа совершили таран наземных целей. Алексей Хлобыстов совершил 3 тарана, из них 2 в одном бою, Борис Ковзан – 4.
Примечательно, что если в 1941-42 советские лётчики совершали в среднем более 20 таранов в месяц, то в 1943-44 – менее 10, а в 1945 – около 5 в месяц."
Увы, стандарты библиотек с правилом давать ссылки на первоисточники информации, в сети редко кем уважаются. Но этот сайт - первый в поисковом рейтинге, на дне которого архив МинОбороны мало кто будет искать. И этому нет оправдания нашему Гаранту, который должен защищать наши права по ст. 140 УК РФ "отказ в предоставлении гражданину информации" (неполнота или искажение информации)
Сайты Правительства и Гаранта должны бы лидировать в сети и по полноте информации, и по правдивости, и (поэтому) - по популяности. А у нас уже 3-й Гарант (причём, Путин - второй срок) не блюдёт свои гарантии и наши права...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку