Анннушка_Гулиева все записи автора
«Спи ко мне» – это поэма в прозе, медитация в двух снах о том, как обрести счастье. Естественно, что такой текст надо читать медленно.
Поскольку по жанру это роман-сказка, то строится он на двоемирии. Как известно, в любой уважающей себя волшебной сказке должно быть два мира – тридевятый и обыкновенный.
В обыкновенном все обыкновенно. Там обитают контент-координаторы и бренд-менеджеры, проводятся совещания и составляется отчетность, коммерческие директора думают о том, как сэкономить на работниках, а работники думают о работе и мечтают об отдыхе.
Мечтает о нем и Наташа Ермолаева, сотрудница рекламного агентства. У нее в жизни есть много-много работы, несколько вечерних часов «для себя», а потом сон – «телепортация с территории вечерней свободы в расчерченное по линейке утро, где каждая минута на счету и нельзя отклониться от графика».
Но сон сну рознь. Если перестать относиться к сновидениям как к всего лишь дополнению «реальной» жизни, если заснуть всерьез, то можно очутиться в тридевятом мире, в столице Просвещенной Империи.
Где улочки узки, как в средневековых городах, а в каждом окне сияет кусок голубого неба.
Где стены кафе прозрачны и потому не мешают симпатичным, увешанным цацками персонажам демонстрировать себя друг другу.
Где все такое хрупкое, трепетное, кружевное и разноцветное.
Где ездят велосипеды с семью колесами разной величины, и деньги тоже семиугольные, хотя деньги там – последнее дело.
Где все смутно напоминает Индию, с ее кастами, расслабленностью и культом бродячих саньясинов, занятых соединением зримого и незримого.
И где можно, наконец, встретить симпатичного, прилично одетого принца со светло-зелеными волосами до плеч.
Самое любопытное, что принц тоже видит сны, и в этих снах его тридевятым царством оказывается Москва, а принцессой – Наташа.
Удивительная утопическая антиутопия, где одна нереальность перетекает в другую, а герои с их «свободой вдвоем» существуют только друг для друга, в сущности, представляет собой сплошной парадокс. Здесь все состоит из половинок-противоположностей, которые никак не прилаживаются друг к другу, да к тому же еще и обитают в параллельных вселенных. Но в финале парадоксы все-таки разрешаются: автор ухитряется окончательно соединить своих героев, не нарушив правдоподобия сна.
При этом не надо думать, что перед нами сказка с бесплотными, плоскими, застывшими персонажами. Наоборот, обитатели офисного московского мира чрезвычайно осязаемы и прекрасно узнаваемы. Сочетание легкой сатиры и лирики, мечтательности и красочности и веселого абсурда.
Для кого-то «сказка» все еще остается синонимом «несерьезности» и даже «лжи». Такая, мол, неправда жизни. Но разве такие романы, как «Спи…» не приятнее, чем вечные улицы разбитых фонарей? В общем, если вы много и тяжко работаете для отчетности, если вы убиваете время на совещаниях, которые проводят менеджеры по контролю и учету всего, если вы перестали слышать пение ангелов (а раньше слышали) – то это ваша книга.