Э. М. Ремарк. "Жизнь взаймы". |
Аннотация: Роман "Жизнь взаймы" был написан в 1959 году. Автогонщик Клэрфе, приехавший в Швейцарию чтобы навестить старого друга, увозит из туберкулезного санатория смертельно больную пациентку Лилиан. Зная, что ей осталось жить совсем немного, она мечтает провести остаток дней ярко и необычно…
Да простят меня поклонники Ремарка.
Это первая в моей жизни книга, которую я бы и не советовала бы кому-либо читать, но и не отговаривала бы от её прочтения. Странные, противоречивые чувства она во мне вызвала, но в большей степени всё-таки отрицательные. На протяжении всего романа во мне обитало непонятное чувство, будто бы эту историю писал начинающий, совсем ещё неопытный молодой писатель, в котором талант к прозе только только начинает пробиваться, и он ещё не успел познать всех тайн и секретов того, как завладеть и вниманием, и признанием читателя.
Но обо всём по порядку.
Сама идея романа шикарна - умирающая от туберкулёза молодая девушка, которая сбегает из закрытого санатория в горах в большую жизнь и всеми силами старается наверстать в скором времени уже потерянные годы. Идея-то хороша, но подача отвратительна.
Вся книга полностью пропитана каким-то унынием, тоской и флегматичностью. Я не увидела ни грамма любви к жизни у Лилиан, ни грамма! Вечно в тоске, вечно бесцельно таскалась по кафе-ресторанам, литрами употребляла алкоголь и скупала платья. Или по мнению Ремарка в этом заключается жажда жизни?
На мой взгляд, было бы куда лучше отмечать радостные мелочи жизни в глазах главной героини, её любовь к путешествиям, наслаждению красотой старинных городов, душевному единению с природой, с тем же морем, которое у большинства людей вызывает массу чувств, восторг, а у умирающей туберкулёзницы, которая, по идее, должна было внутренне попискивать от счастья, что она, если не ошибаюсь, видит его первый раз в жизни, ничего, кроме флегматичных вздохов. У меня было такое чувство, будто бы ей просто скучно. Скучно в санатории, скучно с Борисом, скучно с Клэрфе, скучно с самой собой, скучно с Жизнью. К середине книги я совсем перестала улавливать мотивацию её поступков. Точнее сказать, мотивации просто не было. Уважаемый Ремарк, видимо, посчитал, что умный читатель сам догадается с какой радости она бросила Волкова, позже - решила помахать ручкой гонщику, почему она вернулась в санаторий, и, что самое главное, в чём заключалось её счастье, о котором написано два последних предложения романа. Об этом всём писатель решил скромно умолчать, одаривая людей, взявших в руки сию книгу, многочисленными непонятками и вопросами.
Ход событий - отдельная тема. Я такие сюжеты называю "сюжетами-скакунами" - ситуаций описано много, но скачут они одна за другой, не имея цельности и законченного вида. Не успела глазом моргнуть, как у Клэрфэ с Лилиан любовь оказывается появилась, о которой и намёка перед этим не было, не говоря уже о какой-то там искре и всякой важной дребедени, которую так лень описывать; не успела страницу перевернуть, как Лилиан уже его хочет бросить; не успела абзац прочесть, как гонщик погибает, и девушка вроде как страдает, но уже через пять строк она и думать забыла о том, кто такой Клэрфэ и давай обниматься с Волковым.
В книге присутствует масса ненужных персонажей, которые описаны настолько плохо, что их последующие появления знаменуются долей недоумения и судорожной работой мозга, пытающейся вспомнить где же уже это имя встречалось. Я уже не говорю о большом количестве ситуаций, которые не имеют никакой сюжетной ценности, но щедро впихнуты на страницы книги. Или, может быть, я просто чего-то не понимаю?
В целом, несмотря на мой такой весь отрицательный отзыв, есть в романе парочка хороших вещей. Опять-таки идея книги, параллель между туберкулёзницей, старающейся удержать время всеми силами и гонщиком, который мчится на бешеной скорости по лезвию ножа. Есть несколько занятных мыслей, намёк на философию, небольшая доза пищи для ума. Чего стоит один только внутренний монолог Лилиан о "из Брешии в Брешию".
Но для меня слабовато. Я любитель более глубоко прописанных книг, в которых каждая глава, каждая строчка несёт в себе некий смысл; любитель педантично и ярко прописанных событий, идеальности сюжета и языка. "Жизнь взаймы" же я дочитывала лишь из соображения "для развития" и знакомства с Ремарком.
Напоследок хочу добавить, что роман этот имеет очень большой потенциал. Из него можно сделать, так сказать, конфетку; своеобразную книгу-гимн жизни, глубоко-философскую и одновременно драматично-трогательную повесть. Было бы желание, было бы старание, был бы талант.
Рубрики: | Философия Любовный роман Зарубежная Проза |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Ответ на комментарий Maria_Shagal
Ответ на комментарий ШведиНА
Ответ на комментарий КаськаР
Ответ на комментарий Кувшинка_Бел
Ответ на комментарий джин_дайкири
Ответ на комментарий странник_дождя
Ответ на комментарий Сим
Ответ на комментарий Леля_с_книгой
Ответ на комментарий evelea
Ответ на комментарий Леля_с_книгой
Исходное сообщение Леля_с_книгойвот насчет этого не знаю, по моему единственный роман Ремарка, где от войны можно абстрагироваться
Да, только сами герои ещё живут войной, они в ней "застряли", отсюда и психологическое напряжение книги
Ответ на комментарий Черниковская
Исходное сообщение Черниковская
Но согласитесь, что любая книга должна иметь цельный сюжет, и события не должны скакать одно за другим, не успевая толком закончиться.
Ну, вот если вам так близка Лилиан, то может объясните мне, почему она вернулась к Борису? Почему так быстро забыла Клэрфэ? Почему вернулась в санаторий? И последнее, в чём заключалось её счастье? В книге написано, что она умерла будучи счастливой, так отчего счастливой?
Ответ на комментарий Сим
Исходное сообщение Сим
Ей был все равно, что Борис, что Клэрфе...
ее счастье было в том, что она жила...
Ответ на комментарий Черниковская
Исходное сообщение Черниковскаяа не все ли равно где умирать?
Исходное сообщение Сим
Ей был все равно, что Борис, что Клэрфе...
ее счастье было в том, что она жила...
А санаторий? Почему вернулась? Решила, что нет смысла искать чего-то в жизни? Или она нашла для себя уже всё, что могла и поэтому решила вернуться?
Ответ на комментарий Черниковская
Исходное сообщение Черниковскаяя не верю в десятки пониманий, по мне "выносит что-то свое"...
Интересное мнение.
Наверно, беда сего романа в том, что каждый понимает его по-своему.
Но... откуда многие любители творчества Ремарка прочувствовали этот "глубокий психологизм" и "чувства Лилиан"?
Мне кажется, они описаны довольно-таки скудно.
Ответ на комментарий Маша_и_медведь
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |