В рамках XII Международного фестиваля
«Лики современного пианизма»
в концертном зале Мариинского театра -
концерт Николая Луганского
Если посмотреть на программу и имя исполнителя, то эпиграфом к этому концерту могут служить слова композитора А. Агажанова - "Поэт это тот, кто чувствует глубинную истину мира сердцем. Не логикой. Она, эта истина, озаряет его сразу и целиком, а не добывается по крупинкам!"
Николай Луганский – один из самых ярких пианистов своего поколения. Лауреат ряда международных конкурсов, он – музыкант международного класса, представляющий российское искусство во всем мире.
Родился в 1972 году в Москве. Учился в ЦМШ у Татьяны Кестнер и в Московской консерватории у профессоров Татьяны Николаевой и Сергея Доренского, у которого также обучался в аспирантуре. С 1998 года преподает в Московской консерватории, профессор кафедры специального фортепиано под руководством профессора Сергея Доренского. Лауреат VIII Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени Рахманинова в Москве (II премия, 1990), Международной летней академии университета Моцартеум (Зальцбург, 1992), Х Международного конкурса имени Чайковского (II премия, 1994; I премия не присуждена). Народный артист России (2013), почетный член Российской академии художеств.
*****
«Детские сцены» написаны Шуманом в 1838 году. Этот цикл — одно из лучших фортепианных произведений композитора. Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить его под силу только очень зрелому пианисту, способному не только воспроизвести нотные знаки, но и проникнуть в сущность авторского замысла.
Миниатюры, входящих в цикл, — своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности, сколько на настроении, на эмоции. Не стоит заблуждаться: «Детские сцены» — это не цикл «для детей» подобно знаменитому «детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка для взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы. Название "юмореска" впервые применил Р. Шуман к своей фп. пьесе ор. 20 (1839); он исходил из понимания термина в духе Жана Поля Рихтера (юмор как удачное соединение мечтательности и шутки); юмореска Шумана - развёрнутая пьеса, состоящая из ряда лирических и скерцозных эпизодов.
*****
Цикл Рахманинова не представляет законченного, единого целого, подобно, например, шумановским фортепианным циклам, и каждая из входящих в него пьес вполне самостоятельна по форме и образному содержанию. Прелюдии ор. 23 создавались на протяжении довольно длительного времени и, по-видимому, без общего плана. Тем не менее всему циклу присуще известное внутреннее единство. Композитор располагает отдельные пьесы в определенной последовательности, соблюдая логику тональных отношений, образных соответствий или контрастов.
Серия прелюдий ор.32, написанных в 1910 году, состоит из тринадцати пьес. Такая «некруглая» цифра объясняется тем, что вместе с ранее созданными фортепианными прелюдиями Рахманинова (cis-moll ор. 3 и десять прелюдий ор. 23) эта новая их группа образовывала законченный цикл из двадцати четырех пьес во всех мажорных и минорных тональностях. Вместе с тем этот опус обладает и известной степенью внутренней законченности.