Образы Великой Октябрьской революции нашли свое отражение в творчестве Д.Д.Шостаковича.
Соната для фортепиано № 1 ор.26 (1926)
Первоначально соната называлась «Октябрьская», позже композитор снял название.
Весной 1927 года Агитотдел музыкального сектора Государственного издательства, занимавшийся публикацией и распространением сочинений советских композиторов, передал ему заказ на симфоническое сочинение к десятилетию Октября.
Это был почетный заказ. Заканчивавшееся первое десятилетие страны утвердило прочность провозглашенного Октябрем нового строя. Провалились многочисленные попытки белогвардейцев и интервентов уничтожить его. Победив в гражданской войне, народ, руководимый партией большевиков, преодолел разруху и накапливал силы для перестройки промышленности, сельского хозяйства. К людям искусства предъявлялось требование активного участия в возрождении культурной жизни народа. Музыка должна была адресоваться самым широким массам. Действительность требовала злободневных откликов. Это рождало формы прямо агитационные - такие произведения тогда называли "агитационной" музыкой.
С 1927 года в Ленинграде после небольшого перерыва возобновились грандиозные массовые агитационные представления на революционные темы:сюжеты были посвящены эпизодам 9 января 1905 года, штурму Зимнего дворца в Октябре 1917 года, сражениям гражданской войны и всегда сопровождались музыкой - играли духовые оркестры, пели хоры. Представления побудили художника Б. М. Кустодиева изобразить их на красочных полотнах, восхищавших Шостаковича: он не пропускал ни одного такого праздника.
Все эти впечатления отразились во Второй симфонии, создававшейся с энтузиазмом. Чтобы узнать жизнь рабочего класса, ощутить производственную атмосферу, он бывал на заводах, в цехах. Решил даже ввести в симфонию гудки. Для хорового финала композитор использовал заимствованные из газеты стихи Александра Безыменского, популярного комсомольского поэта - мастера агитационной поэзии. Хор заканчивался взволнованными призывами-лозунгами о Великом Октябре и В. И. Ленине.
Октябрь! - Это - солнца желанного вестник.
Октябрь! -o Это - воля восставших веков.
Октябрь! - Это - труд, это - радость и песня.
Октябрь! - Это - счастье полей и станков.
Вот знамя, вот имя живых поколений:
Октябрь, Коммуна и Ленин.
Всю симфонию длительностью в двадцать минут Шостакович написал дней за сорок.
Симфония была названа "Посвящение Октябрю".
Успех был большим. Массовая аудитория, любители музыки, музыканты-профессионалы восприняли "Посвящение Октябрю" как сочинение, открывающее широкий путь революционной теме в советской музыке, и ради этого прощали молодому автору сложности стиля, некоторые натуралистические детали.
Симфония No. 2 "Посвящение Октябрю" Op. 14
00:00 - I. Largo
03:38 - II. Quarter Note
04:50 - III. Poco meno mosso - Allegro molto
11:03 - IV. Chorus- 'To October' Text by Alexander Bezymensky
Первый раздел симфонии критики определяли как «тревожный образ разрухи, анархии, хаоса». Начинается он глухим звучанием низких струнных, мрачным, неясным, слившимся в сплошной гул. Его прорезают отдаленные фанфары, словно дающие сигнал к действию. Возникает энергичный маршевый ритм. Борьба, устремленность вперед, от мрака к свету — вот содержание этого раздела.
Стихает шум битвы. Инструментальная часть симфонии заканчивается лирическим эпизодом с выразительным соло кларнета и скрипки. Заводской гудок, поддержанный ударными, предваряет заключение симфонии, в котором хор скандирует лозунговые стихи.
Музыка этого раздела отличается четкой фактурой. Полностью исчезает хаотичность предшествующих, чисто оркестровых разделов. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Заканчивается симфония торжественно, утверждающе.
Шостакович вновь вернулся к этой теме, став зрелым мастером, прославленным автором десяти симфоний, многие из которых уже были известны за пределами нашей страны.
Четыре части этой симфонии и имеют определенные названия, но они не изображают отдельные происходящие события, а выражают различные грани одной и той же идеи — идеи Революции.
Первая часть — «Революционный Петроград» — начинается торжественно и сурово. После небольшого вступления следует полное бушующей энергии сонатное аллегро. Главная партия написана в характере динамического, напористого марша, побочная распевна, светла. В разработке появляются мотивы революционных песен. Заключение части перекликается с началом — вновь возникают величественные аккорды вступления. Постепенно стихает звучность, наступает тишина, сосредоточенность.
Вторая часть — «Разлив» — музыкальный пейзаж. Спокойное неторопливое движение низких струнных приводит к появлению мелодии-монолога скрипок. Новые краски привносит солирующий кларнет. В среднем разделе части (в ее форме сочетаются признаки сложной трехчастности и вариаций) появляются светлые напевы флейты и кларнета, придающие оттенок пасторальности. Постепенно колорит сгущается. Кульминация части — соло тромбона.
Третья часть посвящена событиям памятной октябрьской ночи. Настороженно и тревожно звучат глухие удары литавр. Их сменяют остро ритмичные пиццикато струнных, звучность нарастает и снова спадает. Тематически эта часть связана с предшествующими: в ней сначала используется мотив из среднего раздела «Разлива», затем появляется в увеличении, в мощном звучании тромбонов и тубы, к которым далее присоединяются и другие инструменты, побочная тема «Революционного Петрограда». Генеральная кульминация всей симфонии — выстрел «Авроры» — громовое соло ударных. В репризе трехчастной формы обе эти темы звучат одновременно.
Финал симфонии — «Заря человечества». Его форма, свободная, не поддающаяся однозначной трактовке, некоторыми исследователями рассматривается как двойные вариации с кодой. Основная тема, торжественно-фанфарная, напоминает аналогичные мелодии из кинофильмов с музыкой Шостаковича, таких как «Падение Берлина», воспевающих победу, вождя. Вторая тема — вальсообразная, в прозрачном звучании струнных, заставляет вспомнить хрупкие образы юности. Но ее абрис близок одной из тем «Разлива», что создает образное единство. Заканчивается симфония победным апофеозом.
Д.Д.Шостакович - (Правда, 1967, 12 сентября) «Давно собирался я написать произведение, посвященное юбилею нашего Советского государства, но все не получалось. И вот несколько месяцев назад я был на "Мосфильме". Там готовили к выпуску на экран старую ленту братьев Васильевых "Волочаевские дни", к которой я в свое время писал музыку. И, как мне теперь показалось, довольно удачно у меня тогда получилась "Партизанская песня". Картина напомнила мне ее и совершенно неожиданно прояснила всю будущую поэму. Я сел писать. Главную тему сочинил вновь — она проникнута интонациями революционных песен, а второй темой поэмы стала "Партизанская песня". И ту и другую я подверг серьезной разработке. Получилось большое симфоническое произведение на 12—13 минут».
С праздником!!!
Людочка, спасибо! Как никто, так мощно как Шостакович чувствовал тему Октябрьской революции, тему осажденного Ленинграда, тему борьбы и победы.
Спасибо!