-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4143
Комментариев: 46231
Написано: 55630


Винченцо Галилей: отец Галилео Галилея, теоретик музыки, композитор и лютнист

Понедельник, 24 Октября 2016 г. 15:15 + в цитатник
Barucaba все записи автора

iskusstvo-zvuka

Галилей  Винченцо (итал. Vincenzo Galilei; 3 апреля 1520, Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции — 2 июля 1591, Флоренция) — итальянский теоретик музыки, композитор, лютнист. Отец Галилео Галилея. Галилеи - знатный, но обедневший дворянский род. Полное имя Галилео Галилея: Галилео ди Винченцо Бонайути де Галилей (итал. Galileo di Vincenzo Bonaiuti de' Galilei). Представители рода Галилеев упоминаются в документах с XIV века. Несколько его прямых предков были приорами (членами правящего совета) Флорентийской республики, а прапрадед Галилея, известный врач, тоже носивший имя Галилео, в 1445 году был избран главой республики.В семье Винченцо Галилея и Джулии Амманнати было шестеро детей, но выжить удалось четверым: Галилео (старшему из детей), дочерям Вирджинии, Ливии и младшему сыну Микеланджело, который в дальнейшем тоже приобрел известность как композитор-лютнист.

Член и активный участник Флорентийской камераты. По свидетельству современников, считался лучшим лютнистом Флоренции, автор мадригалов и пьес для лютни. 

Учился в Венеции у Джозеффо Царлино (около 1563). Диалог «Фро́нимо» (Fronimo; Венеция, 1569; 2-я редакция: там же, 1584) представляет собой первую полноценную школу игры на лютне. Галилей аргументировал предпочтительность лютни органу тем, что именно она способна выражать «гармонические аффекты, такие, как жёсткость и мягкость, терпкость и сладость, крики, плачи, жалобы и причитания, с таким чудесным изяществом».


V. Galilei:Fronimo 






I. Fantasia terza (1568) - 0:00
II. Duo del primo Modo (1584) - 2:23
Исполняет Massimo Lonardi - лютня

На формирование музыкально-эстетических воззрений Галилея оказал решающее влияние Джироламо Меи, после чего его отношение к работам Царлино резко изменилось. В трактате «Компендий теоретической музыки» (итал. Compendio nella theorica della musica; рукопись около 1572 года, не опубликована) пришёл к мысли о несовместимости античной и современной ему итальянской музыки, о тщетности реконструкций древности. Критикуя своего учителя, развивал эту мысль в трактате «Диалог о древней и новой музыке» (Dialogo <…> della musica antica et della moderna; Флоренция, 1581). Ряд трактатов Галилея о гармонии и контрапункте, в том числе «Обсуждение энармоники, как её используют, и того, кто был автором хроматики» (Discorso intorno all’uso dell’enarmonico et de chi fusse autore del cromatico, 1591), критически оценивающий эксперименты соотечественников в микротоновой музыке, не был опубликован при жизни и сохранился в рукописи.

Vincenzo Galilei - Recercare del nono tuono



Для эстетики Галилея центральной была мысль об утрате присущего античности аффекта в современной музыке, целью которой стало (по его мнению) одно удовольствие, поверхностная приятность. Вокальную музыку современников резко, иронично критиковал за преувеличенную звукоизобразительность, буквальное следование музыки за словом. Считал, что традиционный (имитационно-полифонический) контрапункт усложняет восприятие и снижает эффект непосредственного воздействия музыки на душу, вследствие чего активно пропагандировал «монодию», то есть мелодию, понимаемую им как несущий элемент фактуры, главную музыкальную мысль.


Gagliarda Ciparissa, Contrappunto 10 - V. Galilei




Теоретические исследования Галилея проложили дорогу музыке Нового времени с её гомофонным складом и равномерно темперированным строем, то есть материей классико-романтической гармонии. Проведя ряд физических экспериментов, доказал (по-видимому, впервые в истории): для того чтобы 2 одинаковые по длине, толщине и качеству (d’ugual lunghezza, grossezza, & bontà) струны произвели определённый музыкальный интервал, массы привешиваемых к этим струнам грузов должны быть квадратами отношения, соответствующего этому интервалу, а вовсе не аналогами того же самого отношения (как считалось в традиционной теории музыки, в том числе в «Основах музыки» Боэция).


Vincenzo Galilei - Caronte a 5 di Morales, Fuga a due liuti 




 
Галилей — автор двух сборников мадригалов (1574, 1587), многих инструментальных пьес, в основном, для лютни. Среди последних — сборник «Книга лютневой табулатуры» (1584), который содержит (среди прочего) экспериментальную сюиту из 24 тройных «микроциклов» (пассамеццо-романеска-сальтарелла) во всех 12-ти тональностях, то есть на 12 высотных позициях хроматической гаммы. Авангардные сочинения Галилея в «монодическом» стиле не сохранились.


Gagliarda Moravia, Contrappunto 24, Qual Miracolo Amore 




A Due Liuti : Duo tutti di fantasia, Vincenzo Galilei 




Vincenzo Galilei (лютня)

Прелюдия, Танец, Ричеркар, Сальтарелло




Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

Berlios   обратиться по имени Понедельник, 24 Октября 2016 г. 17:44 (ссылка)
Читая текст, и обратив внимание на теоретические стороны гармонии, разработанные Галилеем-отцом, невольно проводишь параллель от сына к отцу, к которому также уместна пушкинская оценка:
"Однако ж прав упрямый Галилей"
И уж коль вспомнился А.С, то по поводу этой публикации припомним и другие строки:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух!
Ответить С цитатой В цитатник
Сэр_42   обратиться по имени Понедельник, 24 Октября 2016 г. 18:23 (ссылка)
Благодарю! Интересное сообщение.
Ответить С цитатой В цитатник
золяйка   обратиться по имени Понедельник, 24 Октября 2016 г. 19:55 (ссылка)
Интересно,спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 08 Ноября 2016 г. 16:36 (ссылка)

Ответ на комментарий золяйка

золяйка, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 08 Ноября 2016 г. 16:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Сэр_42

Сэр_42, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 08 Ноября 2016 г. 16:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, спасибо большое за отзыв, Геннадий! Когда-то музыка входила в quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и рассматривалась как одна из областей математических знаний, понималась прежде всего как наука, а не как искусство.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку