В книге "Хроника моей жизни" Стравинский вспоминает о единственной встрече с Чайковским: "...мне посчастливилось увидеть в фойе Петра Ильича Чайковского, кумира русской публики, которого я никогда до этого не встречал и которого мне не суждено было больше увидеть.. .Я не мог, конечно, себе представить, что эта, хотя и мимолетная, встреча с живым Чайковским сделается одним из самых дорогих для меня воспоминаний".
Забегая вперед, укажем на музыкальное, творческое выражение любви Стравинского к Чайковскому, на его балет "Поцелуй феи", написанный в 1928 году и названный автором "Аллегорическим балетом, навеянным музыкой Чайковского". В самом балете Стравинский использовал в качестве тематического материала ряд произведений Чайковского: "Колыбельную в бурю", "Юмореску", "Ната-вальс", "Ноктюрн", "Скерцо", "Листок из альбома", романс "Нет, только тот, кто знал". Либретто написано самим композитором, положившим в его основу cказку Г. Андерсена "Ледяная дева".
Есть художники, у которых нет национальности в лучшем смысле этого слова. Их мышление мирового масштаба и творчество принадлежит всему миру. Такой мировой личностью был Игорь Стравинский, музыковеды его называют «композитором тысяча и одного стиля». Но, при таком разнообразии музыкального языка в его музыке всегда узнаваемо собственное «лицо».
Композитор сознательно менял стили и манеру письма. Таким образом он расширял диапазон средств для выражения своих идей и образов. Его творчество можно условно разделить на разные «периоды», и в частности, балет «Поцелуй феи» относится к периоду неоклассицизма.
В самом слове «неоклассицизм» - новая классика – кроется подход композитора к музыкальному материалу. Стравинский считал, что его музыка – это часть всей мировой музыки, что она существует не сама по себе, а течет в огромной реке традиции, расширяет ее, обогащает и в то же время пользуется всеми ее достижениями.
В заглавии к балету «Поцелуй феи» автор пометил: аллегорический балет в четырех картинах, навеянный музыкой П. И. Чайковского. Это значит, что музыка сочинена в традиции Чайковского, но не просто стилизована, а переосмыслена композитором с современной ему точки зрения. Стравинский выразил этой музыкой свое отношение к творчеству Чайковского. Это его «музыкальное приношение» великому русскому мелодисту и симфонисту. В балете «Поцелуй феи» Стравинский не только по-русски «мелодизирует» свой язык, что ранее не было ему свойственно, но и в прямую цитирует романс «Нет, только тот, кто знал» и развивает эту мелодию в традиции симфоний Петра Ильича. Выбор сказочного сюжета по сказке Андерсена тоже намекает на всем известные его балеты, давно ставшие классическими и не сходившие со сцен театров уже десятки лет. Остается только добавить, что постановка балета по заказу Иды Рубинштейн приурочивалась к 35-летней годовщине со дня смерти Чайковского.
«Поцелуй феи», балет-аллегория в четырех картинах на темы П.И. Чайковского
Либретто И. Стравинского по сказке X. К. Андерсена «Ледяная дева».
Художник – Александр Бенуа; постановка – Бронислава Нижинская. Первое представление состоялось в исполнении труппы Иды Рубинштейн 27 ноября 1928 года в Париже.
Действующие лица: Фея. Духи Феи. Мать с ребенком. Юноша. Его Невеста, дочь мельника. Подруги Невесты. Крестьяне и крестьянки. Музыканты на празднике.
Краткое содержание балета:
Пролог
Картина первая.
Разбушевавшаяся метель застает одиноко бредущую женщину с ребенком на безлюдной дороге. Сопротивляясь снежным вихрям, женщина падает и остается недвижимой, прикрывая собой от ветра ребенка.
Колыбельная песнь в бурю
Метель стихает, небо проясняется, и в мерцании звезд является Фея в сопровождении духов. Они поднимают ребенка и отдают его Фее. Поцеловав малыша, Фея и духи исчезают. На дорогу выходят с огнями крестьяне близлежащей деревни, чтобы помочь людям, застигнутым бурей. Найдя дитя, они уносят его с собой.
Картина вторая.
Сельский праздник
Юноше, спасенному Феей и крестьянами, исполнилось 20 лет. На деревенском празднике он весело танцует с девушкой, которую хочет назвать своей невестой. Праздник кончается, люди расходятся, и Юноша остается наедине со своими мечтами. Неожиданно появляется Цыганка. Сквозь бедную одежду видны дорогие украшения на ее шее, руках и волосах. Юноша не может знать, что в таком облике перед ним явилась Фея, чтобы завоевать его сердце. Гадая Юноше, Цыганка предсказывает ему счастье, а затем начинает танцевать, покоряя его огненным темпераментом, манящей красотой, колдовскими чарами. Юноша взволнован и охвачен смятением.
Картина третья.
Жители деревни готовятся к свадьбе Юноши. Невеста и ее подруги, танцуя, дожидаются жениха. Радостный, он появляется у дома Невесты. Девушки уходят, оставляя влюбленных одних. Молодые счастливы, признаваясь друг другу в любви, уверенные в том, что пройдут вместе рука об руку весь жизненный путь. Невеста уходит надевать свадебное платье.
У мельницы.
Юноша остается в одиночестве. Возвращается Невеста в подвенечном наряде, лицо ее скрыто плотной белой вуалью. Юноша обнимает свою возлюбленную, но она резко отстраняется и поднимает вуаль. Потрясенный Юноша видит перед собой красивую властную женщину, в которой узнает Цыганку — Фею. Она пришла, чтобы навсегда увести с собой Юношу, власть над судьбой которого она получила в ночь снежной бури вместе с поцелуем.
Картина четвертая.
Эпилог.
В царстве вечного холода, среди причудливо сверкающих льдов, в окружении своих подданных духов царит Фея. В этот мир привела она покоренного Юношу, который никогда не возвратится к людям и Невесте, навсегда оставаясь пленником Феи.
Дивертисмент для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского представляет собой авторскую аранжировку фрагментов его аллегорического балета «Поцелуй феи».
4 ноября 1934 года он дирижировал в Париже премьерой Дивертисмента для оркестра, составленного из фрагментов балета(внес изменения в 1949 году). В этот период Стравинский много выступал на сцене и остро нуждался в новом концертном репертуаре. В Дивертисмент вошли четыре части: Симфония, Швейцарские танцы, Скерцо и Па-де-де.
I. Sinfonia: Andante - Vivace agitato
II. Danses Suisses: Tempo giusto - Valse - Poco piu lento
III. Scherzo: Moderato - Allegretto grazioso
IV. Pas de deux: Adagio - Allegretto grazioso - Presto
Тогда же, в 1934-м, Стравинский сделал обработку Дивертисмента для скрипки и фортепиано.
здесь каждая часть Дивертисмента для отдельного прослушивания-
1
2
3
4
И ещё о балете-
Вокруг этой странной, горькой и таинственной истории соединилось очень много человеческих судеб, таких же волшебных, как и сама эта сказка.
Авторы программы «Бал» на радио "Орфей" пытаются рассмотреть эти судьбы, о чем-то поразмышлять, что-то додумать, а где-то и пофантазировать…