-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


Генрих Густавович Нейгауз (1888 — 1964)

Пятница, 31 Июля 2015 г. 09:38 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора




Нейгауз Генрих Густавович— пианист, педагог, теоретик пианизма. Директор Московской консерватории.







   Генрих Нейгауз родился в семье музыкантов, содержавших в Елисаветграде музыкальную школу. Отец – Густав Вильгельмович Нейгауз (1853–1937) – учился в Германии у известного музыканта Хиллера. Помимо педагогической деятельности, занимался вопросами музыкальной нотации и техническими изобретениями по усовершенствованию фортепиано; автор романсов на стихи немецких поэтов. Мама – Ольга Михайловна (урожд. Блуменфельд, 1859–1937) – сестра Ф. М. Блуменфельда.


  Отношение Генриха к музыке (обучался игре на фортепиано с 6 лет) было «удивительно двойственное»: «страшный восторг, слезы, детские потрясения» и одновременно «взгляд на музыку как на нечто в высшей степени прозаическое». Последнее во многом культивировалось отцом, который неодобрительно относился к художественным по­искам сына. С 8 лет он начал импровизировать, затем записывать сочиняемую музыку.





Сильнейшее впечатление на Нейгауза производила игра Блуменфельда, а также редкие гастрольные выступления И. Гофмана и О.Габриловича. Выступать начал с 10 лет. В 1904 с успе­хом гастролировал в ряде городов Германии с оркестром (Концерт №2 f moll Ф. Шопена, «Бурлеска» Р. Штрауса) и сольными программами, получив благожелательные отзывы в прессе. По настоятельной рекомендации Блуменфельда в 1906–07 совершенствовался у Л. Годовского в Берлине. В 1910 прошел полный курс композиции в Берлинской музыкальной академии у профессора П. Юона. Игрой на фортепиано занимался у профессора К. Барта. [more}   


Тогда же Нейгауз отказался от места дирижера Штутгартской оперы (по настоянию отца), а также от композиторской деятельности, считая, что не сможет стать «большим» композитором.





  В 1912 по приглашению Годовского поступил в Школу мастерства при Венской музыкальной академии и в январе 1914 окончил ее, получив высшую награду.













  После концертных поездок по Австрии и Германии вернулся в Елисаветград. В 1915 сдал экстерном экзамены за курс Петроградской консерватории. 


Д. А. Рабинович вспоминал, что после экзаменационного выступления Нейгауза у него на всю жизнь осталось ощущение бурной пламенности его исполнения и такой же бурной реакции, которую эта игра вызывала у слушателей запомнились слова одного ... серьезного музыканта: “Какое поразительное и умное вдохновение!”. Экзаменами в Петроградской консерватории музыкальное образование Нейгауза формально закончилось.





  В зрелые годы Нейгауз признавался: «Я всегда страшно сожалел, что мы [с сестрой] не воспитывались в хорошей русской консерватории». «Надо было послать меня в Московскую консерваторию, а меня послали к Годовскому».


Этими недостатками в образовании он объяснял и свои проблемы в области техники. Не было систематическим и общее образование (НЕЙГАУЗ не учился в гимназии или какой-либо иной школе, хотя ежегодно сдавал экзамены за гимназический курс), и только природная одаренность, а также зарубежные поездки и впечатления (Германия, Австрия, Швейцария, Италия) позволили ему стать подлинным эрудитом. Владел немецким, французским, итальянским, английским, польским и украинским языками, прекрасно знал художественную литературу и изобразительное искусство, увлекался философией и историей, интересовался естественными науками.











Рояль


Как парламент, жующий фронду,


Вяло дышит огромный зал —


Не идет Гора на Жиронду


И не крепнет сословий вал.





Оскорбленный и оскорбитель,


Не звучит рояль-Голиаф,


Звуколюбец, душемутитель,


Мирабо фортепьянных прав.





Разве руки мои — кувалды?


Десять пальцев — мой табунок!


И вскочил, отряхая фалды,


Мастер Генрих — конек-горбунок.





Не прелюды он и не вальсы


И не Листа листал листы —


В нем лились и переливались


Волны внутренней правоты.



Чтобы в мире стало просторней,


Ради сложности мировой,


Не втирайте в клавиши корень


Сладковатой груши земной.



Чтоб смолою соната джина


Проступила из позвонков,


Нюренбергская есть пружина,


Выпрямляющая мертвецов.



О. Э. Мандельштам. 1931





 В историю русской музыкальной культуры Нейгауз вошел как выда­ющийся пианист, педагог и музыкальный писатель. Среди важнейших исполнительских принципов: каждое исполняемое произведение должно быть рассмотрено и понято в широком музыкальном, эстетическом, культурном, философском, историческом. контексте; испол­нитель должен пребывать «на службе у композитора», в определенном смысле подчиняя ему свою индивидуальность; необходим продуманный, осмысленный подход к произведению как целому; исполнению должна быть присуща импровизационность. Отсюда тезис: «Талант есть страсть плюс интеллект» . Все эти принципы дополнялись требованием простоты и естественности выражения.












  Педагогические установки Нейгауза теснейшим образом связаны с его исполнительской практикой: «достигнуть успехов в работе над “художественным образом” можно, лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически»  «источник красоты искусства – душевная красота человека, которую надо воспитать». Отсюда необходимость ориентации на развитие индивидуальности ученика, для чего педагогу необходим особый талант понимания его духовного мира. При этом главную задачу педагога Нейгауз видел в том, чтобы стать ненужным ученику. Большое значение он придавал тому, чтобы «не приспосабливать произведение к ученику, а ... приспособить ученика к произведению», чего бы ему, да и самому педагогу, это ни стоило. Огромное внимание уделял работе над звуком: «...только требуя от фортепиано невозможного, достигнешь на нем всего возможного».


 





МГК им. Чайковского - персоналии - Нейгауз Генрих...







  Среди близких друзей Нейгауза – поэт Пастернак, философ Асмус, историк и литературовед Вильмонт, искусствовед и переводчик Габричевский, художники Фальк, Ахвледиани, Шухаев, многие выдающиеся музыканты.


 






Пастернак


БАЛЛАДА


Дрожат гаражи автобазы,


Нет-нет, как кость, взблеснет костел.


Над парком падают топазы,


Слепых зарниц бурлит котел.


В саду — табак, на тротуаре —


Толпа, в толпе — гуденье пчел.


Разрывы туч, обрывки арий,


Недвижный Днепр, ночной Подол.


“Пришел”, — летит от вяза к вязу,


И вдруг становится тяжел


Как бы достигший высшей фазы


Бессонный запах матиол.


“Пришел”, — летит от пары к паре,


“Пришел”, — стволу лепечет ствол.


Потоп зарниц, гроза в разгаре,


Недвижный Днепр, ночной Подол.







Удар, другой, пассаж, — и сразу


В шаров молочный ореол


Шопена траурная фраза

Вплывает, как больной орел.


Под ним — угар араукарий,


Но глух, как будто что обрел,


Обрывы донизу обшаря,


Недвижный Днепр, ночной Подол.


Полет орла как ход рассказа


В нем все соблазны южных смол


И все молитвы и экстазы


За сильный и за слабый пол.


Полет — сказанье об Икаре.


Но тихо с круч ползет подзол,


И глух, как каторжник на Каре,


Недвижный Днепр, ночной Подол.


Вам Вам в дар баллада эта, Гарри,


Воображенья произвол


Не тронул строк о Вашем даре:


Я видел все, что в них привел.


Запомню и не разбазарю:


Метель полночных матиол.


Концерт и парк на крутояре.


Недвижный Днепр, ночной Подол.



1930












   «Сколько влюбленных в него людей… И как многие среди них претендовали на исключительность своего к нему чувства… Его любили, понимали и не понимали, как это и бывает с избранными натурами. Счастливая судьба сделала меня его учеником. Так судьба подарила мне второго отца. Однако, когда я пытаюсь говорить о Генрихе Нейгаузе, мне тотчас становится жалко и страшно разрушить словами прелесть его неуловимо-прекрасного, такого дорогого для меня образа».





С. Рихтер




Рубрики:  Музыканты/Пианисты
Метки:  

Процитировано 11 раз
Понравилось: 12 пользователям

Вика-Витаминка   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 09:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Ответить С цитатой В цитатник
Zahar_Pravdin   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 12:28 (ссылка)
Спасибо за прекрасную по настоящему поэтическую информацию. Удачи!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
ТРИЗУБ   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 14:16 (ссылка)
Человек большого таланта,один из лучших педагогов давший путёвку в жизнь многим музыкантам,которые стали известны всему миру.Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер,достаточно назвать только эти два имени.В моей коллекции есть записи Г.Нейгауза,должен заметить что он восхитительно владел инструментом,имел свой уникальный завораживающий почерк,жаль публичных выступлений и записей у Нейгауза не много,поскольку преподавательская деятельность занимала очень много времени.Большое Вам спасибо за чудесный пост,и за то что помните!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 15:28 (ссылка)

Ответ на комментарий ТРИЗУБ

Спасибо большое Вам за добрые слова о Нейгаузе! Я в музыке - дилетант, но по отзывам великих поняла щедрость его души и высокий профессионализм. Всего доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 15:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Zahar_Pravdin

Спасибо, Захар, на добром слове! Хорошего вечера и приятных выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 19:27 (ссылка)
Тамарочка,спасибо большое за интересный и познавательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
cdefg   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 20:25 (ссылка)
СПАСИБО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Пятница, 31 Июля 2015 г. 23:15 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за интересный пост!!!

84322656_0_53e8f_d8b1c9d1_L (400x219, 95Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2015 г. 12:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Рада тебе, Анна! Приятного, ласкового Августа!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2015 г. 12:56 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

Спасибо за прекрасный отзыв! Удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Суббота, 01 Августа 2015 г. 21:15 (ссылка)
Тамарочка, так уж сложилась моя счастливая судьба, что я слышала и Генриха Густавовича, как в концертах, так и на его открытых уроках, и была по-девчачьи влюблена в его сына, когда Генрих Густавович привёз его в Казань, они играли вечер фортепианных дуэтов, а потом Стасик играл сольный концерт и мы с подружкой, обалдев от его таланта и красоты, скинулись своими "повышенными" стипендиями и помчались искать цветы (зимой!) а потом с ним знакомиться. У меня до сих пор где-то хранится его любительская фотография с автографом... и ещё я много лет дружила с Верочкой Горностаевой.
Никогда не забуду, как она приехала на концерт в Мурманск, где я тогда работала в филармонии, позвонила по телефону и сказала: Светка, я приехала и иду к тебе... а я только что вернулась с гастролей и у меня кроме курицы, очень тощей, в доме ничего не
было. Я ей говорю: Ой, Вер, у меня кроме полудохлой курицы голубого цвета в доме хоть шаром покати! А она отвечает: Иду! Что, интеллигенция жрать что ли ходит к друзьям? Иду общаться!
А я приехала из Заполярного и привезла килограмма 2 трюфелей и кофе в зёрнах... Вытащила после этой тощей курицы, она и обалдела:ну ты и богачка! в Москве конфет приличных давно уж нет! ...
Она была такой же естественной в общении, как и её великий Учитель... Я об этом рассказываю именно для понимания ТОЙ советской интеллигенции, которой уже, практически, не осталось... Остались единицы, как "вымирающие мамонты" (выражение моего профессора), а остальное - в основном весьма чванливая имитация... А "звёздами" себя называют, порой. просто какие-то выродки - невежественные, высокомерные и озлобленные собственным невежеством на все и вся...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2015 г. 16:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Спасибо, Светочка, за прекрасные воспоминания! Как дороги личные впечатления о встречах с Великими! Сынок на папу похож, я даже фото его за роялем вставила, думала, что это молодой Генрих. Хорошо, что есть бдительные люди. Насчёт нескромности нынешних звёзд и говорить не хочется. Очень печально! Начну собирать Ваши отзывы. Будьте здоровы!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2015 г. 18:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Нет, Тамарочка, они внешне не были похожи... и как музыканты в общем-то тоже... Генрих густавовач потому и был ГЕНИАЛЬНЫМ учителем, что из-под его "педагогических рук" выходили совсем непохожие друг на друга музыканты. Стасик был из какого-то иного мира вообще... Я себе не могу простить до сих пор, что была в Москве и видела афишу его концерта, который оказался ПОСЛЕДНИМ,а у меня были бидеты в Вахтанговский т-р и я пошла туда, решив, что ещё успею на Нейгауза не один раз...ан нет! У него много всего трагического было в жизни...не буду рассказывать, это не для обсуждений...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2015 г. 18:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Спасибо, Светлана! Мне захотелось побольше узнать о Станиславе Нейгаузе
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Воскресенье, 02 Августа 2015 г. 19:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Судя по его игре, он вообще был "райской птицей", случайно залетевшей в наш рациональный мир...
Ответить С цитатой В цитатник
золяйка   обратиться по имени Четверг, 06 Августа 2015 г. 19:29 (ссылка)
Спасибо,Тамара за прекрасный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку