Антон Рубинштейн. Симфония №2 "Океан" |
Антон Рубинштейн (1829 - 1894), русский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Многогранный талант Рубинштейна — пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны — сделал его имя легендарным. Тем обиднее, что он не мог быть вполне счастлив, так как постоянно при жизни его творчество, безосновательно, считали не совсем русским. По этому поводу Рубинштейн с горечью восклицал: «Для евреев я — христианин, для христиан — еврей, для русских я — немец, для немцев — русский, для классиков я — новатор, для новаторов — ретроград». Именно А.Г.Рубинштейн создал первые в России многочастные симфонические циклы, до того в отечественном музыкальном творчестве отсутствовавшие. Многое в них было "по немецким образцам", но Рубинштейн точно уловил потребность своей культуры в симфонии как в жанре, воплощающем картину мира - ведь именно в это время возник и русский психологический роман.
Новое качество явила Вторая симфония Рубинштейна "Океан." Она обладала несомненными художественными достоинствами, постоянно исполнялась и завоевала признание во многих странах Европы и в США. Известно, что ее любил Чайковский. Петр Ильич не утратил по отношению к ней свежести восприятия, в письме к Н. Ф. фон Мекк, утверждал, что тема новая и красивая. «А какая прелестная свежая мысль первой части "Океана" Рубинштейна!» – и выписывает по памяти тему главной партии. В критической статье 1873 года Чайковский называет Вторую симфонию кульминационным пунктом композиторской деятельности Рубинштейна, произведением "кипучего, молодого, но вполне сложившегося таланта".
Вторая симфония А. Рубинштейна - одна из первых русских симфоний, по выражению Чайковского, "превосходное произведение", и имеет программный подзаголовок "Океан", главная ее тема - человек и стихия. Каждая из граней творческой деятельности Антона Рубинштейна сыграла огромную роль в биографии Чайковского. Как композитор, он проложил путь Чайковскому в разных жанрах. Молодой Чайковский прекрасно знал написанные к этому времени симфонии Рубинштейна, особенно ценил Вторую "Океан", многократно разыгрывал ее в 4 руки с Г.Ларошем, о чем последний сообщает в своих воспоминаниях.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Симфония |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |