ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РИХТЕРУ. Цикл передач на радио "ОРФЕЙ" |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
«Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха в судьбе Святослава Рихтера – по воспоминаниям из книги Юрия Борисова «По направлению к Рихтеру».
В своей книге оперный режиссер и документалист, сын актера Олега Борисова, Юрий Борисов (1956-2007) вспоминает о своем многолетнем общении со Святославом Рихтером, доносит до нас его подлинный голос. Необычная форма этих мемуаров передает необыкновенный внутренний мир величайшего пианиста XX века. Дополняет книгу сценарий фильма Борисова «Сновидения Святослава Рихтера» и репертуар Рихтера, составленный им собственноручно.
Монументальный баховский цикл прелюдий и фуг справедливо считается одним из высших достижений музыкального искусства. Создавая его, Бах ставил перед собой вполне определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями. Он хотел показать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым в старину натуральным строем.
Первая передача рассказывает о знакомстве Юрия Борисова и Святослава Рихтера, о том, как начиналось их многолетнее общение.
Вы узнаете, как жил Рихтер, каким был его быт, о чем он размышлял… и как однажды возникла идея описать жизнь пианиста через музыку «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха…
Рихтер любил сны. Ему нравилось их рассказывать, а Юрию Борисову нравилось их записывать. Однажды Рихтеру приснилось, что он скульптор, который лепит Адама, но в этом же сне он и помощник скульптора. Странно. Рихтер спросил Борисова: «Скажите, вы когда-нибудь видели себя во сне в раздвоении, чтобы было два человека и оба этих человека – вы»? Ему казалось, что внутри у него огромный мир, чудесный, тайный; и все в этом мире соединяется каким-то фантастическим образом: и духи, и живопись всех стилей, и подзорная труба, и представления в шекспировском «Глобусе», и пентаграммы перед горящей свечой и, конечно, сновидения.
Рихтер играет «Хорошо темперированный клавир» – Бах помогает вспоминать жизнь, а Юрий Борисов записывает историю за историей. А мы разглядываем картинки и мечтаем…
«Хорошо темперированный клавир. Том II»,
Прелюдия №1 До мажор.
«Вижу папу, музицирующего за органом. Напротив алтаря, на третьих хорах.
Когда я уже был в Москве, он импровизировал на гражданской панихиде по Прибику. В Одессе только и было разговоров: «Импровизировал как Сезар Франк».
Папа всегда сидел на коричневой подушечке. Луч солнца, проникавший сквозь стекло, касался его спины».
Фуга.
«Это мой дед, который был музыкальным мастером. Нарожал что-то около двенадцати детей — как в свое время Вермеер. Томас Манн со своими шестью — жалкий ребенок… Дети всегда смотрели дедушке в рот, а он больше любил играть на пианино, чем зарабатывать деньги.
Я слышу в этой музыке детский гомон и веселье по случаю рождения очередного ангела».
«Рояль – это адская машина с акульими челюстями! – говорил Рихтер. – Эта крышка напоминает мне обезглавленную птицу. А в ней отражается твоя физиономия или, что еще хуже, какой-нибудь любитель музыки. Сюда очень подходит пушкинское выражение: “и всех вас гроб зевая ждет”. Зевающий гроб — это про рояль, когда я не хочу на нем заниматься. Струны — это вынутые человеческие жилы. А ножки? Кажется, что сейчас отвалятся и придавят вам колено…»
«Хорошо темперированный клавир. Том II»,
Прелюдия №2 До минор. «Непередаваемая атмосфера перед концертом Софроницкого. Все суетятся в поисках билета. Я тогда, между прочим, не попал. Зато слушал Прокофьева. Когда он закончил играть, то довольно громко «шлепнул» крышкой, демонстративно. Мол, я вас побаловал и бисов больше не будет!»
Фуга. «С церкви сбросили колокол. Тучи пыли, песка… Колокол придавал каждому делу, каждому часу дня какой-то свой смысл, значимость.
Потом взорвали часовню, и я наблюдал, как монахи пытались спасти иконы, кресты».
Всемирный день радио — молодой праздник, впервые его отметили только в 2012 году.
Решение о его проведении ЮНЕСКО приняла в 2011-м. Дата проведения выбрана не случайна — именно 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир «Радио ООН», станция которого располагалась в штаб-квартире Организации объединенных наций.
Рубрики: | Музыканты/Пианисты Музыка/Фортепианная Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |