-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4143
Комментариев: 46231
Написано: 55630


Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!(по произведениям Н.А.Римского-Корсакова)

Воскресенье, 22 Июня 2014 г. 17:37 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора
Николай Андреевич Римский -Корсаков (1844 - 1908)
Б. Асафьев Сила и обаяние музыки Римского-Корсакова в ее прекрасной прозрачной звучности, в неисчерпаемом богатстве его инструментальных замыслов, раскрывающих затейливую переливчатую игру света и теней, ярких и заглушённых красок, смену пестрой, чисто восточной узорчатости и прелестной, как бы воздушной, в лазури неба парящей звончатости.



читать Н.А.Римский-Корсаков
"Летопись моей музыкальной жизни"

М. Ростропович в предисловии к «Летописи моей музыкальной жизни» (переиздание 2004 г.) «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима».


«Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества».

«Мой род – сказка, былина и непременно русские»

«Мне пришла мысль написать оркестровую пьесу фантастического характера на пушкинский пролог к „Руслану и Людмиле“, — вспоминал композитор.
...— Пушкин, вкратце перечисляя элементы русского сказочного эпоса, входившие в рассказы чудесного кота, говорит:
Одну я помню, —
Сказку эту
Поведаю теперь я свету,
и рассказывает сказку о Руслане и Людмиле. Я же рассказываю свою музыкальную сказку.
... Сказка моя, во-первых, русская, во-вторых, волшебная...
... Пусть всякий ищет в моей сказке лишь те эпизоды, какие представятся его воображению, а не требует с меня перечисленного в пушкинском прологе»
(«Летопись моей музыкальной жизни»).

«СКАЗКА» ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА OP. 29(1880)




"...эта сравнительно небольшая оркестровая пьеса содержит в себе целую энциклопедию музыкальной фантастики, от нее ведут нити к позднейшим операм Римского-Корсакова, вплоть до «Сказания о невидимом граде Китеже» (побочная партия, соло флейты и скрипки — пение «волшебных птиц») и «Кащея бессмертного» (тематизм вступления и главной партии), и, как это часто указывается, к сказочности симфонических картин Лядова. (С другой стороны, в характеристичности некоторых музыкальных образов «Сказки» ощущается влияние Даргомыжского, вообще для симфонизма Римского-Корсакова не типичное.)
Стиль «Сказки», по словам автора «несомненно напоминающий собой стиль „Снегурочки“», и ее форма неповторимы в симфоническом творчестве Римского-Корсакова. Здесь нет ни развернутых картин, ни развивающегося повествования, ни любимых композитором плавных переходов-сопоставлений. Драматургию «Сказки» скорее можно уподобить мозаике звуковых мгновений: «персонажи» показываются и скрываются, чтобы вновь неожиданно возникнуть перед удивленным слушателем. Отсюда многотемность, или, точнее — многомотивность, сочинения, которая хотя и может быть уложена в традиционную сонатную схему, но по сути имеет с ней мало общего. Слитность тематизма с тембром, вообще свойственная стилю Римского-Корсакова, здесь достигает особенно высокой степени, чему способствует и необычность «затемненного» тембрового облика сочинения."
М. Рахманова

Уже в Первой симфонии, в сущности ученической и впоследствии переработанной автором, ярко выделилось "свежестью чисто русских поворотов гармонии "....
СИМФОНИЯ№1 e-moll Op.1 (1865 г.)



0:00 - I. Largo assai - Allegro
7:36 - II. Andante tranquillo
15:54 - III. Scherzo. Vivace - Trio
20:41 - IV. Allegro assai

Но ведь есть еще и третья симфония, основанная на русской национальной мелодике, фортепианный концерт и многое другое!
СИМФОНИЯ №3 in C-major, Op.32(1873)




УВЕРТЮРА НА РУССКИЕ ТЕМЫ, Ор.28(1866 г.)




КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ Op.30(1882—1883)




КОНЦЕРТНАЯ ФАНТАЗИЯ НА РУССКИЕ ТЕМЫ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ си минор, Ор.33(1887)





ОПЕРА "КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ" (1902)



Исполнители:
Кащей Бессмертный - А. Понтрягин (тенор), Царевна Ненаглядная краса - В. Градова (сопрано), Иван-Королевич - П. Лисициан (баритон), Кащеевна - А. Клещёва (меццо-сопрано), Буря-Богатырь, ветер - К. Поляев (бас).
Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр С. Самосуд.


Это осенняя сказочка Н. Римского-Корсакова в 1 д. (3 к.), либретто композитора при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. Петровского. Премьера: Москва, Товарищество русской частной оперы, 12 декабря 1902 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова (Н. Забела — Царевна, М. Бочаров — Иван-царевич, В. Петрова-Званцева — Кащеевна).
«Кащей Бессмертный» — произведение новаторское, дерзостно смелое и в то же время развивающее классическую традицию. Своеобразный и сложный гармонический язык обусловлен художественным замыслом. В ранних операх Римского-Корсакова злая сила являлась лишь островком в море добра — в «Кащее» стихия зла стала главенствующей. Это повлекло за собой качественное изменение выразительных средств. Музыка с огромной силой передает атмосферу мертвого, бездушного царства.
Кащей околдовал, поработил волю своих рабов, закрыл им выход в жизнь. Тоскует и плачет в плену Царевна, разлученная с любимым. Музыка передает холодную жестокость насильника, страдание человека, мечтающего о свободе. На помощь Царевне спешит Иван-царевич, но на его пути вырастает прекрасная и злая дочь Кащея, одурманивающая витязя. В образе Кащеевны показано, что красота, чуждая добра, лишенная высокого этического идеала, вырождается в уродство. Кащей лишил дочь способности любить, страдать, радоваться: он будет жив, пока Кащеевна не испытает чувства жалости, ибо его смерть заключена в слезке дочери. Но встреча с Иваном-царевичем пробуждает в ней то, что пытался уничтожить отец. Она испытывает волнение, впервые полюбив и почувствовав жалость. Кащей умирает, а Кащеевна превращается в иву. Кончается власть зла. Буря-богатырь — олицетворение скованной до времени силы народа — распахивает ворота Кащеева царства навстречу свободе. Преображается природа: приходит весна, солнце озаряет прекрасный мир.
А. Гозенпуд.
Рубрики:  Музыкальные жанры и формы/Симфония
Музыкальные жанры и формы/Увертюра
Музыкальные жанры и формы/Концерт
Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 18 раз
Понравилось: 19 пользователям

дедушка-разбойник   обратиться по имени Воскресенье, 22 Июня 2014 г. 18:06 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 22 Июня 2014 г. 18:29 (ссылка)
Спасибо. Будем слушать прекрасную музыку Римского- Корсакова.
Ответить С цитатой В цитатник
БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ   обратиться по имени Воскресенье, 22 Июня 2014 г. 19:48 (ссылка)
Спасибо! цитирую с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Констанденко   обратиться по имени Понедельник, 23 Июня 2014 г. 00:33 (ссылка)
.
102816807_7 (500x380, 334Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Панаету   обратиться по имени Понедельник, 23 Июня 2014 г. 00:36 (ссылка)
Просто прелесть! Беру !
Ответить С цитатой В цитатник
koteroza   обратиться по имени Понедельник, 23 Июня 2014 г. 05:26 (ссылка)
Благодарю!
1050892 (240x320, 485Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 00:52 (ссылка)
С П А С И Б О

049 (600x380, 1907Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку