liudmila_letoвсе записи автора Антонин Дворжак (8 сентября 1841 — 1 мая 1904), бесспорно, является самым известным чехом всех времен.
Ему удалось то, что под силу далеко не всем великим людям. Еще при жизни его ценили во всей Европе и США, а произведения знали и в Австралии.
Могучий талант и упорный труд Дворжака внесли множество великолепных произведений в мировую музыкальную культуру.
Среди огромного наследия "чешского Чайковского" А. Дворжака духовные жанры занимают относительно скромное место. Тем не менее, автор сумел ярко проявить себя и в той сфере, которая, казалось, должна была остаться прерогативой прошлых эпох, эпох Палестрины и Лассо, Баха, Генделя и Моцарта.
"Stabat Mater" (1877)
I. Stabat Mater dolorosa
II. Quis est homo, qui non fleret
III. Eja, Mater, fons amoris
IV. Fac, ut ardeat cor meum
V. Tui nati vulnerati
VI. Fac me vere tecum flere
VII. Virgo virginum praeclara
VIII. Fac, ut portem Christi mortem
IX. Inflammatus et accensus
X. Quando corpus morietur
Эскизы Stabat Mater начаты 19 марта, а завершены 7 мая 1876 года. Возникновение их связано с трагическим событием в жизни Дворжака — смертью маленькой дочери. Во время работы, на протяжении 2 лет, смерть унесла еще одну дочь и четырехлетнего первенца-сына. Stabat Mater довольно быстро получила широкое распространение не только в Чехии, но и за ее пределами: 23 декабря 1880 года состоялась премьера в Праге, в следующем году в Берлине издательство Зимрока выпустило в свет партитуру, 2 апреля 1882 года она прозвучала в Брно, осенью состоялось исполнение в Будапеште, а 10 марта 1883 года — в Лондоне. Здесь успех был настолько велик, что год спустя Дворжак был приглашен в столицу Англии, чтобы продирижировать Stabat Mater в исполнении огромного хора в 840 человек и оркестра в 92. Появление композитора за пультом сопровождалось бурными аплодисментами, всеобщее воодушевление росло от номера к номеру, так что по окончании произведения к овациям зала присоединились оркестр и хор.
Этот успех положил начало широкому признанию Дворжака в Англии как композитора и дирижера. Он приезжал туда на гастроли еще 8 раз и продирижировал многими своими крупными хоровыми сочинениями, симфониями и концертами, но одним из самых любимых англичанами произведений Дворжака продолжала оставаться Stabat Mater. Не случайно именно она под управлением автора прозвучала накануне торжественного присуждения Дворжаку почетной степени доктора Кембриджского университета 15 июня 1891 года. Композитор вспоминал об этом с юмором: «Никогда не забуду, каково мне было в Англии... бесконечные церемонии и бесконечные доктора! Все лица серьезны, и мне казалось, что никто не умеет говорить иначе, нежели по-латыни! Я слушал разговоры со всех сторон и не знал, кого слушать. А если понимал, что кто-то обращается ко мне, готов был провалиться сквозь землю от стыда, что не знаю латыни. Но когда я сейчас об этом вспоминаю, мне становится смешно, и я думаю, что сочинить Stabat Mater все же немножко труднее, чем выучить латынь». 11 (23 по новому стилю) марта 1890 года Stabat Mater впервые была исполнена в Москве силами Немецкого певческого общества в лютеранской церкви Святых Петра и Павла. Композитор, приглашенный на гастроли в Россию, присутствовал на репетиции и получил лавровый венок «в знак благодарности за наслаждение, испытанное хором при разучивании этого великолепного сочинения». Выходившая в Москве немецкая газета назвала Stabat Mater «произведением выдающейся красоты, может быть, самым замечательным в области церковной музыки из всех изданных в последнее время».
Истоки Stabat Mater — в средневековой традиции богослужения в Страстную пятницу. Автором латинских терцин, повествующих o страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (годы жизни неизвестны, предположительно между 1228 и 1236—1306), адвокат, по другой легенде францисканский монах, из итальянского города Тоди (русский перевод сделан Афанасием Фетом).
Музыка
Stabat Mater включает хоры, ансамбли, соло с хором, квартеты, дуэт, ариозо. Важная роль отведена оркестру с многочисленными солирующими инструментами, особенно духовыми. Музыка отличается большой искренностью и сердечностью, задушевностью мелодий романсового склада, простотой и ясностью формы. Драматургическое развитие направлено от глубокой скорби к свету утешения, утверждая преодоление отчаяния и мрака.
№1, хор Stabat mater dolorosa (Мать Скорбящая стояла), открывается развернутым оркестровым вступлением, в котором излагается медленная, печально ниспадающая тема, подхватываемая затем хором. №4, Fac ut ardeat cor meum (Дай и мне огня так много), и №6, Fac me vere tecum flere (Дай мне плакать), строятся на сопоставлении солиста (баса, тенора) и хора. №9, соло альта Inflammatus et accensus (Дай пылать святой отрадой), возвращается к первоначальным скорбным образам, напоминая о №3 в духе траурного шествия, а №10, квартет и хор солистов Anando corpus morietur (Как остынет в смерти тело), образует арку с №1. Однако в финале печаль кратка: он завершается единственным во всем произведении быстрым, ликующим эпизодом, построенном на юбиляциях на слове «Amen».
А. Кенигсберг
Масштабным кантатно-ораториальным произведением композитора стал Реквием, предназначенный для исполнения в рамках большого музыкально фестиваля в Англии.
"Реквием" (1890).
1. Introitus: Requiem aeternam - Kyrie
2. Graduale: Requiem aeternam
3. Sequentia: Dies irae - Tuba mirum - Quid sum miser - Recordare - Confutatis - Lacrymosa
4. Offertorium: Domine Jesu Christe - Hostias
5. Sanctus - Benedictus - Pie Jesu
6. Agnus Dei - Communio: Lux aeterna
Реквием Дворжака создавался в период расцвета мировой славы композитора. Работа над сочинением началась тотчас после завершения светлой, лучезарной симфонии №8 соль мажор ор. 88. Более половины номеров Реквиема были готовы в эскизах в канун триумфальных гастрольных поездок композитора в Москву, Петербург (март 1890 года) и в Лондон (апрель). Полностью произведение было закончено в октябре и спустя год было впервые исполнено в рамках грандиозного музыкального фестиваля в Бирмингеме под управлением автора, сольные партии исполнили Алла Уильямс, Хилда Уилсон, Ивер Маккей и Уоткин Миллс; успех был экстраординарным и продолжительным. До сих пор дворжаковский Реквием прочно сохраняется в репертуаре ведущих европейских коллективов. Композиция Реквиема, общей продолжительностью свыше полутора часов, состоит из двух частей (соответственно, 8 и 5 номеров в каждой части).
Как и Моцарт, Дворжак в основном придерживается исторически сложившейся последовательности канонического текста, но при этом дополнительно вводит архаический "Graduale" (№2), повторяет заключительный текст из №8 "Lacrimosa" в предпоследнем №12 "Pie Jesu" ("Господи Иисусе, милостивый, даруй им покой!") и объединяет в одном №11 тексты разделов "Sanctus" и "Benedictus". И в этих нюансах, и в тесном интонационном единстве контрастных разделов ощутима рука гениального симфониста. Строгость и совершенство монументальной формы целого отнюдь не препятствует глубоко личному, лирическому характеру музыкального высказывания в отдельно взятых разделах. Равным образом, красочные живописно-изобразительные картины, "рисуемые" великолепным дворжаковским оркестром, удивительно органично сочетаются с преобладающим в сочинении нежно проникновенным, исповедальным тоном. Музыка Реквиема принадлежит к лучшим страницам творческого наследия великого чешского мастера, сумевшего раздвинуть национальные рамки и найти путь к сердцам просвещенной, демократической слушательской аудитории всех стран и континентов.
Доктор искусствоведения, профессор И.С. Федосеев
Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. Им создано 9 симфоний.
Светлая, лучезарная Symphony No.8 in G major, Op.88 (1889)
I. Allegro con brio 0:00
II. Adagio 9:59
III. Allegretto grazioso 19:13
IV. Allegro ma non troppo 25:12
За год до написания симфонии состоялась знаменательная встреча Дворжака и одного из наиболее близких ему по духу современников — Чайковского. В феврале 1888 года русский композитор приехал в Прагу, чтобы дать два симфонических концерта. Осенью того же года прошла чешская премьера «Евгения Онегина», и восхищенный Дворжак писал: «Это чудное сочинение, полное теплого чувства и поэзии... Это музыка, манящая к себе и проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть».
Те же чувства вызывает музыка самого Дворжака этих лет — музыка разных жанров, среди которых первое место занимает симфония соль мажор. Создавалась она в деревне Высокой неподалеку от Пржебрама, городка в горах Южной Чехии, где на гонорар от первых английских гастролей 1884 года композитор купил домик, в котором жил с весны до осени. С раннего утра бродил он в одиночестве по полям и лесам, обдумывая новые сочинения, либо проводил целые дни в саду: «Я так лелею и люблю его, как божественное искусство», — говорил Дворжак. Он завел голубятню, вечерами отправлялся в деревенский кабачок поболтать с местными горняками, живо интересовался их трудом, обычаями, легендами и песнями. В общении с природой и простыми людьми рождались Легенды для фортепиано в 4 руки, фортепианные сюиты «Из Шумавы» и «Поэтические картинки», хоры «На природе» и увертюра с таким же названием, сборник песен «В народном духе» и вторая серия знаменитых Славянских танцев.
Так же рождалась и симфония. Ее эскизы были написаны с 6 по 23 сентября 1889 года, а закончена симфония была, согласно надписи в партитуре, «Благодарю Бога! В Праге 8 ноября». Премьера состоялась там же 2 февраля следующего года в зале Рудольфинум под управлением автора, затем в течение года он продирижировал симфонией в Лондоне и Франкфурте-на-Майне. Она прозвучала и в Кембридже 16 июня 1891 года, когда старейший университет Англии удостоил Дворжака почетного звания доктора музыки: исполнение симфонии и «Stabat Mater» заменило изложение тезисов диссертации, которые докторант должен был представить накануне торжественной церемонии. Лишь во второй половине XX века симфония стала именоваться Восьмой.
Симфония соль мажор — одна из вершин творчества Дворжака. В ней наиболее полно запечатлено присущее ему ощущение исконной связи с родной землей и народом, которая дарует гордую уверенность, упоение радостью жизни, мужественной силой. В равной мере пленяют в симфонии мелодическое богатство и стройность формы, ярко выраженный чешский национальный колорит и зрелое мастерство. Четырехчастный цикл кажется традиционным, однако при внимательном вслушивании обнаруживается оригинальность и свобода трактовки классических традиций, выделяющие Восьмую среди других симфоний композитора. В ней нет драматических взрывов, напряженной борьбы — повсюду разлит яркий свет, лишь иногда безмятежные настроения оттеняются моментами раздумий, а картины народного веселья — элегическими эпизодами. источник
Наиболее популярна Девятая («Из Нового Света», 1893), написанная в США, где Дворжак был директором и профессором Нью-Йоркской консерватории
Symfoni no 9 (from The New World) 1893
I. Adagio - Allegro molto 00:00
II. Largo 09:20
III. Scherzo - Molto vivace 22:30
IV. Allegro con fuoco 30:46
Валента Эд - О создании 9 симфонии"Новый свет" (радиоспектакль зап. 1964г)
В своем последнем инструментальном сочинении — симфонической поэме «Богатырская песнь»(поэма не имеет программы), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.
«Богатырская песнь» Op.111
Однажды, будучи уже профессором Пражской консерватории, композитор показывал одну из сонат Бетховена своим ученикам. Сыграв ее до конца, Антонин Дворжак воскликнул: «Что же вы не падаете на колени перед этой музыкой?!».