cherez_dorogu все записи автора

Художник – существо не от мира сего, возвышенное и ранимое, обитающее в горнем круге прекрасных образов и идей. Его творчество может быть гениальным, но жызнь, как правило, сводится к мастерской и вонючим краскам, ну может быть, изредка к попойкам или наркотикам. Так? Может быть, сейчас и так, а вот когда-то…
«Сам Бенвенуто Челлини рассказывал в своем жизнеописании, более увлекательном, нежели самый увлекательнейший роман, о полной опасных приключений жизни художников XV и XVI веков, когда Тициан писал, надев латы, а Микеланджело ваял со шпагой на боку, когда Мазаччо и Доменикино были отравлены, а Козимо запирался на замок, стараясь так закалить сталь, чтобы она резала порфир» - так о художнике Александр Дюма в романе «Асканио», который, возможно, вы читали в юности. Дюма писал чудесно и захватывающе, но все-таки – как и все романисты – пожертвовал истиной ради красивого словца. Если вам интересно, что происходило с выдающимся мастером на самом деле, тогда лучше обратиться к первоисточнику – к его собственному «Жизнеописанию».
Итак, представьте себе этого человека, «весь облик которого дышал силой», в возрасте 58-ми лет. Черную бородку и усы уже обожгла седина, высокий лоб избороздили морщины, а когда он говорил или улыбается, видно, что ему не хватает многих зубов (следствие длительного заключения в замке Святого Ангела). Но в глазах его все тот же огонь, жесты решительны и голос громок. Иногда в своем монологе он увлекается так, что от его дыхания колышется пламя свечей в канделябре. Мастерская переполнена творениями рук хозяина: урны, кубки, чаши, медали, Юпитеры, наяды, Марии, распятия. Слышно скрип гусиного пера по пергаменту. Писарь за столом, хлипкий четырнадцатилетний мальчишка, соседский сынок, еле успевает записывать то, что диктует маэстро.
Он рассказывает про свое детство, про случай со скорпионом, которого маленький Бенвенуто схватил и не хотел отдавать испуганному отцу. Про саламандру, которая плясала в огне – знак, дающийся немногим. Перед нами встают одна за другой красочные картины жизни и обычаев 16 века. И среди них – невероятно разносторонний Челлини, подобный гениям Возрождения, которых справедливо называли титанами. Он и прекрасный музыкант, и фехтовальщик, и умелый стрелок, фортификатор, зодчий, резчик печатей и медалей, ювелир и скульптор. Подобно своему учителю Микеланджело, пишет стихи, и не просто небольшие вирши – сидя за решеткой, Бенвенуто создал поэму терцинами. Ну и наконец, он автор своего «Жизнеописания», вернее, дважды автор: сначала он прожил, а после – описал. И не зря Гете утверждал, что «Жизнеописание» принесло Челлини славы не меньше, чем его прекрасные скульптуры, поскольку пером он оставил памятник и себе, и своему искусству.
Но кроме описания именно искусства, в книге создан прекрасный портрет властителей того времени. Живя при дворце пап, герцогов и королей, вспыльчивый Челлини не ограничивал себя ни в словах, ни в действиях. Потому не просто складывались его взаимоотношения с многочисленными меценатами. Не у всех хватало вкуса и ума понять величину таланта художника. А уж с фаворитками и женами властителей отношения у Бенвенуто просто-таки трагически не складывались – увы, не умел мастер ни прогибаться, ни льстить…
Эта книга – это сочная и яркая картина одного из самых интересных периодов в истории. Настоящая, пульсирующая жизнь, увековеченная в строках книги, просто льется на читателя, рисуя целый мир – с благородными (но не всегда высокородными) рыцарями, прекрасными (но не всегда добрыми) дамами и величественными (но далеко не всегда мудрыми) властителями.
П.С. А Асканио, кстати, был вовсе не романтическим и чистым юношей, а весьма трусоватый, жадным и непривлекательным персонажем. Ох, Дюма, ох, врунишка…