Детский портрет в голландской живописи XV-XVII веков |
Заботливые нидерландцы всеми средствами пытались уберечь своих крошек от холодного уличного воздуха. Запеленутых так, что они не могли пошевелиться, укутанных в распашонки, рубашки, шапочки, шерстяные платья, малышей запирали в спальне с закрытыми окнами, и они посапывали там в колыбельке под несколькими одеяльцами в обнимку с грелкой из бутылки, наполненной горячей водой. Несмотря на рекомендации врачей, применение снотворных было в порядке вещей. Как только ребенок выучивался стоять, его сажали на передвижной стул в форме усеченной пирамиды на широких колесиках, сооруженный из деревянных брусков, тесно обхватывавших корпус; или за что-то вроде столика, за которым ребенок держался прямо благодаря высокой спинке сиденья. Чтобы научить ребенка ходить, его поддерживали на помочах, веревке или ленте, обвязанной вокруг пояса. Вскоре он дорастал до своей первой игрушки — деревянной резной и расписной фигурки неопределенного существа, выдаваемого за лошадь. Пока поступь малыша оставалась нетвердой, его одежда не становилась более легкой. Стремясь защитить чадо от ушибов и травм, любвеобильные родители облачали его в варварское снаряжение — кожаный шлем, тесно сшитый корсет китового уса, усиленный железными и свинцовыми полосами, поверх которого натягивалось шерстяное платье.
Из книги Поля Зюмтора "Повседневная жизнь Голландии во времена Рембандта"
Верспронк Йохан Корнелис (ок.1601-1662). Ребенок, спящий в кресле (1654)
Эразм Роттердамский в «Христианском браке» дает описание такого костюма. «Им (детям) прибавили к тому рубашку, очень теплые чулки, огромную нижнюю юбку и верхнюю одежду, покрывающую плечи и бедра большим количеством материи и складок, после им сказали, что выглядят они замечательно». Эразм протестует против этой новой моды, он выступает за большую свободу для молодого тела; его мнение не стало мнением большинства, и нужно было ждать конца XVIII века, чтобы детский костюм стал легче, проще и удобнее.
Подрастая, ребенок без всякого перехода получал одежду взрослых: чулки, штаны до колен, камзол — для мальчиков; жакет, корсаж, длинное платье — для девочек. Ничего специфически детского. В некоторых деревнях мальчики почти до семи лет носили платьица.
Морельсе Пауль Янсон (1571-1638). Портрет ребенка
Детское платье есть не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.
Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.
Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье.
Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века.
Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.
Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.
У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда.
Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.
Хэй Ян (кон.15 в.). Дофин Карл Орлеанский
Хэй Ян (кон.15 в.). Сюзан де Бурбон, или Дитя за молитвой
Вос Корнелис де (1585-1651). Портрет ребенка с погремушкой
Вос Корнелис де (1585-1651). Дочь Магдалена и сын Жан-Батист де Вос.
Эвердинген Цезарь ван (1617-1678). Портрет двухлетнего мальчика
Квибон Даниэль ван ден (ок.1555-ок.1604). Портрет мальчика, возможно, Lodewijk van Nassau (1602-65)
Пурбюс Франс Младший (1569-1622). Портрет принцессы
Флинк Говарт (1615-1660). Девочка возле кресла
Кейсер Томас де (1596-1667). Портрет мальчика.
Маес Николас (1634-1693). Мальчик в одежде римского воина
Морельсе Пауль Янсон (1571-1638). 4-летний мальчик с клюшкой и мячиком
Терборх Герард (1617-1681). Helena van der Schalcke (1646-71). Dochter van Gerard van der Schalcke en Johanna Bardoel, later echtgenote van Nicolaes Eichelberg
Квейллин Эразм (1607-1678). Портрет мальчика
Сустеманс Гаусто (1597-1681). Портрет ребенка, стоящего у стола
Клас Ян (1593-1618). Девочка с погремушкой
Клас Ян (1593-1618). Пятилетний мальчик
Клас Ян (1593-1618). Портреты Wouter Gael и Marijke Gael
Клас Ян (1593-1618). Шестилетняя девочка
Йорданс Якоб (1593-1678) Портрет дочери художника (1635)
Несон Петер (1612-ок.1689). Portrait of Anna Catharina van Heemskerck (1676-1723)
Вос Корнелис де (1585-1651). Портрет дочери
Рей Питер Данкертс де (ок.1605-1661). Prince Sigismund Casimir Vasa of Poland in Polish costume
Рей Питер Данкертс де (ок.1605-1661). Unknown Polish Princess of the Vasa dynasty in Spanish costume
Сантвоорт Дирк ван (1600-1680). Clara Alewijn (1635-74). Daughter of Abraham Alewijn and Geertruid Hooftman
Сантвоорт Дирк ван (1600-1680). Портрет Geertruyt Spiegel с зябликом
Мервельт Михаэль Янс ван (1567-1641). Corvina van Hesenbroeck van Hofdijck (1602-67)
Сантвоорт Дирк ван (1600-1680). Hiob de Wildt (1637-1704) (1640)
Кетель Корнелиус (1548-1616). Портрет брата и сестры
Эвердинген Цезарь ван (1617-1678). Портрет девочки в костюме охотницы
Морельсе Пауль Янсон (1571-1638). Портрет девочки, известный как "принцесса"
Хэй Ян (кон.15 в.). Портрет Маргариты Австрийской (1480-1530), дочери Максимилиана I
Брэй Ян Саломон де (ок.1627-1697). Портрет мальчика с корзиной фруктов (1658)
Брэй Ян Саломон де (ок.1627-1697). Портрет девочки
Кодди Питер Якобс (1599-1678). Портрет ребенка
Митенс Йохан Янс (1614-1670). Портрет мальчика
Скорел Ян ван (1495-1562). Ученик (1531)
Верспронк Йохан Корнелис (ок.1601-1662). Girl in blue Sun
Верспронк Йохан Корнелис (ок.1601-1662). Портрет мальчика (Muse de Lille)
Оост Якоб ван Старший (1603-1671). Портрет 11-летнего мальчика
Флинк Говарт (1615-1660) Bildnis eines jungen Mädchens
Ссылки:
http://deja-vu4.narod.ru/Clothes.html
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |