-Метки

* film muzeum rondizm tv * film-poems muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * ворона ставит на место кошек собак * тв музей рондизма 50 шедевров живописи и подделок 930785 cinema literature mahabat maqbara индия * впечатление music muzeum rondizm tv painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское чтение акварель алиса косаговская авторское кино алиса косаговская аудио алиса косаговская видео алтай артефакты археология архитектура аудио книга аудио-книга аудио-книги бесславная история запада бесславная история идти против россии бессмертный полк косаговский вена видео-книга видео-книги военно-морской парад косаговский восприятие все революции ужасны - басовская высший свет город городской пейзаж горы греция день един дети диалоги * жванецкий-косаговский диалоги об общественном устройстве дизайн дом достоевский есенин косаговский о животных древность екатерина ii позор семьи женский образ женский портрет женское женщина женщины женя хребтова авторское кино живопись животные животный мир за януковичем бежал и крым закон закончилося государство украина здоровье знаменитости индия интересное интерьер искусство истории история история россии история создания камни картины катя дьяконова кино кино на выходные кино на выходные * жизнь без неба кино на выходные * осенние сады иоселиани кипнис о наполеоне кипр китай классический балет книги консультация в арт косаговский - менталитет россиян косаговский гюго бетховен о наполеоне косаговский михеев о россии косаговский морской парад косаговский роль россии в мире косаговский троица и день россии косаговский ю видео кошки креатив куклы легенды летнее настроение лето лингвистика литература литература гениев и поговорки - уроки жизни лучше понимаем человека любовь мавзолей махабат макбара мальта меркантильность кандалы на чеовеке мода море москва музыка музыка импровизация на ф-но музыкальная открытка наивный восторг о тарковском народности натюрморты наука необычное нереальное нет дьявола у гете и булгакова нет дьявола в совершенном мире создателя о войне вертинский косаговский окуджава о войне эренбург антокольский твардовский обвал обороны всу - мриа образ творца у м.булгакова общественное устройство отношения официальное искусство в песне парк пейзажи позор коллективного запада полеводка полезное полезные советы португалия поэзия поэзия в науке поэт музыкант художник врач косаговский ю.в. прикладное искусство природа психология птицы пушкин об александре i разное растения религия ретро романовы россия россия исторически спасает мир русские художники русь с победой над нацистским фашизмом песни о войне самоцветы свободное и официальное искусство сказки скотт риттер о мировой экономике скотт риттер россия не воюет с украиной скотт риттер россия очищает украину от нацизма скотт риттер: цру финансировало бандеровцев скульптура сталинградская битва косаговский стихи стихи и рисунки стихи картины музыка троица стихи музыка косаговский стихи написанные на прогулке стокгольм тв музей рондизма тверская улица традиции трек и видео * космос этой весною наш троица и день россии уголки мира уметь очищать искусство от подделки умные мысли уроки россии напавшим врагам философия фото фотоискусство христос против меркантильности художник художники цветы человек черногория читаем классику читает косаговский шаман швейцария швеция ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58595


Детский портрет в голландской живописи XV-XVII веков

Четверг, 18 Августа 2011 г. 13:35 + в цитатник
Муромлена все записи автора

Заботливые нидерландцы всеми средствами пытались уберечь своих крошек от холодного уличного воздуха. Запеленутых так, что они не могли пошевелиться, укутанных в распашонки, рубашки, шапочки, шерстяные платья, малышей запирали в спальне с закрытыми окнами, и они посапывали там в колыбельке под несколькими одеяльцами в обнимку с грелкой из бутылки, наполненной горячей водой. Несмотря на рекомендации врачей, применение снотворных было в порядке вещей. Как только ребенок выучивался стоять, его сажали на передвижной стул в форме усеченной пирамиды на широких колесиках, сооруженный из деревянных брусков, тесно обхватывавших корпус; или за что-то вроде столика, за которым ребенок держался прямо благодаря высокой спинке сиденья. Чтобы научить ребенка ходить, его поддерживали на помочах, веревке или ленте, обвязанной вокруг пояса. Вскоре он дорастал до своей первой игрушки — деревянной резной и расписной фигурки неопределенного существа, выдаваемого за лошадь. Пока поступь малыша оставалась нетвердой, его одежда не становилась более легкой. Стремясь защитить чадо от ушибов и травм, любвеобильные родители облачали его в варварское снаряжение — кожаный шлем, тесно сшитый корсет китового уса, усиленный железными и свинцовыми полосами, поверх которого натягивалось шерстяное платье. 

Из книги Поля Зюмтора "Повседневная жизнь Голландии во времена Рембандта"

4000579_Bambino_addormentato_nel_seggiolone_1654_dipinto_su_tavola_sagomata_Collezione_privata_thumb21_1_ (409x573, 61Kb)
Верспронк Йохан Корнелис (ок.1601-1662). Ребенок, спящий в кресле (1654)

Эразм Роттердамский в «Христианском браке» дает описание такого костюма. «Им (детям) прибавили к тому рубашку, очень теплые чулки, огромную нижнюю юбку и верхнюю одежду, покрывающую плечи и бедра большим количеством материи и складок, после им сказали, что выглядят они замечательно». Эразм протестует против этой новой моды, он выступает за большую свободу для молодого тела; его мнение не стало мнением большинства, и нужно было ждать конца XVIII века, чтобы детский костюм стал легче, проще и удобнее.

Подрастая, ребенок без всякого перехода получал одежду взрослых: чулки, штаны до колен, камзол — для мальчиков; жакет, корсаж, длинное платье — для девочек. Ничего специфически детского. В некоторых деревнях мальчики почти до семи лет носили платьица.

4000579_Moreelse_Dublin_Portrait_child1 (541x700, 45Kb)
Морельсе Пауль Янсон (1571-1638). Портрет ребенка

Детское платье есть не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.

Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.

Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье.

Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века. 

Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.

Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.
 

У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда.
Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.

4000579_Dofin_Karl_Orleanskii (556x700, 301Kb)
Хэй Ян (кон.15 в.). Дофин Карл Орлеанский

4000579_Suzan_de_Byrbon_ili_Ditya_za_molitvoi (420x700, 268Kb)
Хэй Ян (кон.15 в.). Сюзан де Бурбон, или Дитя за молитвой

4000579_Portrait_of_a_Child_holding_a_Rattle (534x640, 139Kb)
Вос Корнелис де (1585-1651). Портрет ребенка с погремушкой

4000579_Zwei_Toechter_des_Malers (700x578, 363Kb)
Вос Корнелис де (1585-1651). Дочь Магдалена и сын Жан-Батист де Вос.

4000579_Portrait_of_a_TwoYearOld_Boy (569x700, 295Kb)
Эвердинген Цезарь ван (1617-1678). Портрет двухлетнего мальчика

4000579_Queborn_Daniel_van_den__Portret_van_een_jongetje_misschien_Lodewijk_van_Nassau_160265 (527x700, 314Kb)
Квибон Даниэль ван ден (ок.1555-ок.1604). Портрет мальчика, возможно, Lodewijk van Nassau (1602-65)

4000579_Retrato_de_una_princesa (538x700, 138Kb)
Пурбюс Франс Младший (1569-1622). Портрет принцессы

4000579_Meisje_bij_een_kinderstoel (529x700, 261Kb)
Флинк Говарт (1615-1660). Девочка возле кресла

4000579_Portrait_of_a_Young_Boy_1_ (480x700, 233Kb)
Кейсер Томас де (1596-1667). Портрет мальчика.

4000579_Boy_Dressed_as_a_Roman_Soldier (473x600, 57Kb)
Маес Николас (1634-1693). Мальчик в одежде римского воина

4000579_4_Year_old_boy_with_club_and_ball (503x700, 319Kb)
Морельсе Пауль Янсон (1571-1638). 4-летний мальчик с клюшкой и мячиком

4000579_Helena_van_der_Schalcke_164671__Dochter_van_Gerard_van_der_Schalcke_en_Johanna_Bardoel_later_echtgenote_van_Nicolaes_Eichelberg (583x700, 273Kb)
Терборх Герард (1617-1681). Helena van der Schalcke (1646-71). Dochter van Gerard van der Schalcke en Johanna Bardoel, later echtgenote van Nicolaes Eichelberg

4000579_Portrait_of_a_Young_Boy (524x700, 299Kb)
Квейллин Эразм (1607-1678). Портрет мальчика 

4000579_Portrait_of_a_Child_Standing_by_a_Tabl (470x600, 164Kb)
Сустеманс Гаусто (1597-1681). Портрет ребенка, стоящего у стола

4000579_Girl_with_a_Rattle (475x700, 264Kb)
Клас Ян (1593-1618). Девочка с погремушкой

4000579_FiveYearOld_Boy (486x700, 254Kb)
Клас Ян (1593-1618). Пятилетний мальчик

4000579_Portrait_of_Wouter_Gael__Portrait_of_Marijke_Gael_ (640x393, 38Kb)
Клас Ян (1593-1618). Портреты Wouter Gael и Marijke Gael 

4000579_SixYearOld_Girl (479x700, 215Kb)
Клас Ян (1593-1618). Шестилетняя девочка

4000579_Portret_docheri_hydojnika_1635 (607x700, 335Kb)
Йорданс Якоб (1593-1678) Портрет дочери художника (1635)

4000579_Portrait_of_Anna_Catharina_van_Heemskerck_16761723 (512x641, 55Kb)
Несон Петер (1612-ок.1689). Portrait of Anna Catharina van Heemskerck (1676-1723)

4000579_Cornelis_de_Vos_Portrait_of_his_daughter1 (517x700, 273Kb)
Вос Корнелис де (1585-1651). Портрет дочери

4000579_Prince_Sigismund_Casimir_Vasa_of_Poland_in_Polish_costume (407x500, 41Kb)
Рей Питер Данкертс де (ок.1605-1661). Prince Sigismund Casimir Vasa of Poland in Polish costume

4000579_Unknown_Polish_Princess_of_the_Vasa_dynasty_in_Spanish_costume (503x685, 61Kb)
Рей Питер Данкертс де (ок.1605-1661). Unknown Polish Princess of the Vasa dynasty in Spanish costume

4000579_Clara_Alewijn_163574__Daughter_of_Abraham_Alewijn_and_Geertruid_Hooftman (509x700, 322Kb)
Сантвоорт Дирк ван (1600-1680). Clara Alewijn (1635-74). Daughter of Abraham Alewijn and Geertruid Hooftman

4000579_Dirck_Santvoort__Portrait_of_Geertruyt_Spiegel_with_a_Finch (556x700, 229Kb)
Сантвоорт Дирк ван (1600-1680). Портрет Geertruyt Spiegel с зябликом

4000579_Corvina_van_Hesenbroeck_van_Hofdijck_160267 (476x700, 290Kb)
Мервельт Михаэль Янс ван (1567-1641). Corvina van Hesenbroeck van Hofdijck (1602-67)

4000579_Hiob_de_Wildt_16371704_1640 (508x700, 242Kb)
Сантвоорт Дирк ван (1600-1680). Hiob de Wildt (1637-1704) (1640)

4000579_KETEL_Cornelis_Double_Portrait_Of_A_Brother_And_Sister (527x700, 263Kb)
Кетель Корнелиус (1548-1616). Портрет брата и сестры 

4000579_Portrait_of_a_Girl_as_a_Huntress (577x700, 296Kb)
Эвердинген Цезарь ван (1617-1678). Портрет девочки в костюме охотницы

4000579_Portret_van_een_meisje_bekend_als_Het_prinsesje (561x700, 343Kb)
Морельсе Пауль Янсон (1571-1638). Портрет девочки, известный как "принцесса"

4000579_Portrait_of_Margaret_of_Austria_14801530_daughter_of_Emperor_Maximilian_I (450x639, 109Kb)
Хэй Ян (кон.15 в.). Портрет Маргариты Австрийской (1480-1530), дочери Максимилиана I

4000579_Portrait_of_a_Boy_holding_a_Basket_of_Fruit_1658 (667x700, 285Kb)
Брэй Ян Саломон де (ок.1627-1697). Портрет мальчика с корзиной фруктов (1658)

4000579_Portrait_of_a_young_girl_bustlength_in_a_black_dress_and_pearl_necklace (443x499, 26Kb)
Брэй Ян Саломон де (ок.1627-1697). Портрет девочки

4000579_Portrait_of_a_Child (526x700, 38Kb)
Кодди Питер Якобс (1599-1678). Портрет ребенка

4000579_Mytens_Jan_Portrait_of_a_young_gentleman_in_a_burgundy_doublet_with_slashed_sleeves_and_a_sash_a_feathered_cap_in_hand (512x641, 55Kb)
Митенс Йохан Янс (1614-1670). Портрет мальчика

4000579_Young_Scholar_Jan_van_Scorel1531 (532x700, 229Kb)
Скорел Ян ван (1495-1562). Ученик (1531)

4000579_Girl_in_blue_Sun_2 (539x700, 310Kb)
Верспронк Йохан Корнелис (ок.1601-1662). Girl in blue Sun

4000579_Muse_de_Lille_J__Verspronck_Portrait___1 (547x700, 243Kb)
Верспронк Йохан Корнелис (ок.1601-1662). Портрет мальчика (Muse de Lille)

4000579_Jacob_van_Oost_the_Elder__Portrait_of_a_Boy_aged_11 (545x700, 181Kb)
Оост Якоб ван Старший (1603-1671). Портрет 11-летнего мальчика

4000579_Bildnis_eines_jungen_Maedchens (622x700, 91Kb)
Флинк Говарт (1615-1660) Bildnis eines jungen Mädchens

Ссылки:

http://deja-vu4.narod.ru/Clothes.html

 

Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 6 пользователям

Arlinn   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 14:01 (ссылка)
Муромлена, огромное спасибо за великолепную подборку! Этот жанр голландской живописи не так известен и популярен, и тем не менее, в замечательных детских портретах присутствуют все качества, присущие "голландцам" - необычайная колористика, игра света и изящество формы. Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Августа 2011 г. 17:09ссылка
Arlinn, спасибо Вам за такой интересный комментарий
Мадлена_де_Робен   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 14:11 (ссылка)
Очень интересно! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Августа 2011 г. 17:10ссылка
Мадлена_де_Робен, рада, что Вам понравилось
nata20002004   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 14:36 (ссылка)
работы шикарные, а дети все почему то страшные, наверное кроме одной "Митенс Йохан Янс (1614-1670). Портрет мальчика"
Ответить С цитатой В цитатник
Nevesta_Solnca   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 14:48 (ссылка)
Спасибо, интересная подборка. Хотя порой не поймешь, где мальчик, где девочка, не прочитав подпись..
Ответить С цитатой В цитатник
сергеева_наталия   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 15:42 (ссылка)
Приятная детская подборка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Августа 2011 г. 17:14ссылка
сергеева_наталия, спасибо Вам за отзыв и за цитирование
Ванда   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 15:46 (ссылка)
Лица детей не по-детски взрослые.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Августа 2011 г. 17:40ссылка
Может быть это связано с тем, что дети чинно позируют, старательно подражают взрослым?
Yail   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2011 г. 17:27 (ссылка)
Муромлена, очень понравился пост!!!
Спасибо!!!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Августа 2011 г. 17:38ссылка
Yail, Спасибо за отзыв! Рада, что понравилось!
Дана95   обратиться по имени Четверг, 31 Августа 2017 г. 23:21 (ссылка)
Муромлена, Спасибо за пост!С благодарностью цитирую
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку