-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _ЖД_

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2009
Записей: 118
Комментариев: 52
Написано: 184


~Ленинградский вокзал~

Пятница, 15 Мая 2009 г. 13:15 + в цитатник
Axwell все записи автора

Ленинградский вокзал г. Москвы

    Самый старый вокзал Москвы - Ленинградский.
    В феврале 1842 г. Николай I подписал Указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено выдающемуся архитектору Константину Андреевичу Тону, спроектировавшему Екатерининскую церковь в Петербурге, Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.
    В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. А в Москве место для Петербургского вокзала нашлось не сразу. Сначала рассматривались 2 варианта - у Тверской заставы и на Трубной площади. Однако оба были отвергнуты из-за боязни пожаров от огня и искр, вырывавшихся из топки паровозов и производимого ими "адского шума", и было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля.
    Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту: строгий двухэтажный фасад, "равномерно члененный расположенными в простенках между окнами приставными колонками, со знакомыми по Кремлевскому дворцу и Оружейной палате арочными окнами с гирьками в первом этаже и сдвоенными - во втором". В центральной части здания - двухъярусная башенка с часами и флагштоком.
    Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Длина его составляла 25 саженей, ширина - 12 саженей (1 сажень = 2,134м). На первом этаже здания располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором - служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка вокзала была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватер-клозетах. Особенно шикарной была отделка императорских покоев: генерал Крафт, отвечавший за строительство здания, распорядился поставить массивные дубовые двери, граф Клейнмихель - шкафы с зеркальными стеклами.
    Со стороны путей к вокзальному зданию примыкал дебаркадер, т.е. крытый перрон, длиной в 50, шириной 12,5 саженей, с двумя путями и каменными пассажирскими платформами. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р.А. Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 года, когда ее заменили на арочную.
    Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. А 19 августа дорогу опробовал сам Государь Император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года.
    В 1855 году после восшествия на престол Императора Александра II Санкт-Петербурго - Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским. В феврале1923 года приказом народного комиссара Ф.Э, Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя "Октябрьский" получил и вокзал. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. Это имя вокзал сохраняет до сих пор, хотя поезда с него отправляются в Санкт-Петербург.
    В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка.
    В 1948 - 1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры.

Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал
    Во второй половине 70-х годов ХХ века Ленинградский вокзал был реконструирован. В прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Было достроено левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. В августе 1975 года открылись верхний и нижний кассовые залы. На месте дебаркадера был построен просторный главный зал. Для удобства пассажиров вокзал был соединен подземными переходами со станциями метро.
    И сегодня Ленинградский вокзал продолжает развиваться и обновляться, предлагая пассажирам разнообразные услуги.




 


При подготовке материала были использованы следующие издания:
1. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836-1917гг. - СПб, 1994.
2. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.: ил.
3. Московская железная дорога. Через годы, через расстояния./Под ред. И. Л. Паристого. - М.: "Железнодорожный транспорт", 1997 г.
4. Вокзалы России. Детская энциклопедия, N 11' 2001.
а также веб-сайт:

 
 
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку