-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в О_детях

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2009
Записей: 1617
Комментариев: 8153
Написано: 13431


Как научить ребенка выполнять свои обязанности по дому?

Понедельник, 17 Августа 2009 г. 00:57 + в цитатник
Оксана_Андрусенко все записи автора

В последнее время я получаю много писем от родителей, которые задают мне один и тот же вопрос, как научить ребенка выполнять свои обязанности по дому?
Есть несколько причин, которые мешают выработать правильное отношение к домашним обязанностям:

Причина №1: Развлечения, пожирающие время и деньги

Если раньше ребенок играл в футбол во дворе, то сейчас ему больше нравится это делать на компьютере, если раньше свои развлечения он придумывал себе сам, то сейчас он предпочитает смотреть развлекательные передачи по телевизору или использовать сервисы развлечений на мобильном телефоне.

Причем развлекательных передач становится все больше, потому что деньги двигают проектами на телевидении, а новейшие цифровые технологии – все изощреннее и также направлены на извлечении прибыли их создателями.

Вот и получается, что оторвать детей от телевизора, телефона и компьютера становится делом крайне сложным, потому что родителям нечего противопоставить мощной индустрии развлечений.

Дети тратят время, которое они могли потратить на свое развитие.
Дети тратят деньги, которые не зарабатывают.

Что же делать родителям?

При использовании телевизора – следите за собой. Если это единственный способ семейного времяпрепровождения, то попробуйте выключить телевизор и придумать что-то другое.

Если использование компьютера и телефона заслоняет все остальные обязанности и дела, то воздействуйте на время и способ их использования.

Так как компьютер и телефон в основном используются для развлечений (доля учебного времени на компьютере минимальна), то свяжите получение удовольствий с их финансированием.

Как это можно сделать?

Подсчитайте бюджет расходов на данный вид развлечений. Серфинг в Интернете обычно выливается в стоимость времени в сети, если у вас не выделенная линия. Значит, оговорите условия. Выполняет обязанности по дому, оплачиваете карточку на какое-то количество часов в месяц. Например, 10 часов и ни минутой больше.

Не выполняет – оплачивает развлечения сам. Чем старше становится, тем больше расходов на развлечения оплачивает из своих заработанных денег. Вот здесь и список оплачиваемых работ по дому пригодится.

С мобильным телефоном - подход тот же.

На самом деле, необходимость предупредить родителей о своем местонахождении возникает не так уж часто, и покупка телефона часто связана с данью моде ( все сверстники имеют телефон) и развлечениями на телефоне (все играют, и я хочу ).

Поэтому договоритесь о количестве оплачиваемых минут. Сколько времени надо, чтобы набрать телефон и позвонить маме? И если верить статистике, то количество входящих звонков с домашнего телефона на детский мобильный в разы превышает исходящие.

А так входящие звонки на все мобильные бесплатные, спокойно можно обходиться минимальной суммой. Потратит – остается без связи. Остается без связи – обрекает себя на прогулки в радиусе 100 метров от домашнего окна.

А хочется удовольствий – пожалуйста, зарабатывай и оплачивай. И вот тут-то будет реальная экономия. Заработанные деньги дети тратят неохотно.

Причина №2: Чрезмерная родительская опека

Знаете ли вы, что ваш ребенок должен в своем возрасте делать сам? Парадокс состоит в том, что в младенческом возрасте мы ждем с нетерпением того момента, когда ребенок пойдет, возьмет ложку сам, наденет кофту, завяжет шнурки. И радуемся, что у ребенка все получается. И что он растет с каждым днем.

И мы знаем до определенного времени, что будет следующим этапом в его развитии.

Но как только ребенок дорос до детского сада, с ним стало меньше проблем, кое-что он уже может делать сам, родители перестают контролировать его развитие, передавая эти заботы воспитателям детского сада и учителям в школе.

И получается, что ребенок уже вырос, а мы продолжаем относиться к нему как к маленькому. Продолжаем за него делать то, что он уже в состоянии делать сам. Я столкнулась с этим в прошлом году, когда нам пришлось переиграть схему «отведения-приведения» дочери в садик, и все утренние вопросы взял на себя папа.

Я была склонна помогать малышке раздеваться, действуя иногда на автопилоте, поэтому она иногда позволяла себе капризничать со мной, зная, что мама пожалеет.

Когда папа взял все в свои руки, то у него не было времени «сюсюкать с ней». Потому что он завозил ее по пути на работу. Так что он ограничивался тем, что доводил ее до группы, говорил: «Лиз, пока» и уходил, и маленькая девочка была вынуждена раздеваться сама.

В результате это вошло в привычку, и все мамы по утрам ставили ее в пример своим детям, продолжая раздевать капризничавших детей. Но самое главное, ребенок испытывал чрезвычайную гордость тем, что справляется без помощи родителей.

И если вы столкнулись с проблемой, когда ваш ребенок не хочет что-то делать за себя сам, это как раз тот самый случай. Вы пропустили момент, когда он мог научиться это сделать сам.

Например, 14-летний подросток не убирается в своей комнате, не выносит мусор, не ходит в магазин, не стирает свои носки и т.п. только потому, что все это за него делает мама или бабушка. Пора, наверное, задуматься, что он вполне с этим справится.

Если не уверены, то вспомните себя в его возрасте. Что вам доверяли делать родители? Кроме того, подумайте о том, что в 14 лет нашим детям выдают паспорт, т.е. априори признают за ними способность к труду, хоть и на ограниченное время.

Поэтому составьте список того, что ребенок может сделать сам.

Прежде всего, вопросы самообслуживания. Чистить зубы, стирать носки, следить за волосами, гладить брюки (а почему и нет? кто сказал, что это – прерогатива женщины?) убирать свою комнату, если таковая есть, или свою территорию в общей комнате с родителями или братьями или сестрами, чистить обувь с вечера и т.п.

Далее. Какие обязанности по дому он вполне может выполнять? Дорос до выноса мусора – вперед! Ему это по силам!

И доведите составленный список дел до всех членов семьи (особенно до бабушек, склонных жалеть внуков больше, чем собственных детей). Ваши требования к ребенку должны быть одинаковыми.

Причина №3: Непонимание, а зачем это ему

Все известно, что человек ничего не делает просто так. У него должна быть мотивация. У него должен быть стимул что-то сделать.

Например, ребенок хочет писать SMS-ки друзьям, но денег нет. Что он будет делать? Клянчить у родителей - это проще всего, если нет системного подхода к экономическому воспитанию.

Но если вы выработали систему обучения ребенка, то он будет знать, что ему надо заработать. Т.е. появится осознанная необходимость .

Плюс ко всему он будет знать, как он может заработать (вспомните про список оплачиваемых работ, который надо будет предусмотрительно составить ). И ребенок будет РАБОТАТЬ!

Т.е. надо создавать стимулы! Создавать развивающие условия.

Какие должны быть стимулы к самообслуживанию?

- Признание его заслуг и взрослости. «Какой молодец – все сам делает!».
- Обеспечение его выживания. «Не можешь приготовить еду – будешь ходить голодным».
- Обеспечение его соответствия требованиям окружения. «Не можешь постирать носки - девочка, которая нравится и за 3 километра не подойдет к парню, от которого дурно пахнет..».

Какие должны быть стимулы к домашним обязанностям?

Вклад в общее дело.

Родители работают и обеспечивают физическое выживание всех членов семьи (людям надо есть, пить, одеваться, лечиться, если заболел и т.п.), а ребенок максимально помогает выполнять часть работ по дому, потому что комфортное проживание семьи - это качество и детской жизни тоже.

Об этом надо периодически разговаривать и показывать заслуги каждого члена семьи, чтобы ребенок знал, что делает каждый для общего блага. Не полагайтесь на то, что ребенок должен догадываться обо все сам. Спрашивайте его о том, что он думает по поводу того, какой вклад в жизнь семьи вносит каждый. Приучайте делать выводы и наблюдения за тем, что происходит вокруг .

Если у вас есть бизнес, ребенок вполне может выполнять часть каких-то работ.

Если у вас есть огород, который кормит всю семью, потому что другой возможности нет, то и ребенок должен вносить свою посильную лепту.

Осознание его личного вклада в семейное дело будет прекрасным развитием самооценки уверенного в себе человека.

Причина №4: Завышенные требования к тому, что ребенок должен делать

Вы составили список обязанностей для ребенка.
Теперь проверьте его на предмет того, а не слишком ли многого вы хотите от ребенка в силу его возраста. Например, вы требуете мыть полы в своей комнате ежедневно. А вы сами на такое способны? Может достаточно будет и одного - двух раз в неделю при условии ежедневного складывания вещей в шкаф.

Будьте разумны в своих требованиях.

Причина №5: Отсутствие сформированной привычки

Если вам приходиться все время напоминать ребенку об его обязанностях, то можно сказать, что привычка - что-то делать для себя и для своей семьи - еще не сформирована.

Поэтому вам обязательно надо посвятить какое-то время на формирование таких привычек. И это не зависит от того, сколько вашему ребенку сегодня лет. Работать над привычками никогда не рано, и никогда не поздно.

Но делать это надо постепенно. При помощи маленьких шажков и системы мотивации.

Что подразумевают под собой маленькие шажки?

Они действительно маленькие. Объясните ребенку закон «немытой чашки». Одна немытая чашка порождает гору немытой посуды. Одна брошенная вещь потребует больших затрат драгоценного времени на последующий разбор «завала», что малоприятно.

Составьте список «завальных» дел и найдите в них маленькие шажки.
Например, не вешает одежду после школы в шкаф. Разбейте этот процесс на этапы: взять вешалку из шкафа, повесить брюки, повесить рубашку, сложить свитер и убрать в шкаф.

Что нужно для того, чтобы это сделать? Просто взять вешалку.
- Можешь это сделать прямо сейчас?
- Могу.
Берет и делает.

А если не делает? Возьмите пакет и соберите все в кучу, и предупредите, что после того, как вещи полежат в таком виде в пакете, ему придется еще и гладить.

На отработку избавления от одного «завала» выделяйте от недели до месяца. Закрепив результат, переходите к следующему.

Для закрепления привычки хорошо использовать так называемые «якоря», психологические зацепки в сознании. Чтобы привести себя в продуктивное состояние и настроиться именно на этот вид работы. Например, если ваш ребенок любит какую-то музыку, то можно связать это прослушивание с разборкой книг на его столе. После нескольких таких наслоений, желание устраивать «разборку» будет автоматически возникать при включении любимой музыки. Или наоборот, необходимость разбирать книги можно облегчить с помощью выбранного «якоря», чтобы побороть лень и сделать то, что положено.

Можно даже использовать незначительную прибавку к карманным расходам за недельное выполнение своих обязанностей без пропусков. Это как премия. Она не должна быть существенной, но и довольно приятной. Например, Рокфеллер платил своим детям за день воздержания от конфет. А вы можете приплачивать на начальном этапе формирования привычки, например, за то, что ребенок в течение недели каждый день чистил свои ботинки.

Что и говорить, воспитание детей – дело не простое. Но от результата – зависит ваше будущее. Воспитаете разумного ребенка – будете жить спокойно. Не воспитаете – будете мучиться до конца своих дней.

Поэтому примите несколько советов:

Наберитесь терпения и действуйте, используя принцип постепенности, мотивируйте ребенка на ежедневные достижения и приучайте вносить свой вклад в семейное дело.
Будьте примером.
Ведите дневник, чтобы точно знать, откуда вы начали и что уже сделали. В трудные минуты он поможет сохранить веру в успех, потому что какая-то часть пути уже успешно пройдена.
Верьте в своих детей и говорите им об этом. Вера способна творить чудеса.
И удачи вам!



автор: Галина Острикова
источник: familyfinance.ru
Рубрики:  Воспитание
Метки:  

Процитировано 34 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 01:32 (ссылка)
спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
galaflame   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 01:39 (ссылка)
Спасибо, анимации,надписи
Ответить С цитатой В цитатник
Ночное_окно   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 02:18 (ссылка)
Спасибо!!! Очень нужные советы!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Soul_of_sky   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 10:45 (ссылка)
Я много раз читала, что психологи считают не совсем правильным оплачивать все домашние обязанности, которые выполняет ребенок. Таким образом, мы вырабатываем привычку получать деньги за то, что взрослый человек делает для себя бесплатно, чтобы поддерживать жизнедеятельность семьи. Т.е. хорошее поведение, обычные семейные дела не должны оплачиваться. Это обязанность. Оплачиваться может работа, которую ребенок выполняет сверх своих обязанностей - как у взрослых "сверхурочные" ))
Нравится вот эта статья: http://www.parenting.ru/s.php/2068.htm - о том, как привить ребенку культуру финансового поведения.
Ответить С цитатой В цитатник
Snezhnaja_Lvicca   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 12:55 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
okati   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 15:27 (ссылка)
интересные идеи, спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Мила_Лова   обратиться по имени Понедельник, 17 Августа 2009 г. 15:34 (ссылка)
У нас многодетная семья - у нас этой проблемы нет :)
Дети очень быстро становятся самостоятельными и понимают, что проще сделать самому, чем ждать, пока это сделает мама :)))))

А теливизор однозначно - на помойку! За воспитание собственных детей отвечают, в первую очередь, родители, а не составители сетки вещания на ТВ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2009 г. 00:50ссылка
да-да-да-да-да-да-да
я вот крестная-стерва, ехидна, не включаю телевизор Настеньке, когда она у меня или я с ней сижу и НЕ собираюсь включать, хватит того что она его с мамкой сутками смотрит, а потом заявляет, что хочет силиконовую грудь (в 8-то лет). ну сопли-слюни, конечно, но так на пол часа не больше :)
а с домашними делами сложнее... чё делать, если сама не имеешь этих "привычек", разбрасываешь дома вещи, а готовить стирать и мыть умеешь только кнопками, в смысле, модной техникой и не имеешь НИКАКОГО желания учиться и это в почти 25 лет?...
Перейти к дневнику

Воскресенье, 30 Августа 2009 г. 16:32ссылка
Моё мнение: любая дура может научиться мыть полы.
Вопрос в другом: как сделать так, чтобы у ребёнка были потребность и желание убираться? Только одним способом - поддерживать самому чистоту и порядок, тогда ребёнок, когда вырастит просто будет чувствовать себя некомфортно в бардаке и будет убираться - куда же денешься ? :)
С другой стороны, если на ребёнка всячески давить, заставляя и приучая поддерживать идеальный порядок, то это в будущем может стать его приоритетом, в ущерб детям, работе и прочая :(

У меня есть два примера.
1. Одна девочка росла в страшном бардаке и ненавидела убираться, сидела с ней старенькая бабушка, которая ни к чему её не могла приучить в принципе. Девочка выросла, вышла хорошо замуж. Не работает. Муж бардак ненавидит. Она поддерживает в доме идеальную чистоту ради любимого мужа. Все счастливы.

2. Другая девочка практически не видела детства: у неё была масса обязанностей: начиная с пылесосить всю квартиру, заканчивая - мыть всем обувь. Она тоже хорошо вышла замуж. Мужу плевать на порядок и безпорядок, лишь бы жена была весела. Она теперь ненавидит уборку - считает это пустой тратой времени, и убирается только под настроение. Все счастливы.

Главное - мотивация, человек - не дрессированная собачка :)
Гелена   обратиться по имени Воскресенье, 30 Августа 2009 г. 23:24 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку