-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Поэт_Есенин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.06.2008
Записей: 19
Комментариев: 8
Написано: 28


Годы без Есенина

Понедельник, 02 Июня 2008 г. 16:20 + в цитатник
Ту4-ка все записи автора С.А.Толстая-Есенина продолжала собирать материалы о жизни и творчестве С.Есенина и в годы недоброжелательного отношения власти к поэтическому наследию поэта. А.Берзинь вспоминала: «У меня хранилась его (Есенина) две рукописи: «Песнь л великом походе» и «Двадцать шесть». Я отдала их Софье Андреевне Толстой в Музей, боясь потерять то, что принадлежало ему, Сергею». Анна Абрамовна слукавила, рукопись она не передала, а обменяла. С.А.Толстая в дневнике 26 декабря 1932 года записала: «Нынче в Дом Герцена приходила Берзина, после я звонила ей.

Говорит: «Предлагаю товарообмен» - дает рукопись 36-ти в том варианте, когда она называлась «26», и за неё просит 4 тома ГИЗа. Торгует бессовестно, а я даже не могу выразить ей своего отвращения - боюсь отпугнуть и потерять его рукопись. Не могу отдать последние книги, и сердце разрывается - как же быть?». С трудом договорились».

Позже был получен не изданный рукописный сборник произведений С.А.Есенина, подготовленный в 1924 году к печати Г.Бениславской и Екатериной Есениной. Софья Андреевна записала при получении: « Сборник не был осуществлен и материал остался у Богомильского. Передал их мне в мае 1936 г. С.Есенина»

Свое 30-летие Софья Андреевна встречала с тяжелым настроением. «Скоро 30 лет, - писала она в Ленинград М.Шкапской, - а жизнь моя неправильная. – Иногда мне очень, очень страшно». Искала утешения в заочном общении с Есениным. «С утра ездила на кладбище, - записала в дневнике 30 июлю 1932 года. – Могила в ужасном виде. Какие-то посетители для того, чтобы писать на кресте, становились ногами на холмик, и он весь изломан, осыпается… Кору с клена вовсе ободрали и он засохнет.

Посадила всяких цветов, заказала новый дерн, дощечку, заплатила вперед до 1-го октября за уборку, всего на 50 руб. и немного успокоилась. Но все-таки мне стыдно, мутно, перед ним, перед собой, перед людьми. Странно, я очень люблю эту могилу, очень, и мне никогда не хочется уходить отсюда». Зимой, в день годовщины смерти С.Есенина, вновь ездила на Ваганьковское кладбище:

«Утром ездила на кладбище. Могила в снегу, кора с дерева совсем ободрана, - записала Софья Андреевна в дневнике. - Нашла сторожа, дала ему денег, увеличила плату. Он обещал смотреть лучше, и мне стало немного не так совестно. Все-таки я в чем-то здесь виновата, я могу и должна делать больше. А на его могиле мне всегда хорошо»

Постоянно думает о Есенине. Разговаривает с ним наедине, во сне и наяву. Софья Андреевна была уверена, что «в большой любви самое прекрасное - это одиночество вдвоем, удивительнейшее ощущение, что во всем огромном мире нет никого и ничего. Это то чувство, которое мы так знали и любили с Сергеем»

В дневнике 14 ноября 1932 года записала: «Видела во сне Сергея, живого, что он воскрес. Во сне он такой же со мной, какой бывал в жизни, когда трезвый, удивительный, ласковый, тихий, ясный. И я во сне любила его так же, как тогда, так же бесконечно, безумно и преданно. Пришли сестры, и всем нам было хорошо и весело. Нынче весь день ношу в себе сияние от него от своей любви к нему. (…) Господи, Сереженька мой, как я могу жить без него, и думать, что я живу, когда это только гнилая, затрепанная оболочка моя живет, а я ведь с ним погибла»

Годы пролетали. Многое вокруг менялось. Софья Андреевна понимала, что личное счастье обходило её стороной. Она замкнулась. 11 августа 1938 года М.М.Шкапская писала С.А.Толстой: «И подумала о том, что вот скоро поеду в Коктебель, где мы с Вами встретились. Какая Вы тогда была юная, Соня. Но - как странно - и даже тогда, в 22 года, в самом расцвете красоты, в пору женского цветения - никогда не были Вы счастливы. Несчастливые недобры. Но Вас это как-то не коснулось. Вы так добры по природе, что превозмогали эту злую традицию. Доброта лучилась из Вас и делала Вас всегда такой прекрасной.

Но вот последнее время я вдруг с грустью раза два заметила, что лучистость эта иногда погасает! Вернее, она становится - я б сказала - автоматической. Даже складочки у губ уже привыкли быть добрыми, но душа вдруг ушла из этого сияния. Как жизнь всё-таки ломает людей. Ну я, ну другие - мы были слишком жадны, слишком своевольны, мы, может быть, наказаны за дело. А вы? Девочка-Сонечка, такая русская - для меня всегда олицетворение всего, что я люблю в русском человеке, - такая простая, нетребовательная, настоящая, такая умница - почему эта девочка не нашла своей судьбы, своего счастья? Сколько бы Вы дали людям, если б были счастливы, если даже от такой Вас и то тепло? М.Шкапская»

Предвоенное трагическое десятилетие было тяжелым и сложным периодом в жизни Софьи Андреевны. Была лишена советского гражданства ее любимая тетя Александра Львовна Толстая, которая отказалась возвращаться домой из зарубежной командировки. . Были арестованы из её близкого окружения Борис Пильняк, Николай Клюев, Василий Наседкин, Иван Приблудный, первенец Есенина Георгий (Юрий), Вольф Эрлих, Илья Ионов, Илларион Вардин, Всеволод Мейерхольд, которые погибли в застенках и лагерях.

После ареста Мейерхольда была зверски убита у себя в квартире Зинаида Райх — и это преступление осталось нераскрытым.

Софья Андреевна проявляла заботу о родственниках Сергея Есенина. Обратилась с письмом к А.Фадееву, чтобы он поддержал просьбу матери С.Есенина о снятии с нее налогов из-за бедности. А.Фадеев подписал письмо, но вместо освобождения полностью от налогов написал «часть налогов».

Узнав о тяжелом материальном положении Екатерины Александровны Есениной, которая после ареста и расстрела мужа была на поселении, предложила тут же ей помощь. Наталия Есенина пишет: «Когда мама переехала в Подмосковье, ей свою рабочую карточку отдавала Софья Андреевна Толстая, и мы с голоду не умерли»

Перед уходом в армию Константин Есенин отнес чемодан, набитый бумагами и редкими изданиями отца, на хранение Софье Андреевне Толстой, которая сберегла и возвратила ему после войны. Узнав о тяжелом материальном положении Татьяны Сергеевны, С.А.Толстая-Есенина в феврале 1944 года пишет письмо Н.С.Тихонову в Президиум Союза Советских писателей:

«Многоуважаемый Николай Семенович, обращаюсь к Вам с очень большой и горячей просьбой: скажите, чтобы послали через ССП вызов на въезд в Москву Татьяне Сергеевне Есениной, дочери Сергея Александровича. Она эвакуировалась в Ташкент с детьми и погибает там в тяжелейших материальных условиях.

Она молода, неопытна, ни к чему не привычна и в жизни не крепка. Наши сведения о ней гнетущие и тревожные. Необходимо срочно вызвать ее сюда, где родня, знакомые, своя дача, вещи и всякие бытовые возможности. В память Есенина, к которому Вы хорошо относились, пожалуйста, помогите его дочери и его внукам. Не пишу подробности их положения, но прошу Вас поверить мне, что оно так плохо, что мне приходится отчаянно и настойчиво просить Вас послать ей вызов в Москву как можно скорее. Очень надеюсь, что Вы исполните мою просьбу. П. 1944. Необходимые сведения прилагаю».

Тяжело переживала С.Толстая затянувшееся замалчивание творчества Сергея Есенина. Иногда и она начинала терять надежду. “Софья Андреевна Есенина-Толстая, так много сделавшая для сохранения памяти о муже, была доведена до того, что на склоне своих дней, тяжело больная, обобранная и напуганная, отгородилась от всех одной лаконичной фразой: „Я по есенинским делам не принимаю», — писала Т. П. Флор-Есенина

Но такие слова произносились ею в минуты отчаяния. До конца своей жизни Софья Андреевна оказывала есенинской теме большое внимание. С богатым есенинским архивом С.А.Толстая-Есенина знакомила специалистов, которые по-новому, без классовых предвзятостей и идеологических установок, рассматривали и научно изучали поэтическое наследие С.Есенина.

«Разрешаю Ю.Л.Прокушеву использовать по своему усмотрению в печати все материалы и фотоснимки, сделанные с моих материалов, касающихся жизни и творчества мужа моего – поэта С.А.Есенина. С.Толстая-Есенина»,- написала она на обороте подаренной фотографии известному исследователю творчества С.Есенина.

Не следует забывать, что с тридцатых годов основная служебная обязанность С.А.Толстой была связана с работой в музеях Льва Николаевича Толстого.

В тяжелые годы войны она много сделала для сохранения материалов, связанных с именем Льва Николаевича Толстого. Она была назначена директором объединенных музеев Льва Толстого. Огромные усилия приложила С. А. Толстая к восстановлению разрушенной гитлеровцами Яснополянской усадьбы, созданию экспозиции на станции Астапово, посвященной памяти Льва Николаевича. Она принимала участие во многих изданиях произведений великого русского писателя.

В 1948 году Софья Андреевна вновь пытается создать семью, выходит замуж за Александра Дмитриевича Тимрот. Весь свой архив Софья Андреевна Толстая-Есенина завещала Государственному музею Л.Н. Толстого, кроме есенинских материалов, которые передала в Государственный Литературный музей. Умерла Софья Андреевна в 1957 году пятидесяти семи лет, пронеся сквозь все годы свою любовь к великому русскому поэту Сергею Александровичу Есенину.

Рубрики:  Жизнь и любовь

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку