-Метки

Достоевский Шекспир американская литература английская литература аудиокнига библиотека боевик борхес бродский булгаков вертинский гоголь даниэль пеннак детектив детективы детская литература детям джойс джон вердон дина рубина живопись заболоцкий зарубежная проза иронический детективный роман исторический роман история кир булычев классика книги литература любовный роман майкл крайтон маркес маяковский мемуары москва набоков николай эрдман нил гейман павич пастернак пелевин плоский мир поэзия пратчетт приключения проза психология пушкин рассказ рассказы роман сага о малоссене саша черный сказка сказки скандинавская литература советская литература современная зарубежная проза современная проза современная российская проза стивен кинг стихи стругацкие терри пратчетт толстой триллер фантастика флобер французская литература фэнтези хармс черчилль чехов чтение чуковский эллери куин юмор юмористическая литература юрий коваль

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Читальный_зал

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 8008


Педагогия Достоевского

Суббота, 31 Января 2009 г. 19:56 + в цитатник
ZnichKa все записи автора

Тема детей в произведениях Достоевского изучена вдоль и поперёк и только ленивый филолог не писал про «ангельские личики». Есть всякие бредни и исследования на тему «Педагогика Достоевского». Пишут, обычно, что Федору Михайловичу не нравился, в отличие от Макаренко, самосуд детей в колонии, и лучшим методом обучения он считал выучивание текстов наизусть.

Но ведь интересно же услышать от великого писателя ответ на вопрос: вот, они – «ангелы», в каждой семье… и что с ними делать? А как чуть подрастут?

… И – так сказать, вперед, на кладбище, в библиотеку…  И попробовала спросить)

1. Где? Перво-наперво Достоевский говорит: «Главная педагогияродительский дом». То есть нечего сваливать детей на обучение и воспитание кому бы то ни было… самые распрекрасные учителя дитю ничего не дадут … все отмазки – повлияли друзья на улице, среда, в школе не доучили, была плохая нянька, гувернер, бонна недосмотрела - не катят…

 

2. Как? Тут ответ все знают:«Основа всякой педагогии  есть деятельная и неустанная любовь». Ах, но вот что такое эта деятельная любовь?  «Деятельная <любовь> сравнительно с мечтательною, есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная — это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука». Так что никаких мечтательностей и проектов. Дело воспитания «наших ангелов» – жестокое и устрашающее, работа и выдержка… А вы как думали?

 

3. И важно еще, говорит, с детьми надо общаться на равных. «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают душу нашу».

 

Ох-ох – частая реакция современных родителей на эти три пункта, - Боже мой, к чему такие страсти... да и на равных – подумаешь…

 

Но три пункта – только часть разговора с Федором Михайловичем, это про воспитание и семью, так сказать, изнутри… А вот снаружи – тут  у Достоевского море боли и негодования… «… никогда семейство русское не было более расшатано, разложено… как теперь. Где вы найдёте теперь такие «Детства» и «Отрочества», которые могли бы быть воссозданы в таком стройном и отчётливом изложении,  в каком представил, например нам свою эпоху и своё семейство граф лев Толстой, или как в «Войне и мире» его же? Ныне этого нет… Современное русское семейство становится всё более и более случайным семейством»…  Какой же «стойкости и зрелости убеждений» можно требовать от молодых людей, когда они воспитываются в семействах, где « господствуют… нетерпение, грубость, невежество (несмотря на их интеллигентность) и где почти повсеместно настоящее образование заменяется лишь нахальным отрицанием с чужого голоса (так и хочется добавить – «из телевизора»); где материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей; где дети воспитываются без почвы, вне естественной правды, в неуважении или равнодушии к отечеству и в смешливом презрении к народу… - тут ли из этого ли родника наши юные люди почерпнут правду и безошибочность направления своих первых шагов в жизни?...»

«Пьяные на улицах. Никто не хочет работать. Убил себя гимназист, что тяжело

учиться. Дряблое, подлое поколение… Никаких долгов и обязательств…»

 

Вот такое агрессивное окружение семьи, и это всё – намного более века назад, представьте, как мы продвинулись с тех пор… ага, туда…

 

Достоевский видит всему причиной – «общего нет ничего у современных отцов». «великой мысли нет… великой веры нет в их сердцах в такую мысль». «В обществе нет никакой великой идеи»… «Нынешнее время… это время золотой середины и бесчувствия… неспособности к делу и потребности всего готового. <>… Нынче безлестят Россию, истощают почву. Явись человек с надеждой и посади дерево – все засмеются: «Разве ты до него доживешь?» С другой стороны, желающие добра толкуют о том, что будет через тысячу лет. Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут, только бы с них достало…»

 

Да-да, заметила, увлеклась… но ведь очень современно.

 

Это я всё к тому цитат насобирала, что три пунктика – это серьезно. Достоевский показывает в семье – силу, способную противостоять хаосу и мраку окружающего мира… И это – радует… и внушает надежду..

«Бог дал родных, чтоб учиться на них любви», «были бы братья, будет и братство», 

 

«В огромном большинстве народа нашего, даже и в петербургских подвалах, даже и при самой скудной духовной обстановке есть все-таки стремление к достоинству, к некоторой порядочности, и истинному самоуважению, сохраняется любовь к семье, к детям. Меня особенно поразило, что они… даже с нежностью любят своих болезненных детей, я именно обрадовался мысли, что беспорядки и бесчинства в семейном быту народа… даже среди такой обстановки, как в Петербурге, все же пока исключения, хоть быть может и многочисленные»

 

PS

Перебрав в уме всех плюс-минус педагогов-учителей – от каторжных до княжеских - из произведений Достоевского, поняла, что больше всего меня восхищает искренностью, методическим разнообразием и использованием наглядности,  да и конечно уж, достигнутым потрясающим эффектом – Сонечка, Вечная Сонечка…

 

Рубрики:  обсуждаем за чашкой чая
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку