Pony-Pastila все записи автора
Харбинский ипподром
После 1909 года, с наступлением стабильной жизни после русско-японской войны и началом эксплуатации железной дороги,
у железнодорожников появилась потребность думать об отдыхе, о культурной жизни, о спорте.
В те времена спорт для русского человека был связан в первую очередь с лошадью.
Какой русский не любит проехать «с ветерком»?! Все чаще стали появляться красавцы рысаки в экипажах, колясках,
санях – так называемые «выезды». На этих «выездах» можно было видеть руководителей дороги, состоятельных людей в сопровождении дам в манто или длинных туалетах, с зонтиками, в замысловатых шляпках.
(Местные жители говорили: «Хаокан» (кит. «красиво»), «шанго» (кит. «хорошо») и прищелкивали языком).
А потом, в период коммерческого бума, привоз лошадей из России был поставлен на широкую ногу, и появились экипажи
с богатыми китайцами. Но истые спортсмены-лошадники стали привозить орловских рысаков чистых кровей с известной родословной, и владелец такой лошади мог знать и с гордостью сообщить о резвости даже «бабушки» своего рысака.
Так возникла надобность в строительстве ипподрома для проведения состязаний – новое явление для Маньчжурии.
В 1909 году было создано Общество поощрения коннозаводства и построен ипподром в начале Гоголевской улицы, в Модягоу…
Позже появились конюшни-пансионаты с тренерами – выходцами из России.
Некоторые состоятельные люди имели по нескольку рысаков. Появились и коннозаводчики.
Одним из первых был управляющий дороги Л.Д. Хорват. Стали приобретать рысаков и китайцы – работники Управления дорог, коммерсанты – и «болеть» за своих лошадок с присущим китайцам азартом.
Результаты резвости сравнивались с результатами знаменитых рысаков на ипподромах России
В публике слышны были фамилии наездников, владельцев лошадей. Все затихало в момент старта –
обстановка русского ипподрома.
Появились и кровные скакуны. Устраивались джигитовки казаков. Восторгу местного населения при виде удали казаков,
слаженности их работы с лошадью не было предела.
Так с подачи русских родилось еще одно неведомое Маньчжурии спортивное явление.
Оно радовало сердце русского человека и было встречено местным населением с восторгом и присущим ему азартом.
Ипподромное дело стало развиваться и существовало при всех режимах до 1949 года…
Русский Харбин. 2‑е изд. Документы. М., 2005. С.224–225.