-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_Европе

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 218


Испания. Провинция Каталония. Город Барселона. Парк Гуэль

Воскресенье, 25 Мая 2008 г. 20:27 + в цитатник
Nataiv все записи автора

 (525x700, 109Kb)
Время создания Антонио Гауди парка Гуэль — 1900-1914 ГОДЫ. Несколько раз побывав в Англии, дон Эусебио Гуэль решил выстроить свой собственный город-сад. Для этого на склоне горы (в то время самая высокая точка Барселоны) им был приобретен земельный участок, площадь которого достигала 15 га. В плане участок имел форму неправильного семиугольника, граничивше­го с горной речкой и дорогой Сан-Северо, протянувшейся по трассе древнеримской военной дороги. С юго-западной стороны участок сильно понижался. При этом разница между уровнями отдельных частей достигала 60 м. В строительстве парка принимало участие около 60 рабочих. Во время разговора с Гауди дон Эусебио Гуэль оговорился, что площадь застраиваемых участков не должна превышать 1200— 1400 м2. Таким образом, общая площадь участков, отводимых под застройку, составляла 16% от всей площади участка. При этом размещать сооружения от дороги можно было на расстоя­нии, равном их высоте. А высота ограждений соседних построек не должна была превышать 80 см.

Нужно сказать, что Гуэль позаботился о том, чтобы создать не­обходимые условия для ведения строительства и возведения мак­симально комфортабельных и функциональных построек. Так, все они впоследствии были оборудованы водопроводной, канализаци­онной и электропроводящей системами. В плане парка Гуэль было предусмотрено также сооружение здания для привратника, рынка, театра и часовни. Была в ма­леньком городке и своя главная площадь. На территории парка не должно было быть клиники, ресторанов, кафе, гостиниц и фабрик — словом, всего того, что могло бы доставить неудоб­ства соседям. Во время застройки не разрешалось также вырубать особенно большие деревья. В застройке парка Гуэль особенный интерес представляет тот факт, что Гауди свел к минимуму срезку и перемещение грунта. Причем это было сделано не столько в целях экономии, сколько ради того, чтобы сохранить в первозданном виде растительность. Для прокладки дорог и подъездных путей требовалось выров­нять поверхность участка. Однако для урегулирования уклонов Гауди использовал прием сооружения системы виадуков, поддер­живаемых прочными колоннами. Таким образом, разница в укло­нах между отдельными участками пешеходных дорог не превыша­ла 12%, а подъездных путей — 6%. Осуществление проекта парка Гуэль было начато довольно бы­стрыми темпами. Уже в 1902 году на территории парка появилось ограждение с семью воротами, домиком привратника, большое количество виадуков и так называемый дорический храм, который планировалось использовать в качестве помещения для торговли. В 1903 году по распоряжению дона Эусебио Гуэля строитель­ство парка было приостановлено. Тогда на приготовленных к за­стройке участках оставались лишь глыбы, с помощью которых были помечены центры будущих сооружений. Таким образом, из 60 запланированных проектов осуществленными оказались лишь два: домик привратника, впоследствии приобретенный са­мим автором, и дом, в котором жил заказчик. Парк Гуэль стал настоящим произведением архитектурного искусства. В начале XX века его можно было считать культурным центром Барселоны, жизнь которого началась с открытия на его территории в октябре 1906 года первого съезда, посвященного каталонскому языку. Знаменитая волнистая скамья была сооружена в парке Гуэль в период с 1907 по 1910 год. А небольшие по объему отделочные работы проводились вплоть до 1914 года. В 1922 году парк был приобретен муниципалитетом Барселоны и вскоре назван памят­ником архитектурного искусства начала XX столетия. Каждое из сооружений, находящихся на территории парка Гуэль, представляет собой конструктивно и стилистически завершенное произведение, а потому заслуживает пристального вни­мания. С этой точки зрения интересны и главный вход в парк, и храм, украшенный каскадом, и бесконечная скамья с волнис­той спинкой, и дорога протяженностью в 3 км. Наиболее значительными по размерам постройками являются два павильона, расположенных у входа в парк. Один предназна­чен для размещения привратника, а во втором находятся зал ожидания (для гостей), туалетные комнаты, кабинет с телефоном и несколько контор. В доме привратника, площадь которого составляет 14,8 х 7,6 м, предусмотрено два этажа (один — для служебных помещений, другой — для жилых комнат) и высокий чердак. В стиле конст­рукций фасадов и внутренних помещений павильона довольно легко узнать почерк Гауди. В центральной части вестибюля размещены две колонны, над которы­ми высятся параболические арки. Три отдельные секции, разделяю­щие первый этаж, образуют высо­кие поперечные балки. На втором этаже дома привратни­ка располагаются спальные комнаты. Там также имеется перекрытие, со­ставленное из балок, которые сде­ланы из армированного кирпича и арматуры переменного сечения, своды низкие. Чердачное помеще­ние также перегорожено нескольки­ми высокими сводами. В целом композиция имеет форму куба, которая создает кон­траст по отношению к парному павильону входной группы. Вместе с тем все линии, составляющие строение, автор распола­гает так, что создается впечатление общей устремленности ком­позиции вверх по вертикали. Среди элементов, призванных подчеркнуть стремление вверх постройки, можно выделить винтовую лестницу, ведущую на смотровую площадку и обвивающую центральную многоярус­ную башню. Всю композицию здания дома привратника венчает навершие, по внешнему виду напоминающее колокол сложной формы. Его несут круглые арки, центральные части которых приходятся на углы вписанного в окружность двадцатиугольника. Нижняя часть постройки отделана необлицованным камнем, отчего все строение кажется несколько тяжеловатым, будто придавленным к земле. Некоторую лег­кость и свежесть композиции прида­ют элементы отделки окон, навершия и зубцов, поверхность которых укра­шена мозаичным четким рисунком, сложенным из колотых изразцов. Слева от главного входа в парк Гуэль располагается служебный павиль­он, архитектура которого несет значи­тельно большую в сравнении с домом привратника содержательную и стили­стическую нагрузку в образном строе общей композиции. Вертикаль башни высотой 30 м не является только простым украшением постройки, а выполняет также функцию вентиляционной башни. Вокруг высокой башни располагаются все остальные элементы конструкции: комнаты двух этажей и небольшие помещения хо­зяйственного назначения. От террасы, находящейся над нижним залом, поднимается лестница, устремленная внутрь полого ги­перболоида, образующего помещение вентиляционной шахты, стены которой отделаны сложноволнистым рельефным рисунком. Ветви скульптурного креста, венчающего вентиляционную баш­ню, обращены, как всегда у Гауди, в стороны. В плане площадь служебного павильона составляет 12,6 х 6,6 м, что несколько меньше площади павильона привратника. Однако по высоте служебное здание превосходит привратницкую. Однако имеете они составляют самый сложный и оригинальный по конст­рукции входной комплекс, ставший настоящей жемчужиной ми­ровой архитектуры. Крест, венчающий башню служебного помещения, является своеобразным повторением темы креста, расположенного на доме привратника, и мозаичных медальонов, украшенных над­писью «Парк Гуэль». Соединительным звеном двух частей ком­позиции входного комплекса стала и едва улавливаемая связь между окраской обрамления привратницкой и яркими пятнами служебного здания, а также использование прямых линий в ар­хитектуре первого сооружения и их продолжение в окружностях и дугах второго. За комплексом входных павильонов обнаруживается открытая площадка, заканчивающаяся лестницей, которая устремлена вверх к так называемому дорическому храму. Его планировалось ис­пользовать в качестве торгового павильона. Лестница, отделанная керамической плиткой, поднимаясь вверх, раздвигает подпорные стены храма. В них встроены два грота, один из которых использовал­ся в качестве складского помещения, а второй, укрытый параболическим сводом, — для размещения экипа­жей. Зубцы, украшающие подпорные стены, повторяют мотив зубча­того декора ограждения террасы служебного домика, установленно­го при входе в парк Гуэль. Пространства, образованные дну мя ветвями лестницы, на различных уровнях оформлены по-разному. В нижних ярусах в качестве украшения используются искусственные сталактиты, поставленные в низкой чаше. Над площадкой поверх второго марша лестницы помещен диск со змеиной головой, скопированной с герба Каталонии. В центре третьего марша находится скульптурная ящерица, имеющая несколько необычный вид и отделанная осколками разноцветной керамической плитки. Далее лестница вновь разветвляется, уступая пространство маленькому гроту с расположенной там скамьей. Отсюда хорошо видна вся композиция целиком, а для отдыха можно воспользоваться скамьей, защищенной от ветров высокой спинкой и открытой для теплых солнечных лучей. Многочисленные колонны составляют основу архитектурном композиции дорического храма. Всего их насчитывается 86 штук. При их проектировании и сооружении автор значительно отступил от классического дорического ордера. Колонны лишены эн­тазиса, а по форме они напоминают конусы. Их широкие канне­люры располагаются на высоте 1,5 м. Кроме того, колонны име­ют удвоенный фриз с триглифами. А над высоким карнизом, украшенным по всей длине львиными головами, тянется спинка бесконечной скамьи. Колонны храма являются оригинальными произведениями ар­хитектурного искусства, стиль которых и раскрывает замысел мастера. Современные исследователи творчества Гауди склонны связывать появление дорических колонн в композиции парка с художественными пристрастиями хозяина застройки, дона Эусебио Гуэля. Капители и столбы колонн были сделаны из кирпича. При этом для сооружения восьмиугольных абаков и плоских круглых эхинов архитектор использовал битый кирпич, армированный железными полосками. В центре каждой колонны проделывали удлиненную вертикальную полость, выполнявшую функцию внутреннего водостока при сложной кровле-террасе. Каждая из колонн поддерживает перегородчатые, сферические по форме ку­пола, пространство между и над которыми заполнено дренаж­ным слоем, а поверх него — толстым слоем земли. Соблюдение пропорций и симметрии не являлось главным условием работы Гауди. Прием нарушения правильных форм, линий и сочетаний был использован и при создании композиции парка Гуэль. Мастер нарушил четко заданную схему построения тем, что удалил несколько колонн. Таким образом, на одном из участков были лишены опор шесть куполов, а на другом — четыре купола. Для того чтобы обеспечить сооружению устойчивость, Гауди заменил нервюры, сделанные из армированной керамики, комп­лексом приплюснутых арок, выложенных кирпичом и поддерживаемых соседними опорами. Углубления же, образовавшиеся в освобожденных от колонн местах, были заполнены круглыми по форме плафонами, выполненными помощником архитектора Хосе Мариа Хухолем. Пластичность и динамизм создаются в композиции за счет вы­ступов, образующихся высоким антаблементом над капителями колонн, имеющих форму восьмигранника. Необычайная пластика деталей дорического храма становится еще более очевидной при рассмотрении верхнего уровня террасы, где располагается знаме­нитая скамья парка Гуэль, называемая туристами и местными жи­телями бесконечной. Она мягко и плавно обрамляет все сооружение и тем самым делает его живым и выразительным. Скамью составляют сборные перегородчатые сводики, которые предварительно были изготовлены на площадке, а затем перенесены на отведенное место над карнизом. После этого мастера заде­лывали швы и облицовывали поверхность стенок скамьи колотой керамической плиткой. Элементы округлого ограждения спинки скамьи и круглого выступа, находящегося на уровне поясницы садившихся, делали отдельно, секторами по 30 см. Вероятнее всего, изготовлены они были фирмой «Хухоль и Баусис». После того как тот или иной мастер завершал работу над зак­реплением деталей из необожженной глины, Хухоль расписывал их, покрывая изречениями, заимствованными из титулатуры Марии, а также растительными мотивами (зеленые ветви и изумрудные листья деревьев и кустарников, разноцветные лепестки цветов) в сочетании с яркими пятнами разных красок. Когда заканчивали обжиг деталей конструкции, Хухоль отде­лывал их росписью, используя зеленую, желтую и синюю краски. После этого роспись отделывали оловянной глазурью и затем вновь обжигали. Особенного внимания зрителей заслуживают находящиеся в парке Гуэль дорожные сооружения, превращенные умелыми руками талантливого мастера в настоящее произведение архитек­турного искусства, наполненное глубоким содержанием, но тем не менее не свободное при этом от законов тектоники. Сооружения, построенные в парке Гуэль, являются, пожалуй, единственным в мировой архитектуре примером того, сколько существует всевозможных комбинаций сочетания мертвых ка­менных архитектурных построек с зеленью живых растений. Многочисленные колонны, то и дело встречающиеся на пути ту­риста, путешествующего по парку, напоминают застывший во времени и окаменевший доисторический лес. Особенно примечательной с этой точки зрения является конструкция портика, находящегося у опорной стены позади дома дона Гуэля, в архитектур­ную систему которого включе­ны столбы-колонны. К тому же, по мнению современных исследо­вателей, именно конструкция пор­тика позволяет судить о степени слитности конструктивного и об­разного мышления, каковым об­ладал Антонио Гауди и что было характерной чертой зрелого пе­риода его творчества. Пешеходная рампа, поддерживаемая наклонными и витыми опорами, представляет собой своеобразное воплощение руко­творного и природного начал. Причем можно говорить о том, что это двойной переход. Прямые колонны, находящиеся в нижнем уровне, характери­зуются как начало архитектурное и рукотворное. Они состоят из четких линий капителей, низких арок, располагающихся над ни терколумниями. И только лишь отделка, сделанная из камня, вы­ложенного так, что напоминает рельеф коры сосен и араукарий, сближает архитектурную постройку с миром природы. Витые колонны, установленные на нижнем уровне, почти полностью копируют элементы растительного мира, при этом утрачивая связь с миром мертвых архитектурных сооружений. Другую сторону перехода рукотворного начала в природный можно рассмотреть только при соотнесении внешнего и внутреннего в композиции. Среди деталей такого характера следует отметить следующие: видимые за зеленью растущих рядом кустарников и деревьев внешние стены постройки, n.i поминающие руины древнегреческих строений, и оформление интерьера, больше напоминающего грот и лишь визуально немного удаленного от растительного мира, находящегося :и его стенами. Опоры, поддерживающие основной виадук, похожи на развалины египетского храма. Такое впечатление создается в композиции за счет повторения в конструкции пилястров-контрфорсов подпорной стены линий живых пальмовых веток. Цветочницы же, расположенные на верхней улице парка Гуэль, заставляют зрителя и вовсе забыть о том, что он находится среди сооружений, созданных человеком, а не природой. Парк Гуэль признан уникальным произведением мирового архитектурного и, кроме того, так называемого чистого искусства. Действительно, многие его эле­менты напоминают зрителю О ландшафтных системах, создаваемых мастерами-зод­чими в Англии в XVIII-XIX столетиях. В качестве примеров можно назвать работы таких мастеров ландшафтного искусства, как Вэнбрю и Пакстон (создатель Кристал Паласа Лондонской выставки). Однако если рассматривать композицию парка Гуэль с точки зрения содержательного и эмоционального наполнения, то мож­но вывести параллели с японской садовой архитектурой, для ко­торой также было характерно вживание в природу и сближение каменных форм с ее растительными формами. Подобное столкновение двух различных идей в одной компо­зиции делает последнюю необычайно живой, динамичной и вы­разительной. К тому же безграничный талант и художественно-эстетическое чутье испанского мастера позволили ему создать необыкновенное по красоте произведение архитектурного искус­ства, гармоничное и внутренне совершенное.

Источник текста и фото

Место на карте

Метки:  

Nataiv   обратиться по имени Воскресенье, 25 Мая 2008 г. 20:51 (ссылка)
Барселона, скорее, не один город, а соединение нескольких разнообразных городов. Путешественника, который мало знаком с историей Барселоны, в современном и деловом городе удивляет многое: хорошо сохранившийся и почти нетронутый исторический центр в готическом стиле; разительный контраст между лабиринтом центральных улочек и строго геометрическими кварталами Эйшампле (Нового Района), построенного в конце XIX- начале ХХ века или то, что рядом с современнейшими зданиями может встретиться площадь, чьим самым заметным декоративным элементом будет заводская труба, напоминающая о ранее располагавшихся здесь старых фабриках.
Ответить С цитатой В цитатник