-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_Азербайджану

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116


Азербайджан. Город Нахичевань. Худаферинские мосты

Среда, 28 Мая 2008 г. 22:46 + в цитатник
парус_надежды все записи автора  (450x338, 60Kb)
Остатки Худаферинских мостов между селами Кумлах и Худаферин соединяют северный и южный берега реки Аракс. Они являются выдающимися памятниками архитектуры и образцами высокой строительной техники. Историки утверждают, что построены они были в XII - XIII веках.
Bridge

Первый мост ( XII век) был построен в эпоху Эльдегизидов и имел в своем составе – целых пятнадцать пролетов. Этот мост возведен из речного камня и квадратного обожженного кирпича. В качестве мостовых устоев (обоих сооружений) использованы естественные отроги гранитных скал. Вот почему мосты так хорошо сохранились и по сей день. Длина моста — 200 метров , ширина — 4,5 метра . Самая высокая точка моста достигает 10 метров над водой. Древние историки утверждали, что 15-пролётный мост был построен в VII веке, в период вторжения арабов в Азербайджан. Но современные ученые считают, что мост был построен значительно позже.


Сегодня 15-ти пролетный мост находится в рабочем состоянии. Но несколько раз подвергнутый разрушениям, этот древний памятник был реставрирован. Последнее серьёзное разрушение приходится на XVIII век.

Второй мост – состоял из одиннадцати пролетов и сооружен (восстановлен) в эпоху Ильханидов ( XIII век). Общая длина этого моста достигала 130 м , при ширине 6 м , а максимальная высота 12 м над водой. Очертание боковых сводов почти полукруглое. Мост облицован хорошо оттесанными блоками из камня-известняка. Малый мост расположен примерно на 800 метров к западу от 15-пролетного моста. Малый мост был восстановлен уже в период действия 15-типролетного моста. Для чего? Ученые связывают это с перемещением огромных людских масс в тот период. Дело в том, что боевые действия государства Ильханидов с Золотой Ордой происходили на территории Азербайджана, и поэтому возникала необходимость переправлять на север многочисленные войска.

Малый Худаферинский мост почти весь разрушен, сохранились только 3 средних пролета. Поэтому в народе его называют «сыныг кёрпю» («сломанный мост»). Но даже в разрушенном состоянии производит грандиозное впечатление.

Худаферинские мосты являлись одним из основных узлов Великого Шёлкового пути и приобрели большое международное значение. Эти мосты служили главным путём для миграции различных войск и племен.

Конструктивная система обоих мостов традиционна для архитектуры средних веков - криволинейные своды пролетов опираются на тяжелые объемы волнорезов и прочных устоев. Эта надёжная система выдержала массы людей, военные конницы и караваны.

Традиции мостостроительства в Азербайджане своими корнями уходят в глубокую древность. Причиной тому является сложный рельеф и богатая речная сеть на территории страны. Для свободного передвижения, как на местных дорогах, так и по маршрутам международной торговли время от времени наряду с небольшими мостами строились также и монументальные. Самыми известными образцами национальной архитектуры страны, как по своим высоким художественно-техническим показателям, так и по местному и региональному значению, являются Худаферинские мосты. Эти два моста на реке Араз, ставшей границей с XIX века, превратились в символ территориальной целостности Азербайджана.
Известный арабский путешественник и географ Ягут Хамави, побывавший в Азербайджане в 1213 и 1220-х гг., называл Араз 'удивительной рекой'. Хамави писал: 'Сказывают, что в Аране, вдоль Араза, существовало тысяча городов'. Хотя число городов здесь преувеличено, но по обоим берегам реки с древнейших времен расположилась сеть поселений. Я.Хамави, ссылаясь на другого арабского автора, писал: 'На Баласаджанской степи, куда выходит река Араз, находится 5 тысяч заброшенных сёл, уцелевшие от разрушения стены и постройки которых продолжают стоять и по сей день. Сказывают, что эти селения принадлежали властителям Араза, что были у помянуты Всевышним Аллахом в Коране'. Строить мосты через Араз было естественной необходимостью, учитывая ее густо населенные берега. В исторических источниках сохранилась некоторая информация о постройке мостов через эту реку Азербайджана, протекающую по всей территории страны, пересекая ее с запада на восток.
Среди многочисленных мостов на реке Араз, самыми известными и прочными были Худаферинские мосты. Это связано с выгодным географическим положением места, на котором они построены, а также с необходимыми природными условиями для древнего мостостроения. Эти два монументальных 15-ти и 11-ти пролетных моста свидетельствуют о том, что Худаферинское ущелье на реке Араз является основным переходом. Так, находящийся на трансконтинентальных путях, Худаферинский переход сыграл важную роль во внутренних и межгосударственных отношениях. Худаферинские мосты являлись одним из основных узлов Великого Шёлкового пути и приобрели большое международное значение. Эти мосты служили главным путём для миграции различных сил и племен, проходящим с юга к Арану и Карабаху. В источниках также отмечается и большое военно-стратегическое значение этих мостов. Исторические события свидетельствуют, что через Худаферинские мосты в короткие сроки могло пройти большое число войск.
В первую очередь мост - это инженерная конструкция. Прочность, долговечность моста в древности во многом зависела и от места постройки. Так, в древние и средние века важным условием мостостроительства было наличие речных скал для опоры конструкции. Опорные столбы, волнорезы, построенные на мощных скалах, служили гарантией прочности моста, через который проходят массы людей и тяжёлые караваны. Наличие в Худаферинском ущелье крупных речных скал сделало это место весьма выгодным для мостостроительства. Из многочисленных мостов на реке Араз уцелели только Худаферинские, благодаря выгодному положению.
В исторических источниках о Худаферинских мостах, как и многих других памятниках архитектуры Азербайджана очень мало информации. Из-за отсутствия каких-либо строительных надписей невозможно определить точную дату постройки мостов. Как ценные исторические памятники архитектуры, Худаферинские мосты были заложены еще в античную эпоху. Существует также версия о том, что мосты через этот знаменитый речной проход закладывались во времена Урарту (IV в. до н.э.).
IPB Image Самая ранняя информация о Худаферинских мостах, которой мы располагаем, принадлежит историку, географу Хамдуллах Газвини. В XIV веке он писал: 'Поблизости от Зенгилана через реку Араз находится мост Худа-Аферин, который был построен в 15 году по хиджри (636 г.) Бакром ибн Абдуллахом, одним из сподвижников пророка Мухаммада'. Так, полководец Букайр ибн Абдуллах по приказу халифа Омара в 643-644 гг. организовал военный поход на Азербайджан. Историк XIX века А.Бакиханов в своём произведении 'Гюлюстани-Ирем' ('Райский цветник') описал события 22 г. по хиджри (644 г.): 'При завоевании Муганской области Букайр ибн Абдуллах построил Худаферинский мост через реку Араз'. Исследователи (А.Саламзаде, К.Мамедзаде) опираясь на эти исторические данные, предполагают, что в VII веке для свободного передвижения арабских войск через Худаферинское ущелье был заложен новый мост, либо же восстановлен старый.
По свидетельству османского учёного Мунаджимбаши, азербайджанский правитель Фазл I Шеддади в 1027 г. построил через реку Араз большой и прочный мост. Этим мостом, который Мунаджимбаши называл 'асари азим' ('большое произведение'), историк В.Миронский считал 15-ти пролетный Худаферинский мост. Сельджукский историк Садреддин Али аль-Хусейни утверждает, что султан Арп-Арслан в 1068 г., возвращаясь с Тифлисского похода, перешёл через реку Араз 'без кораблей и матросов' и достиг села Ларъянис (ныне Ларджан, на юге Худаферинского ущелья). Но о Худаферинских мостах автор не упоминает. Основываясь на всю эту информацию и на архитектурно-конструктивные особенности построек, некоторые европейские и азербайджанские учёные считают, что 15-ти пролетный Худаферинский мост был заложен во времена наивысшего расцвета государства Атабеков в XII столетии.
Устои большого Худаферинского моста были воздвигнуты на речных скалах, поэтому его пролеты имеют различные размеры. Они наброшены соответственно структуре рельефа и поэтому мост в плане не прямолинейный, а имеет определенную кривизну. Длина моста - приблизительно 200 м., ширина - 4,5 м., а самый большой пролет - более 10 м., самая большая высота над уровнем воды - приблизительно 10 м. Волнорезы построены из хорошо отёсанных камней. Все своды моста стрельчатой формы, характерной для архитектуры мусульманской эпохи. Архивольты сводов первоначально были из камня. Остальные части моста построены из необработанных булыжников. Парапет верхней проходной части сложен из кирпича. Сочетание фактуры и цвета различных строительных материалов придают ясную тектоническую структуру и художественное своеобразие большому Худаферинскому мосту.
И сегодня 15-ти пролетный мост в рабочем состоянии. Но несколько раз подвергнутый разрушениям, этот древний памятник был реставрирован. Последнее серьёзное разрушение приходится на эпоху Каджаров - период образования ханств на севере Азербайджана. По этому поводу, историк А.Бакиханов писал: 'Когда Ага Мухаммед хан Каджар в 1795 году хотел завоевать Карабах, он восстановил Худаферинский мост, разрушенный Ибрагим ханом'. Иранский историк З.Мансури также подтверждает, что Карабахский хан Ибрагим Халил Джаваншир разрушил Худаферинский мост с целью предотвращения нападения армии Ага Мухаммед хан Каджара. Автор пишет: 'Шах приказал построить вблизи Худаферинского моста новый Зовгерли, а также восстановить старый. Люди Джаваншира не смогли разрушить устои и снесли только арки моста. Шах распорядился построить мост, используя только самые качественные строительные материалы'. Худаферинские мосты были разрушены ещё до второго военного похода Мухаммед хана на Кавказ в 1797 г. Нынешнее положение 15-ти пролетного Худаферинского моста подтверждает сведения историков. Так, позднее восстановленные верхние части сводов моста сложены из кирпича и ясно различаются от древних частей моста.
11-ти пролетный мост находится в 750-ти метрах к западу от большого Худаферинского моста. Весь мост построен и облицован хорошо оттесанными блоками из камня-известняка. Исследователи считают, что этот мост был воздвигнут на руинах античного во времена Эльханидов (конец XIII века). Но историк этой эпохи, описывая все важнейшие события до 40-х гг. XIV века, отметил лишь реконструкцию одного большого Худаферинского моста в VII веке, о другом каком-либо мосте не упоминает.
Малый Худаферинский мост почти весь разрушен, сохранились только 3 средних пролета. Поэтому в народе его называют 'сыныг кёрпю' ('сломанный мост'). Длина моста около 130 м., ширина - 6 м., высота над уровнем воды - 12 метров. Очертание боковых сводов почти полукруглое. Мощные мостовые устои и арки, выступающие из воды, сильно поврежденные береговые пролеты свидетельствуют о великолепном первоначальном виде памятника. 11-ти пролетный мост разрушен с целью предотвратить передвижения вражеских войск, но впоследствии, в отличие от большого Худаферинского моста, не был восстановлен. Несмотря на малое число пролетов и сравнительно небольшую протяженность, благодаря использованным строительным материалам и архитектурной форме 'Сыныг кёрпю' даже в разрушенном состоянии производит более сильное впечатление. Этот мост, как и многие античные памятники, величественен и грандиозен даже в руинах.
Конструктивная система обоих мостов традиционна для архитектуры средних веков - криволинейные своды пролетов опираются на тяжелые объемы волнорезов и прочных устоев. Это достаточно надёжная система выдержала массы людей, военные конницы.
Кроме устойчивой инженерной конструкции, Худаферинские мосты привлекают своей художественно-эстетической выраженностью. Мастерство зодчих превратило это утилитарное сооружение в монументальное архитектурное произведение.

информация и фото http://www.advantour.com/rus/azerbaijan/nakhichevan/khudaferin-bridge.htm
информация http://www.ksam.org/forum/index.php?s=89665176eddc00871c350dc9bf8d7275&showtopic=959


Место на карте

Рубрики:  История
Достопримечательности
Искусство
Экскурсии
Туристические маршруты
Эпос
Образование и наука
Метки:  

парус_надежды   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2008 г. 22:46 (ссылка)
Худаферинские мосты тесно связаны с событиями, имеющими общемировое значение, они являются высокопрофессиональными архитектурно-инженерными сооружениями, и, наконец, они составляют единное целое с изумительной природой. Все эти качества позволяют считать эти мосты памятниками универсальных ценностей.
Ответить С цитатой В цитатник
парус_надежды   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2008 г. 22:47 (ссылка)
Кроме устойчивой конструкции, Худаферинские мосты привлекают своей художественно-эстетической выраженностью. Мастерство зодчих превратило это бытовое сооружение в монументальное архитектурное произведение.
Ответить С цитатой В цитатник