-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Парижское_кафе

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 15646


Художник Павел Филонов.

Воскресенье, 25 Сентября 2011 г. 19:35 + в цитатник
Pozd11 все записи автора

П.Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой. В семье было пятеро детей. Отец и мать рано умерли, и будущему художнику пришлось рано начать работать. Рисовать Филонов любил с детства. Окончив в Москве школу, он уехал в Петербург, где в живописно-малярных мастерских получил профессию маляра-уборщика. В 1903— 1908 он занимался в частной студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского, в 1908-1910 - в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Г.Р. Залемана, В.Е. Савинского, Я.Ф. Ционглинского, П.Е. Творожникова, Г.Г. Мясоедова. Поступить в 1908 в Академию художеств вольнослушателем Филонову удалось лишь с третьей попытки. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых.

2118015_1 (459x700, 329Kb)

 



В 1913-м году Филонов и И.С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Филонов был особенно близок с В. Хлебниковым, который оказал заметное влияние на творчество художника. Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. В этот период складывались основные темы и образы, которые затем прошли через все творчество Филонова. Одна из таких тем — тема современного города. Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ).
  

2118015_2 (549x700, 348Kb)

 

В 1916-м году Филонов был мобилизован на Румынский фронт рядовым в Балтийскую морскую дивизию. Его избрали председателем Солдатского съезда, а затем председателем исполнительного военно-революционного комитета. После возвращения с фронта в 1918 Филонов активно включился в художественную жизнь Петрограда. Еще до призыва на фронт художник сделал первую попытку теоретически обосновать свои взгляды и объединит в сторонников нового направления — аналитического искусства. Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма - «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). Укрупненные фигуры главных героев окружены условным пейзажем, декоративно-яркими цветами и травами. Художественная структура напоминает мозаику, изображения кажутся сложенными из мелких абстрактных деталей. Статичность, некая неуклюжесть главных персонажей противопоставлены подвижному пространству. В 1919 Филонов участвовал в Первой государственной свободной выставке, открывшейся в Зимнем дворце. Он экспонировал цикл картин «Ввод в мировой расцвет». В 1923 Филонов участвовал в организации в Петрограде Института художественной культуры вместе с К.С. Малевичем, Н.Н. Пуниным, П.А. Мансуровым, М.В. Матюшиным. В это время был создан цикл работ о гражданской войне, революции, петроградском пролетариате: «ФОРМУЛА ПЕТРОГРАДСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА» (1920-1921, ГРМ), «ФОРМУЛА ИМПЕРИАЛИЗМА» (1925), «ФОРМУЛА РЕВОЛЮЦИИ» (1920-е, ГРМ). Названные работы по сути своей пропагандистские. Советские лозунги, новая идеология трактуются Филоновым как абстрактные картины революционного преобразования мира.
 

2118015_3 (595x700, 378Kb)


1920-1930-е - время расцвета аналитического искусства. По мнению Филонова, новое направление преодолевало неподвижность геометрических форм кубизма. Мир есть движение, и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». Формы состоят из «атомов и молекул», и живопись должна это передать. Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов. Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» - программном документе сторонников аналитического искусства.
Б 1927 было создано общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). У Филонова в Ленинграде была самая многочисленная школа учеников и приверженцев. Он вел занятия в Академии художеств. Такой школы не было ни у одного из мастеров авангарда. В том же году в Доме печати состоялась выставка работ коллектива МАИ и был поставлен гоголевский «Ревизор» (режиссер И.Г. Терентьев) в оформлении художников школы Филонова. Филонов и его коллектив оказались в центре внимания общественности. Появились новые ученики.
Среди значительных графических работ художника — иллюстрации к «Калевале», выполненные совместно с коллективом МАИ. Как и во многих произведениях Филонова, в иллюстрациях совмещены два принципа изображения — фигуративный и беспредметный. Этот синтез позволил создать удивительно подвижный, сказочный образ.

 

2118015_4 (461x700, 345Kb)

В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. Филонов не продавал своих картин. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Художник умер в первые дни блокады от голода. Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла работы, хранила их все годы забвения и запретов, а затем согласно воле брата, подарила Русскому музею.

 

2118015_5 (500x395, 53Kb)

 

 

2118015_30 (497x700, 344Kb)

 

 

2118015_77 (620x490, 53Kb)

 

 

2118015_1585 (697x393, 46Kb)

 

 

2118015_1606 (523x524, 62Kb)

 

 

2118015_1671 (575x463, 78Kb)

 

 

2118015_22324_b (700x558, 59Kb)

 

 

2118015_43094 (519x541, 54Kb)

 

 

2118015_default (670x332, 62Kb)

 

 

2118015_fil3 (700x602, 107Kb)

 

 

2118015_header_01 (675x454, 170Kb)

 

 

2118015_imgB (600x495, 132Kb)

 

Блог Парижское кафе

 

Рубрики:  Живопись, графика


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени Четверг, 29 Сентября 2011 г. 11:57 (ссылка)
.


ПАВЕЛ ФИЛОНОВ
исторически получилось что Филонов
- позор для общества с тиранией

=========================



Павел Филонов редко попадался на глаза
и мало его знаю
умеют у нас в отечестве
- прятать и зарывать талант

вот читаю о нем что он имел
больше всего учеников в Академии
а с 29 года лишен идеологическими силами (КГБ) - всего
и работы и средств к существованию
- но не сдался
и в 41 умер от голода в блокадном Ленинграде

кто же он был - враг дореволюционный
что шел в разрез с Академией
и в молодости был исключен из нее?
нет - это был революционный боец
- выбранный народом в управление
да и сам не из сомнительной (для партии и КГБ)
интеллигенции - а из народа
- отец кучер а мать - прачка

для меня так в этом следы недостатков скорее в нем
что отец кучер а мать прачка
- здесь может быть недостаток
некого нравственного образования

если люди бьются как бы обслужить других из-за денег
- то и о достоинстве трудно вести речь
и о любви к человечеству
- а это и есть основы нравственности

и все-таки он пришел к вселенской любви
видимо через страдания
да и не знаю я какие характеры были у его родителей
- чувствительность и нежность
вот что определяет нравственность с детства

может быть наоборот - кучер отец пел песни
и видел многое... а мать тоже была нежна и душевна
и рассказывала сказки...
- вот и источник страсти познания

его искусство - колючее и мучительное
а иногда светлое и свободное в полетах
напоминая Миро или примитивистов
я даже вижу в нем тяготение к овальным формам
(как предчувствие рондизма)

он подвижник несомненно - не продавал картины
- чтобы все досталось - народу
а не было растащено на частные собрания

он подвижник несмотря на запреты
(иметь искусством заработок
или показывать свои картины народу)
- творил чисто и бескорыстно
и даже еще более страстно

за все за это я его и люблю и уважаю
хотя мне его угловатость и колючесть не по нутру
- я люблю нежность и полет мечтаний

но в жизни бывают и тернии и крест
страдания и мучения
позор при жизни и слава после смерти

исторически получилось что Филонов
- позор для общества с тиранией
растоптавшего человека
несущего свет познания и любви
сквозь скрежет челюстей власти
сквозь светлую нищету подвижника
несущего все-таки любовь...



.
Ответить С цитатой В цитатник
Pozd11   обратиться по имени Четверг, 29 Сентября 2011 г. 22:09 (ссылка)
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, спасибо, вы всегда даете подробную рецензию на все явления творчества. Спасибо вам, что вы понимаете творчествово всех его проявлениях. Без Косаговского было бы скучно на лиру. Правда :)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку