-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Киеву

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

архитектура киева история киева карта киева киев памятники киева районы и пригороды киева украина улицы киева храмы киева ярослав мудрый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 714


Украина. Тернопольская область.Почаевская Свято-Успенская Лавра.

Понедельник, 14 Июля 2008 г. 16:55 + в цитатник
Екатерина_Пикула все записи автора



С седой давности и по сегодня Почаевский монастырь является одной из самых почитаемых святынь для ежегодно посещаемых множеством паломников. В Украине он уступает разве что Киево-Печерской лавре.
Почаевская Свято-Успенская Лавра находится на западе Украины за 70 км от города Тернополя и в 24 км от города Кременец. Лавра расположена на высокой каменистой горе, высота которой более 75 м. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев.
Ансамбль, который венчает высокий каменный мыс Кременецких гор над живописной долиной речки Иква, очень выразительно доминирует в ландшафте. Золотые купола невидимой силой на большом расстоянии притягивают к себе глаз путешественника. Если заглянуть в историю, то узнаем, что в Почаевской горе была природная пещера, в которой в средине XIV века поселились два затворника Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году. Однажды летом один из них, творя беспрестанную молитву, поднимался на верх горы. И вдруг перед ним в огненном столпе явилась Богоматерь, стоявшая на камне. Потрясенный, он окликнул своего товарища, и оба пали ниц перед нею. Чудесный огненный столп видел и пастух Иван Босой, смотревший под горою стадо. Он тоже бросился наверх, но увидел только иноков, коленопреклонённо славивших Богородицу. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Это случилось около 1340 года, и к Почаевской горе с тех пор постоянно стекались паломники, чтобы получить исцеление по молитвам к Заступнице грешных. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Вновь обитель была устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от Греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство. Игуменом обители становится Иов Железо, проживший ровно сто лет. Это был мудрый, с невиданной силой воли человек. Отовсюду к нему шли люди, чтобы излечиться от разных болезней (он был известным костоправом). Благодаря его стараниям была открыта школа и типография.

Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и ополячивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром православия. В 1649 году построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, - до этого след стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные сооружения.
В 1675 году во время так называемой Збаражской войны монастырь выдержал осаду турецкого войска. Известно, что шведский король Карл XII наложил значительную контрибуцию на волынские земли, расписав ее в том числе и на Почаевский монастырь с угрозой в случае неплатежа предать его огню и мечу. Игумен Иван Саевич стал под защиту гетмана Мазепы и вывез в Батурин все ценности, а те, что остались, в следующем году забрали саксонские отряды, разрушив даже хозяйственные постройки.

Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская Лавра с 1713 по 1831 год находилась под властью униатов. Переданная затем в ведение православного духовенства, она в 1833 году получила название лавры с присвоением ей четвертого места в числе существующих в России. Русский самодержец Николай I, даже в камне уловивший скрытый дух непокорности, назвал в 1842 году Успенский собор «произведением дерзкой архитектуры».
В архитектурном ансамбле Почаевской лавры выделяется Успенский собор, сооруженный на протяжении 1771 - 1783 г.г. под руководством архитектора Готфрида Гофмана.
Соборный храм построен за средства известного благотворителя обители графа Николая Потоцкого. Поручая ему столь важное дело, Потоцкий просил «напрасно денег не транжирить и лишнее не выдумывать». За работу Гофману была предложена ежегодная плата по 864 злотых. Готфрид Гофман отлично соединил возможное и желаемое. Он использовал скалистые террасы, подчеркнув их ажурным силуэтом собора. В потолках боковых коридоров храма сделал круглые отверстия, из-за которых можно увидеть три яруса хоров, что создает фантастическую игру света и теней. Храм известен своей замечательной акустикой. Среди икон Успенского собора, некоторые сохранились еще с 1646 года, а главный иконостас было привезен из Москвы.

В 1833 году монастырь был удостоен названия Лавра. Были построены Святые ворота, колокольня, архиерейский дом, свечной завод, белая и ратушная гостиницы, аптека. Впоследствии были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
Святыня лавры Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. Рядом находится Пещерная церковь, где в серебряной раке лежат нетленные мощи преподобного Иова. Над ракой возносится балдахин из белого итальянского мрамора.

В 1906 году по инициативе архиепископа Антония Храповицкого (проект архитектора А. Щусева) начинается строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле.
Расписан храм только в 70-х годах по эскизам художников В. Щербакова и В. Флорова. Снаружи изображена мозаичная икона по эскизам Николая Рериха.
В 1914 году в Почаевской лавре побывал царь Николай II. Он назвал эту местность «украинской Швейцарией».
Первая мировая война своим крылом зацепила монастырь. Из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный образ Почаевской Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных.
В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются из плена иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Стремительно менялись тогда политические события. И уже с сентября 1920 года Волынь занимают польские войска, и с того времени вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше. Существованию Лавры, как православной обители, угрожала тогда "ревиндикция" - передача католической церкви храмов. Против выступил весь православный мир и отстоял свои Святыни.


Источник текста http://www.partyofregions.org.ua
Источник фото http://www.pochaev.org.ua

Место на карте
Рубрики:  История
Религия
Достопримечательности
Тернопольская область
Метки:  

Процитировано 1 раз

Екатерина_Пикула   обратиться по имени Понедельник, 14 Июля 2008 г. 17:00 (ссылка)
Много выдающихся людей в разные времена побывало в Почаеве. В XVIII веке его посетили Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Василий Григорович-Барский. Весной 1846 года в Почаеве побывал Тарас Шевченко — четыре акварели видов Почаева он сделал именно здесь, записав, кроме этого, еще три песни («Ой у саду, саду гуляла кокошка», «Гиля-гиля селезень», «Ой випила, вихилила»). На основании собранных местных фактов о гайдамацких восстаниях XVIII века он написал повесть «Варнак» и одноименную поэму.

5 августа 1990 года Почаевская Лавра торжественно праздновала 750-летие основания обители.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 14 Июля 2008 г. 21:17 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник