В период борьбы против польской интервенции «Смутное время» в 1612 г. Ярославль становится фактической столицей страны и центром формирования народного ополчения под руководством К.М.Минина и Д.М.Пожарского.
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник с момента своего открытия и по сей день располагается на территории бывшего Успенского Горицкого монастыря.
Экспозиции и выставки
Предание гласит, что место для часовни было выбрано не случайно − именно здесь, в деревне Собилово, царица Анастасия родила сына Ивана Грозного, так как царская семья как раз ехала на богомолье в Переславль (или уже с богомолья).
Храм выстроен в стиле древнерусского зодчества, с запада к нему пристроена небольшая двухъярусная колокольня. Главки храма и колокольни – небольшие, луковичной формы, посаженные на тонкие высокие барабаны, − ярко сияют на солнце. В оформлении храма архитектор использовал мотивы ордена Святого Георгия − высшей воинской награды России.
Наконец 26 октября 1785 года новый Сретенский храм с одним приделом Александра Невского был освящен. Первоначально предполагалось устроить два придела, но по какой-то причине это не удалось, и памяти о Сергиевском храме не осталось нигде, кроме документов да двух предметов церковной утвари – напрестольного креста и напрестольного Евангелия, где указано название старинной Сергиевской церкви. Сохранились ли они в советское время – неизвестно.
К храму вплотную примыкают монастырские постройки, сейчас большей частью обветшавшие и обрушившиеся. Это трапезная палата, колокольня и двухэтажные кельи под ней. Необычное соединение этих частей превратило церковь фактически в настоящий монастырь в одном здании.
Храм действовал до 1940г.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.
Изначально на ее месте стояла деревянная церковь Параскевы Пятницы, упомянутая в писцовых книгах под 1628 годом. В 1659 году ее сменила новая деревянная церковь во имя Покрова Богородицы. Наконец в 1789 году на пожертвования купца П.Быкова и уездного секретаря Д.Тольского был построен нынешний храм.
Место, где она расположена, и само по себе чрезвычайно живописно, но высокий храм с элементами стиля барокко делает его оригинальнейшим и незабываемым. Пожалуй, лучший вид на храм открывается с противоположного берега Трубежа, от ул. Правая Набережная.
В советское время храм был закрыт, верх его – разобран. Исчезли и глава над основным объемом, и небольшая главка над алтарной частью. Внутреннее убранство было разграблено. Позднее здание перестроили и отдали Сбербанку. Сейчас на двери бывшего храма видна табличка «Касса по сбору коммунальных платежей».
У основного четверика храма два ряда окон, здание планировалось светлым, но позднее часть оконных проемов нижнего яруса была заложена. В апсиде также прорезаны широкие и высокие окна с полукруглыми завершениями. Окна трапезной – прямоугольные, но их верхнюю часть украшают небольшие полукружия
Владимирский собор (1740-е гг.) был построен в Богородицко-Сретенском (или Сретенско-Владимирском) девичьем монастыре на пару с церковью Александра Невского на средства купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова), близ Красной (центральной) площади города
Гостиница работает с 2003 года, и за этот короткий промежуток времени у неё появилось много постоянных посетителей как в нашей стране, так и за рубежом. Она расположена в центре города Углича, на Успенской площади. Из окон комплекса открывается живописный вид на великую русскую реку Волгу и древний Угличский Кремль.
В гостинице 25 номеров различных категорий, кафе, сауна, бильярд. Продуманная система обслуживания позволяет удовлетворить любые запросы гостей: от краткосрочного экскурсионного пребывания в городе или длительного комфортного отдыха до организации деловых и культурных мероприятий.
К услугам гостей - стандартные одноместные и двухместные номера, "люксы" и "полулюксы", номера повышенной комфортности.
В номерах имеется:
отдельный санузел;
цветное телевидение;
телефон;
холодильник.
Вы с удовольствием посетите уютное кафе, которое поразит Вас обилием прекрасных блюд русской и европейской кухни.
Шатровая церковь Петра Митрополита (1585) – одна из редких сохранившихся в Переславле-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII века. Она поставлена на месте более древней деревянной, первое упоминание о которой есть в грамоте митрополита Фотия в 1420г. Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, митрополит Петр останавливался, будучи в Переславле.
Перестройки, изменения, реставрация:
1403 - обновление
1442 - капитальный ремонт (на это указывают графитти в апсиде)
1626 - ремонт
1848 - четырехскатное покрытие
1891-94 - реставрация. Новая облицовка фасадов, нижние части внутренней поверхности стен, мраморный иконостас, новая роспись.
Третий монастырский храм − больничная церковь Казанской иконы Божией Матери − был построен также на средства царевны Наталии Алексеевны в 1714 году, вместе с больничными двухэтажными палатами. Это довольно простое, скромное здание, к тому же сильно пострадавшее еще в XVIII веке: после того, как больничные палаты сгорели, церковь была заброшена и долгое время стояла закрытой и медленно разрушалась. Сейчас в ней ведутся восстановительные работы.
Была в монастыре и колокольня − судя по документам, самая высокая постройка в Переславле. Она была построена в 1681-1705 годах, и звон на ней был достаточно богатый.
Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.
Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде.
Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере.
В 1660 году начинается новый этап в истории собора: с северной стороны к нему был пристроен придел, в сущности – отдельный маленький храм над местом погребения преподобного Даниила. Приблизительно в это же время собор был расписан артелью Гурия Никитина и Силы Савина, знаменитых художников того времени. Фрески дошли до наших дней, некоторые даже в первоначальном виде. Сохранился Спас в куполе собора, архангелы в стенках барабана, история Лота и его дочерей; очень живописна сцена Страшного Суда.
Главный собор Великомученика Никиты (1561-1564) был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его – храм, построенный Василием III в 1520г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.
Собор четырехстолпный, поражающий своими размерами. О его строительстве пишет М.И.Смирнов, создатель и первый директор переславского исторического музея: «Старая Никитская церковь, как можно судить по ее остаткам, вошедшим в состав новой или второй церкви, была значительно больше Троицкой церкви Данилова монастыря и, кроме того, имела с южной стороны придельную очень маленькую церковь Никиты Столпника. Сняли верх ее, разобрали внутренние столбы и западную стену, затем расширили и подняли значительно выше, вместо одной главы устроили пять и шестую над малой церковью, с южной и западной стороны пристроили так называемый притвор. Получилось монументальное здание, превышавшее своими размерами все другие переславские церкви. В остальном оно настолько же напоминает старый переславский собор Спаса, насколько московский Успенский Владимирские соборы. В отличие от него не имеет хор, поэтому в нем больше света и простора; соотношение частей здания выдержано прекрасно и сообщает ему внушительный и величественный вид. Внутри по стенам была роспись фресками» (Михаил Смирнов. Переславль-Залесский. Исторический очерк 1934 года. Часть I. С. 98-99).
В последующие века собор подвергался многочисленным перестройкам. Некогда восьмискатная кровля была переделана в четырехскатную, для чего были стесаны дуги закомар и сильно упрощен облик собора. Средний купол – необычайно крупный, так что рядом с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими. В конце 1980-х гг. центральный купол неожиданно обрушился, сейчас уже подходят к концу восстановительные работы.
Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях.