-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Литературное_Кафе

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2449


Обсуждение "Молодой Браун" (Натаниэль Готорн)

Суббота, 01 Марта 2008 г. 01:27 + в цитатник
Бука_Грозная все записи автора

Когда я прочитала этот рассказ в первый раз, он показался мне банальным утверждением, что в каждом из нас, даже в самых религиозных людях, живет что-то очень злое. Утверждением, что частичка дьявола есть в каждом из нас. Тогда я не обратила особого внимания на такие «мелочи» как смысл пуританизма, на имя жены молодого Брауна, и рассказ показался всего лишь мрачным и пессимистичным заявлением, что все мы развращены донельзя.

Много позже я решила его перечитать и была поражена, насколько изменился смысл рассказ после второго прочтения. После первого прочтения рассказ показался мне частью философии пуританизма, после второго — его ярой критикой.

Мы видим, как одна ночь превращает любящего мужа в запуганного и замкнутого отшельника. Всего лишь одна ночь проведенная в лесу с самим дьяволом, и Браун теряет самое важное, что у него было: веру в тех, кого он любил. Дьявол читает ему проповеди о нечестивых священниках и старостах, убеждает его в том, что любой человек от рождения грешен. Символичное путешествие Брауна через лес пуританской философии приводит к рождению совершенно новой личности, потерявшей какую-либо уверенность и доверие к людям. Только этого ли хотели пуритане? Ну конечно же они хотят, чтобы у человека появился стимул стать лучше. А чего они этим добиваются? Человек теряет веру во всех и всё, лишается земли под ногами, не знает, чему и кому можно верить. И в конце концов, умирает одиноким и несчастным...

Вот и получается, что пуританизм, собравший вокруг себя столько сторонников и обещающий спасение всем «грешным душам», оказался ловушкой и просто дорогой в никуда...

Рубрики:  Малая проза
Метки:  

Процитировано 1 раз

InsidiousSpy   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 01:47 (ссылка)
Рассказ и понравился, и не понравился одновременно. Слишком во многих глазах приходилось видеть те же тени, что мелькали в глазах молодого Брауна. Хотя.. Это ведь готика, именно такой она и должна быть. Обнажает всю чернь души и не дает альтернативы.
Думаю, мне стоит больше почитать про пуританизм, и тогда я восприму рассказ иначе, возможно - в более узком его смысле. Но пока я его вижу в общем - тыканье носом в то, что люди, видя мрак, не видят за ним света.
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 01:52 (ссылка)
последнее_желание, я прекрасно понимаю, что ты имеешь в виду. Мне он тоже с одной стороны понравился тем, что его смысл, я поняла не сразу, а не понравился потому, что создает очень мрачное настроение. И если честно перечитывать его неприятно и даже жутко.
А про пуританизм почитай, это очень помогает понять главного героя, почему он так в себе замкнулся.
Ответить С цитатой В цитатник
Челмедведосвин   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 03:04 (ссылка)
Рассказ, честно говоря, показался готично-идиотичным. Не знаю как вам, а мне вся вот эта фигня со светом и тьмой (особенно без какой-либо конкретики, а исключительно с пафосной мистикой) вообще не интересна. Ну да, добро энд зло, но в лес-то зачем переться из-за этого?
Ответить С цитатой В цитатник
xellf1sh   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 03:14 (ссылка)
Конец_Концов, согласен. обычный такой рассказ. может, в то время он кого-то и зацепил, но сейчас на фоне "кода да винчи" он смотрится детским лепетом. потому как никого в наше время не удивишь продажностью души и, что самое главное (если сравнивать с "кодом да винчи"), выпадом против укоренившихся правил всемирной церкви.

рассказ нудный, готичный, что затрудняет чтение.

в общем, не зацепил. на 3+
Ответить С цитатой В цитатник
March_kitten   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 05:28 (ссылка)
Доброго всем времени суток.
Присоединюсь к вам и выскажу парочку не до конца еще сформировавшихся мыслей (ну во-первых, по свежим следам, а во-вторых мои сутки заканчиваются и спать хочется).
Первая мысль: люди сами выбирают во что им верить. Кому больше нравится добро - верят в добро, ну и тд. Вот Бука пишет: "Человек теряет веру во всех и всё...". А мне кажется, что Браун просто уверовал в то, что вокруг одни злодеи и нечестивцы. И он один такой несчастный, живет в болоте. Разница принципиальная.
Мысль вторая: еще одно доказательство человеческой слабости и безвольности. "Что же, молодой Браун просто заснул в лесу и бесовский шабаш лишь привиделся ему во сне?" Почему Браун вот так запросто уверовал в этот якобы сон? Почему не искал доказательств того, что это все действительно приснилось ему, а не происходило в реальности? В тексте, по крайней мере, нет и намека на то, чтобы он предпринимал какие-то попытки докопаться до истины. Вот так вот просто сдался и, простите, протух. Ну и конечно для готики это характерно - никакой борьбы с этими нечестивцами, обреченность и безнадега.

И еще обижает безграмотность то ли переводчиков, то ли автора. С какой стати лес назван языческим? Скала-алтарь, неосвященный при том, люди в темных одеждах, горящие деревья... Ни одной детали, присущей язычеству! Мистика, ууууу... Несерьезно.
Ответить С цитатой В цитатник
Отблеск_прошлого   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 06:57 (ссылка)
Всех приветствую!
Обсуждение этого рассказа начну, пожалуй, с общего впечатления. А оно довольно неоднозначно… С одной стороны вроде бы подразумеваются серьезные вещи, с другой – как-то он «по-детски» что ли написан. По крайней мере, первое, о чем я подумала – это «Миргород» Гоголя, который я с удовольствием читала лет в двенадцать, но к которому вряд ли обращусь сейчас….
Теперь о смысловой нагрузке. Конечно, в рассказе очень явно прослеживается философия пуританства (или критика ее), но еще больше я отметила обращение к психологии человека. Мне вспомнилась аналитическая теория личности Карла Юнга, в которой рассматривается некое понятие “тень” - совокупность вытесненных представлений человека о себе самом. Так вот, по-моему, Натаниэль Готорн создал прекрасную иллюстрацию к этой теории. Религия загоняет человека в жесткие рамки морали, вынуждая его подавлять свои желания, стремления, etc., которые не согласуются с догмами веры. Как результат возникает подсознательный протест, которые воплощается в снах, страхах, подозрениях… На мой взгляд, в лесу Браун уснул и «встретился» со своей тенью. Он был напуган не столько самим «шабашем», сколько своей реакцией. Стремясь оправдать себя, Браун постарался "избавиться" от сомнений в том, что все произошедшее лишь приснилось ему, а значит, может характеризовать только его самого…
И все-таки кое-что остается непонятным. Во-первых, если он был уверен, что принимал участие в шабаше, почему по возвращении так шарахался от людей? Чем в таком случае он лучше того же священника или своей жены? Во-вторых, хотя лучше было поставить этот вопрос на первое место, зачем он вообще в лес пошел?..
Если у кого-то возникнут какие-то идеи на этот счет, буду рада узнать ваше мнение.
Best regards,
V-M
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Мелкий   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 07:34 (ссылка)
Участь Салема...
В том плане, что это участь всех, не только пуритан. Нас с детства учат, что хорошо, а что плохо и убеждают, что надо поступать только правильно, а на деле те, кто это говорит, поступает зачастую иначе. Наша вера в верно-неверно и праведность окружающих исчезает, пропадает. Мы разочаровываемся и прекращаем верить людям. Много ли среди нас доверчивых? Принимающих каждое слово и действие "праведников" за чистую монету? Все мы в какой-то степени одиноки.
Ответить С цитатой В цитатник
Тупая_Панда   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 08:44 (ссылка)
Исходное сообщение Veritas_Malfoy
зачем он вообще в лес пошел?..


Veritas_Malfoy, но у него же было какое-то дело, он хотел туда сходить один только разочек, но зачем именно в рассказе не поясняется, по-моему. И Браун представить даже себе не мог, что так много народа (по сути, весь Салем) ходит туда регулярно...
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 09:41 (ссылка)
xellf1sh, на фоне кода да винчи?:) Ты мне сейчас напомнил критика из "Внутренних рецензий" Умберто Эко. Вот тебе ссылка, прочитай парочку, поймешь, что я имею в виду:))
http://thelib.ru/books/umberto_eko/vnutrennie_recenzii-read.html
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 09:42 (ссылка)
March_kitten, "Вот Бука пишет: "Человек теряет веру во всех и всё...". А мне кажется, что Браун просто уверовал в то, что вокруг одни злодеи и нечестивцы. И он один такой несчастный, живет в болоте. Разница принципиальная."

А, по-моему, это абсолютно одно и то же:)
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 09:51 (ссылка)
Исходное сообщение March_kitten
Почему Браун вот так запросто уверовал в этот якобы сон? Почему не искал доказательств того, что это все действительно приснилось ему, а не происходило в реальности? В тексте, по крайней мере, нет и намека на то, чтобы он предпринимал какие-то попытки докопаться до истины. Вот так вот просто сдался и, простите, протух.


Просто это было совершенно неважно, приснилось ему это или нет. Лес с проповедником-дьяволом - это что-то вроде символа, что Браун углубился в философию пуританизма, начал прислушиваться к тому, что они ему говорили, и в конце концов поверил им. Разве же он не сопротивлялся? Еще во сне он постоянно вспоминает своих деревенских священников, старосту, известного своим набожностью, а потом он встречает их в этом лесу греха. И он постоянно вспоминает о своей жене Вере, как последнем оплоте и доказательству чего-то хорошего в человеке. Она для него главное доказательство того, что пуритане говорят неправду, и что есть хорошие добродеятельные люди. Но когда он и ее встречает в этом лесу, естественно это лишает его вообще какой-либо веры в человека

Неважно был это сон или нет. Это было символичное путешествие через философию пуританизма, в результате которого Браун потерял веру.
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 09:56 (ссылка)
Veritas_Malfoy, мне думается, что и в лес он пошел по той же самой причине, что и все остальные. Так положено! Это пуританская деревне, а лес - это самый настоящий символ религии пуритан (той религии, которой они всегда тогда придерживались). В лесу собрались люди праведные и верующие снаружи, но черные и грешные внутри.

Да и еще: когда нам преподаватель рассказывал на лекции про этот рассказ, он рассказал нам также и про одну интересную версию происходившего там. Он делал упор на то, что в лес пошли двое мужчин, один из которых постоянно предлагает другому "возьми мой посох", а другой все сомневается и вспоминает "ну у меня же жена есть". И дальше в том же ключе:) Понимаешь, о чем я?:)
Ответить С цитатой В цитатник
Espectro   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 09:58 (ссылка)
Мне показалось, что произошедшее - скорее что-то вроде бессознательных опасений, оформившихся в зримый образ во сне. У Брауна и раньше было смутное чувство, что не все так просто с пуританским благочестием, но теперь это получило совершенно конкретное выражение.
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 10:05 (ссылка)
Veritas_Malfoy, очень интересная теория насчет тени, но я не все таки не совсем согласна. Я не думаю, что Браун что-то подавлял в себе потому, что по-моему Браун как раз и не был ярым сторонником пуританизма до того похода в лес. А побывав в лесу, он понял суть религии до самого ее логического конца. Я уверенна,что чувства Брауну после леса - это просто утрированная модель того, что чувствовали абсолютно все пуритане, но не с такой силой, чтобы отказываться от общества.
.........................................
Еще раз подумала насчет теории о тени. Возможно Браун и был верующим. Но скорее всего он обращал тогда внимание только на хорошии стороны религии, на то, о чем ему проповедники рассказывали. А поход в лес был прозрением. Возможно эта тень, которую ты имеешь в виду, была его личным пониманием темной стороны пуританства. Той темной стороной, которую он в себе подавлял и отказывался идти в своей вере до конца и признать, что ВСЕ люди плохи.
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 10:06 (ссылка)
Espectro, одни и те же мысли в один и тот же момент:) Только что об этом же подумала:)
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 10:13 (ссылка)
Исходное сообщение Britbrook
Участь Салема...
В том плане, что это участь всех, не только пуритан. Нас с детства учат, что хорошо, а что плохо и убеждают, что надо поступать только правильно, а на деле те, кто это говорит, поступает зачастую иначе. Наша вера в верно-неверно и праведность окружающих исчезает, пропадает. Мы разочаровываемся и прекращаем верить людям. Много ли среди нас доверчивых? Принимающих каждое слово и действие "праведников" за чистую монету? Все мы в какой-то степени одиноки.


Я точно так же рассказ поняла и поэтому просто не понимаю, как можно говорить, что рассказ скучный или неактульаный.
А пуританство вообще крайне жесткая вещь. У нас есть хотя бы возможность убедиться на своем опыте, чему-то научиться. А представь, тебе вдалбливают с пеленок, что никому нельзя верить, и все мы будем в пламени ада гореть...
Ответить С цитатой В цитатник
xellf1sh   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 11:32 (ссылка)
Бука_Грозная, да, читал эти рецензии))) просто на самом деле рассказ не зацепил, хотелось его сравнить с чем-нибудь, но ничего более подходящего не нашёл. оба рассказа - это выпад против общества. они разные, но если читать между строк (хотя нам не узнать, что хотели сказать авторы своими произведениями), то, имхо, они похожи. какой-то своей глобальной идее разоблачить добро и зло в любых его проявлениях. )))) ну а дальше уже по накатанной - у каждого своя завязка, сюжет, развязка и пр и пр. я так думаю)))
Ответить С цитатой В цитатник
Ульса   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:28 (ссылка)
В этот раз я не поленилась почитать кое-что об автора :) Это же автор "Алой буквы" (из-за экранизации которой когда-то было столько шуму), еще его дедушка в Салеме ведьм топил :)

Мне кажется, этот рассказ хорошее начало, на котором для не слишком любопытного читателя знакомство с Хоторном может закончится. Основная черта пуританского общества прекрасно передана и это духовная паранойя.

Соответственно, когда мир воспринимают как источник исключительно опасностей (не очень-то большая разница для тела, как у обычных параноиков, или для души, как у пуритан и испанских каталиков), выглядит мир не лучшим образом, безрадостно жить в таком. Так что поучительный рассказ, не слишком пахнет нафталином.
Ответить С цитатой В цитатник
Res_Nullius   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:29 (ссылка)
— Поздненько вы собрались, молодой Браун, — сказал он. — Часы на Старой Южной церкви били, когда я проходил через Бостон, а с тех пор прошло уже не меньше пятнадцати минут.

Вера немного задержала меня


Вот интересно, это от перевода так получилось, или в оригинале задумывалось, что Брауна держала только Вера?)
Ответить С цитатой В цитатник
Espectro   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:33 (ссылка)
Res_Nullius, а как вам

— Нет, всевышний на небе и Вера на земле помогут мне устоять против дьявола! — воскликнул молодой Браун.
...и со всех сторон понеслись насмешливые отголоски: "Вера! Вера!" — точно потревоженная нечисть искала ее по всему лесу.
— Моя Вера погибла!

Мне тоже было бы очень интересно посмотреть на оригинал)
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:35 (ссылка)
Res_Nullius, special for you нашла то, как это звучало в оригинале.

Faith kept me back a while," replied the young man, with a tremor in his voice

"Задержало" так и остается. Да и действительно похоже на то, что очень сильная вера удерживала его от того, чтобы понять эту религию до конца. Я бы даже сказала, слепая вера. А путешествие через лес было прозрением
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:36 (ссылка)
Всем, кому интересно посмотреть на оригинал, вот ссылка
http://classiclit.about.com/library/bl-etexts/nhawthorne/bl-nhaw-goodman.htm
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:39 (ссылка)
Исходное сообщение xellf1sh
Бука_Грозная, они похожи. какой-то своей глобальной идее разоблачить добро и зло в любых его проявлениях. )))) ну а дальше уже по накатанной - у каждого своя завязка, сюжет, развязка и пр и пр. я так думаю)))


А мне кажется, прелесть рассказа именно в том, что он предлагает: А может быть совсем НЕ нужно разоблачать зло? Может быть оставить человеку веру в добрых людей и пусть себе живет спокойно?
Ответить С цитатой В цитатник
InsidiousSpy   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 12:44 (ссылка)
Почему разоблачать не нужно? Нужно! Но и добро тоже нужно "разоблачать". Я не понимаю, почему раз увидев капли зла, естественные капли зла в добродетельных людях он утратил веру в их добродетельность?! Ведь то, что делали они хорошего никуда не исчезло!!!
Этот рассказ о том, как люди за деревьями не видят леса... Если можно так выразиться
Ответить С цитатой В цитатник
Помудрушка   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 13:17 (ссылка)
Мыслей много было. Не сразу все стало понятным. Почитала про пуританство. Чуть яснее стало. Поленилась прочитать другие рассказы этого автора. Но Алую букву помню. Соглашусь, что Хоторн был противником пуританства. И своим символичным рассказом он его пытался обличить. Но это все общие слова. Сначала подумала, что рассказ неактуален. И временная разница большая и пропасть в сознании тех людей и современников. Но не все так однозначно. А еще поняла, что мне трудно вступать в дискуссию по этому рассказу. Уже все без меня здесь сказали. Но идея этого сообщества мне понравилась. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 13:20 (ссылка)
последнее_желание, нет, я все же думаю, что ошибка пуритан была в том, что даже в своих близких и родных людей они не верили. Конечно же зло разоблачать нужно, но во всем нужно придерживаться золотой середины. И если человек перестает верить даже в добродетель своих наставников, священников, учителей, то что вообще ему остается? Ведь он лишается веры в свои принципы, мораль. Все, чему научили его эти люди, оказывается недостойным тому, чтобы этому верили
Ответить С цитатой В цитатник
InsidiousSpy   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 13:24 (ссылка)
По-моему, это книга - не разоблачение пуританства, а то, как люди могут неверно воспринимать эту религию. Пуританство говорит о чем? О том, что в каждом есть грех, и только ВЕРА выводит нас за пределы замкнутого круга. В каждом есть зло, но надо верить в добро!! А он веру эту потерял. Поэтому и погряз в мраке
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 13:34 (ссылка)
последнее_желание, скажи, а как не потерять веру, если вокруг нет ни одного человека, который был бы твоим идеалом, примером для тебя? Если кругом только грех, и даже самые близкие люди оказывается порочными? Во что тут нужно верить? В абстрактное понятие "добро"? Насколько я знаю, даже родителям советуют воспитывать маленьких детей не словами, а своим примером. А в этом обществе даже примера такого нет, а каждая проповедь только очередное обличение, что все кругом грешны.
Ответить С цитатой В цитатник
Бука_Грозная   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 13:35 (ссылка)
Исходное сообщение Ульса
В этот раз я не поленилась почитать кое-что об автора :) Это же автор "Алой буквы" (из-за экранизации которой когда-то было столько шуму), еще его дедушка в Салеме ведьм топил :)

Мне кажется, этот рассказ хорошее начало, на котором для не слишком любопытного читателя знакомство с Хоторном может закончится. Основная черта пуританского общества прекрасно передана и это духовная паранойя.

Соответственно, когда мир воспринимают как источник исключительно опасностей (не очень-то большая разница для тела, как у обычных параноиков, или для души, как у пуритан и испанских каталиков), выглядит мир не лучшим образом, безрадостно жить в таком. Так что поучительный рассказ, не слишком пахнет нафталином.


Абсолютно с тобой согласна. Даже добавить нечего.
Ответить С цитатой В цитатник
InsidiousSpy   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2008 г. 13:45 (ссылка)
Бука_Грозная, идеала действительно нет!! "не сотвори себе кумира". Все мы люди, и все мы не идеальны.. Но это нормально и естественно, такова наша природа. Тем не менее, свет существует. Свет и тень не накладываются друг на друга. Да, отец молодого Брауна гнал плетьми квакершу и это было зло!!! Но тем не менее, не смотря на способность к злу, он был способен и к добру. Отец был уважаемым (и не спроста!) человеком, примерным отцом, любящим мужем. В этом была его добродетель. И добро в человеке не исчезает от той прививки зла, которой все подвергаются в реальном мире.
Пуритане и утверждали, что идеала нет. Идеал, чистое добро, - это только Бог. Также как и чистое зло - только дьявол. Да, наши близкие в самом деле совершают ужасные поступки. Но это не повод испытывать к ним отвращение. А цель дьявола в данной сказке - именно заставить Брауна это отвращение испытать. Что и равнялось утрате веры.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку