Хм. Видимо, я пришла слишком поздно, но всё-таки выскажусь.
Про боязнь перемен. Мне кажется, что боялся их не Бартлби, а сам рассказчик. А Бартлби и его странное для рассказчика поведение является как раз олицетворением перемен. Может быть, несколько своеобразным, но это вполне можно объяснить прошлой работой Бартлби. Факт, что рассказчик сначала относится к нему снисходительно, мол "бедный малый, потом он образумится", потом, когда "бедный малый" обосновывается в его конторе, что вообще-то является верхом наглости, он ему это позволяет, но уже не потому, что жалеет, а потому, что побаивается, как боятся всякой неразгаданной тайны: мало ли, а вдруг это судьба? Бартлби продолжает наглеть, и с ростом его непонятной рассказчику наглости растёт и боязнь рассказчика. Он пытается избавиться от него всеми возможными способами, хотя тот, по большому счету, ему совершенно не мешает и никаких денежных затруднений не приносит, потому что рассказчик то и дело хочет отделаться от него деньгами, хотя со стороны работодателя это странно. В конце концов рассказчик, напуганный до предела тайной, скрывающейся в Бартлби, попросту убегает от него, но будучи человеком слабым, по-прежнему верит, что злой рок его настигнет в любом месте, поэтому пытается задобрить Бартлби, объясняя себе своё поведение жалостью.
Что касается Бартлби, то это самый обыкновенный фаталист. Сделала его таким прошлая работа или она просто усилила склонность плыть по течению, значения не имеет. Я не думаю, что его можно считать сумасшедшим, но это зависит исключительно от того, что понимать под словом "сумасшедший". Кто-то посчитает такое поведение достойным психбольницы. А рассказчик только поспособствовал развитию этого фатализма до неразумных пределов. Если бы рассказчик в первый же раз отчитал Бартлби как полагается, ничего подобного бы не случилось. А так "дай палец - руку откусит". Но Бартлби - человек самодостаточный и в жалости не нуждается. И это видели все, кроме рассказчика.
Я считаю, что основной фигурой является рассказчик.
Кстати, какой нормальный работодатель, который занимается делами богатых клиентов и может себе позволить переезжать из одной конторы в другую, будет держать человека, который портит важные документы и при этом еще мог повредить репутации конторы своим внешним видом? А то, что до обеда он был хорошим работником - не более, чем оправдание. Все когда-то могут работать хорошо. Такие доказательства боязни нового именно у рассказчика появляются в тексте на каждом шагу.