Музыкальная интеллигенция
Несколько отнюдь не бесспорных бессвязных рассуждений.
Античность. Музыка в числе обязательных наук (для избранных, т.е. элиты). От Пифагора до Боэция (один шаг?). А где-то в хрестоматии Рановича фраза о том, что некто - "сын арфистки". Как синоним принадлежности к социальному "дну". Музыку знать и понимать нужно, это аристократично, но быть музыкантом, - удел плебса (утрированно?). Да и Орфея на куски разорвали... В общем, - не рай.
Парадокс в том, что, признавая за музыкой высочайшие достижения "человеческого духа", людей, создающих и исполняющих эту "высокодуховность" т.н. "общество" в табели о рангах ставило где-то посередине, если не в самом конце. Зачастую люди, воспринимающие музыку, считали (и считают) себя и свое восприятие гораздо выше уровня профессиональных музыкантов: последние выступают в роли неких "официантов духовности", не более.
Буржуазная эпоха, как ни странно, некоторым образом "вознесла" музыкантов до уровня элиты, почти-аристократизма. Но этим обольщаться не стоит.
Музыканты - своеобразная каста вне каст (интеллигенция?!). Вроде бы как в "обществе" и вроде бы вне его (а где это - вне?). И как прикажете на них реагировать т.н. "обществу"?
Очень хорошо помню отношение к музыкантам в СА (один из эпизодов): одна лопата на троих, как копать остальным? - руками! - и копали, конечно.
В.Шаламов где-то вспоминал, что иногда расстреливали под музыку. Ну, там, под барабанную дробь, это куда ни шло. А вот под гопачок... Это посильнее "Лысой певицы".
Об элите (отступление). На ВДНХ покупаю сигареты и слышу вполне серьезный монолог. Нетрезвая потрепанная дама, покуривая папиросу (к продавщице): "Вчера хорошо посидели. Собрались: я, Васька из мебельного, Коля, он грузчик в овощном... В общем, - элита!"
Музыканты - тоже люди (интеллигенция?!).