-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Варшава – Киев – Голливуд

Воскресенье, 22 Августа 2010 г. 15:55 + в цитатник
igorinna все записи автора

Звезда артистки оперы и кино Милицы Корьюс впервые зажглась в Киеве

В число самых-самых прославленных мелодий всех времен и народов вошел и напев вальса «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса. Причем напев этот неразрывно связан и с кинематографом. С той самой сценой из довоенного американского фильма «Большой вальс», где Штраусу помогает озвучить нарождающийся мотив его спутница Карла Доннер, сыгранная знаменитой Милицей Корьюс.


 

 Августейшая «крестная»

Родилась будущая исполнительница роли Карлы Доннер сто лет назад в Варшаве – 18-го (по другим сведениям, 17-го) августа 1909 года. Ее отец, царский офицер шведского происхождения Артур Корьюс, преподавал музыку в тамошнем кадетском корпусе. У матери в родословной были польско-литовские и русские корни.

Есть сведения, что отец Милицы решил назвать дочь именем одной из великих княгинь. Если это так, то речь может идти только о Милице Николаевне – жене великого князя Петра Николаевича, урожденной черногорской принцессе. Царствовавшему в то время Николаю II она приходилась двоюродной тетушкой, хотя по возрасту была старше его всего на два года.

Любопытно, что такой выбор имени уже буквально с рождения протянул от маленькой Милицы ниточку к нашему городу. Ведь ее невольная «крестная» – великая княгиня – много раз бывала в Киеве вместе с мужем. Потому что Петр Николаевич приходился родным сыном великой княгине Александре Петровне, которая провела последние годы жизни в основанном ею Киево-Покровском монастыре.

К слову, по одной из версий именно Милица Николаевна первой из царского дома познакомилась на подворье одной из киевских обителей со «старцем» Григорием Распутиным и ввела его в государевы палаты, так что в предреволюционные годы ее имя было у многих на слуху.


 

Любовь до Киева довела

О том, что в судьбе Корьюс определенную роль сыграл Киев, известно, в общем-то, давно. Еще в 1980 году на конверте советских пластинок с записью ее голоса можно было прочесть биографическую справку, где, в частности, говорилось: «Когда Милица была маленькой девочкой, она переехала с родителями в Киев, где жила до шестнадцати лет... Она начинала петь в Киеве, в церковном хоре».

Из этой краткой и не вполне точной информации мы ничего не можем узнать об обстоятельствах, при которых девочка очутилась на берегах Днепра. А они были довольно-таки драматичными. Подробности известны благодаря писателю Виктору Астафьеву. Он общался с известной советской киноактрисой Еленой Тяпкиной, которая когда-то дружила с Милицей (оставшейся в ее памяти Милкой), и пересказал в одной из своих новелл-«затесей» то, что сообщила ему Елена Алексеевна.


 

Вышло так, что в годы Первой мировой войны кадетский корпус, где служил Корьюс-старший, из Варшавы эвакуировали в Москву. Там Милка пошла в гимназию. Но тут их семейному укладу был нанесен сокрушительный удар. Один из коллег отца – математик, немец – влюбился в мать Милицы, а она ответила ему взаимностью. В итоге мать забрала четырех дочерей (у них был еще брат, оставшийся с отцом) и вместе с новым возлюбленным отбыла в Киев. Случилось это, судя по всему, в 1918 году, в период действия Брестского мира, когда немцу несложно было выехать в гетманский Киев.

Однако романтическая связь продлилась не слишком долго. Подросла старшая сестра Милицы – Нина, и обольститель-математик перенес свое внимание с матери на нее. Когда его ухаживания стали явными и произошел семейный скандал, немец попросту смылся в Германию. А его недавняя подруга теперь должна была каким-то образом кормить и воспитывать дочерей в Киеве, с трудом залечивавшем раны гражданской войны...


 

В составе украинской капеллы

Милица и ее сестры с малолетства были воспитаны в любви к музыке, которую передал им отец. Так что Нина успешно освоила игру на скрипке. А у юной Милицы обнаружился прекрасный голос. Она посещала музыкальное училище. Вполне возможно, что и вправду пела в церковном хоре, ведь ее семья нашла пристанище в одном из корпусов Киево-Печерской лавры. И, наконец, в 1927 году ее зачислили в состав одного из лучших вокальных коллективов – капеллы «Думка».
 
Киевские архивисты выявили несколько документов, связанных с выступлениями певицы в капелле (под именем Эмилии Кориус). В 1927–1928 годах она приняла участие во множестве концертов – по всей Украине и за ее пределами. К слову, не все знают, что гастрольный, передвижной характер отражен в самом названии коллектива: ведь «Думка» в сокращении означает «Державна Українська Мандрівна КАпела». В марте 1927-го юная певица даже вышла на сцену Большого театра в Москве. «Думка» стала тогда украшением концерта памяти Тараса Шевченко, на котором присутствовал сам товарищ Сталин.

Великолепное сопрано Милицы Корьюс сформировалось и впервые зазвучало в Киеве. И в репертуаре ее, конечно же, было тогда множество песен на украинском языке. Осталось добавить, что к концу 1920-х годов капелла «Думка», возглавляемая Нестором Городовенко, уже располагала в Киеве помещением для репетиций, которым пользовалась вплоть до 1980-х – по улице Ярославов Вал, 14-а.


 

По лесной дороге – в бессмертие 

 Родной отец Милицы к тому времени обосновался в независимых балтийских странах. Узнав о нелегкой доле своей бывшей жены и детей, он написал письмо в Киев, предложив взять на себя заботу об одной из дочерей. Благодаря этому в 1928 году 19-летняя Милица оказалась в Эстонии. Артур Корьюс оценив ее вокальные данные, помог дочери пройти солидную певческую школу.

А затем она полюбила немецкого аристократа Гуго Фельца (по занятному совпадению, опять-таки математика) и вышла за него замуж.После свадьбы они вместе поехали в Европу. Милица выступала с концертами в Берлине, Магдебурге, других городах.Европейская публика принимала ее тепло и радушно. "Редкостный талант, великолепный голос, брильянтовая техника, - писала о Милице Корьюс газета "Берлинер цайтунг". - Остается только пожелать, чтобы новая звезда не осталась на долгое время неизвестной нашей оперной публике". В 1932 году Милица вернулась в Таллин, где у нее родилась дочь, которой в честь матери дали имя Милица.Закончив в 1956 году Джорджтаунский университет, Мелисса Уэллс (ее муж архитектор, у супругов двое взрослых сыновей) работала в разных странах по дипломатической линии - в Бразилии и Швейцарии, в Англии и Франции, была заместителем генсека ООН, послом США в Мозамбике, Заире, Гвинее-Биссау, в Эстонии в 1998—2001 годах.
В 1933 году Милица Корьюс с семьей навсегда покидает Эстонию.После отъезда началось её стремительное восхождение  на артистический Олимп: солистка Магдебургской оперы, приглашение в Берлинский оперный театр, триумфальные выступления в музыкальной Вене. Цветы, автографы, вспышки фотокамер, портреты на первых страницах газет и журналов. Всего за несколько лет она становится звездой общеевропейской величины. Критика считает Милицу Корьюс лучшим колоратурным сопрано Германии. Одна за другой выходят пластинки с записями ее голоса.

И вот в 1937-м Милицу Корьюс пригласили в Голливуд для съемок романтического музыкального фильма, посвященного Иоганну Штраусу.

Роль венской оперной примы Карлы Доннер стала для Милицы поистине звездным часом. В истории мирового кино навсегда осталась блистательно сыгранная ею с Фернаном Граве (Штраус) и Кристианом Рабом (кучер) сцена в Венском лесу. Раннее утро, Иоганн и Карла проснулись в экипаже после бурных событий вчерашнего дня – участие в народном восстании, потом бегство из-под стражи... И вот теперь умиротворенный проезд по лесной дороге, и из цокота копыт, стука колес, птичьего щебета, звуков почтового рожка складывается лейтмотив «Сказок Венского леса»...

А тот момент, когда ее Карла, вскружившая голову Штраусу, благородно отказывается от него и возвращает композитора любящей жене, необычайно трогателен. Быть может, снимаясь в этой сцене, Корьюс вспоминала перипетии собственного детства, долгую разлуку с родным отцом...

Фильм «Большой вальс», поставленный Жюльеном Дювивье, вышел на экраны в 1938 году. После этого Милица Корьюс снималась еще в нескольких лентах, пела в нью-йоркской «Метрополитен-опера». Репертуар ее оперных партий был весьма обширен... Она ушла из жизни в 1980 году, пережив всех сестер и брата. Сестра Тамара незадолго до войны вышла замуж и переехала с матерью в Ленинград. Там все они погибли в период блокады. Сестра Нина  похоронена на Городском кла



АРТ АРТель

Рубрики:  Кинематограф
Музыка
Читальный зал
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям

Gabriela_Lizard   обратиться по имени Воскресенье, 22 Августа 2010 г. 23:10 (ссылка)
Спасибо за пост, обожаю "Сказки Венского леса"....
Ответить С цитатой В цитатник
cogiTATA   обратиться по имени Воскресенье, 22 Августа 2010 г. 23:14 (ссылка)
Спасибо за интересную статью и прекрасные ролики!!!! Очень понравилось!!!!!!:give_hear
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку