M0ndschein все записи автора
http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=10328
У Воронежского педагогического университета в начале этого учебного года появился «Памятник Учителю». Представляет он из себя свиток, поставленный вертикально на мраморный постамент. На свитке зашифрованы символами различные науки, азы которых преподают педагоги. В начале свитка – раскрытая книга. На одной ее странице начертано известное мнение Льва Толстого: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное». На другой – информационное сообщение: «Памятный знак сооружен на добровольные пожертвования работников школ и дошкольных учреждений».

История создания памятного знака Учителю умещается в строках того информационного сообщения, начертанного на странице открытой книги. Тут не убавить, не прибавить. Известно не мало случаев, когда некоторые сами себе воздвигали памятные сооружения. Взять того же Пушкина, который воздвиг себе нерукотворный памятник, который намного выше и притягательнее другого творения – императорского. Но более традиционно, когда благодарные люди сами выражают свое уважение и преклонение памятниками личностям, датам и подвигам.
Памятник Учителю у педагогического университета естественен и давно ожидаем. Но почему они сами жертвовали из своих нищенских зарплат на увековечивание памяти об их «высоком и благородном» и героическом труде? Последние годы учителей привычней видеть в пикетах и на митингах, требующих выплатить им долги по зарплате, или возмущающихся очередным ростом жалований и привилегий у начальствующих физических лиц, чем скидывающихся на памятник самим себе. Не дождались внимания государства и сами напомнили о себе, соорудив себе монумент?! Но, тогда это не памятник, а все еще злободневный лозунг: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
Чушь несусветная. На самом деле все очень просто в нашем чиновничьем государстве. Так повелось издавна, что пожелания и чаяния народа рождаются во властных высотах, спускаются в низы и оттуда тиражируются, как назревшая необходимость, к которой осталось только внимательно прислушаться и поддержать собственную инициативу – эхо своих пожеланий. Остается только составить план мероприятия и претворить его в жизнь. То есть увековечить свою активную деятельность в кабинетах и креслах за счет пожертвований воспитателей дошкольных учреждений и преподавателей школьных.
Зафиксировать это в отчетах о проделанной работе и повысить свой рейтинг в глазах вышестоящих по рангу, как находчивых и ценных. Надо же: из внутренних резервов, без казенной копейки памятник сделали! Сейчас ведь неловко будет прообразам монумента высказывать недовольство на площадях и у парадных подъездов. Возможно и в этом тоже суть нового памятника у педуниверситета. Поскольку в каждый чиновничий памятник заложена сиюминутная политическая идея.
Минувшей осенью, когда начались сборы добровольных пожертвований на изготовление памятника Учителю, работники школ и дошкольных учреждений жаловались в так называемые «инстанции» и в СМИ, что «пожертвования» у них брали не особо спрашивая разрешения: вычитали из зарплаты и из премий. Не повсеместно, разумеется. Некоторые добровольно делились, потому что не отдашь на памятник самому себе – будешь искать другую работу. Не мало прообразов, выбравших в юности это высокое и благородное призвание, торгует сейчас с лотков, или ищет, куда бы устроиться.
По смете на памятник требовалось более полутора миллионов рублей, собрать удалось чуть более трехсот тысяч. То есть, собрали в пять раз меньше, чем ожидали. В управлении образования мэрии города признаются, что и мысли не было заикаться о финансировании из бюджета. Знали: не дадут. А вот самые безденежные, при определенных организационных усилиях, расщедрились. Было бы побольше денег, наверное, было бы другое художественное решение. Но суть происшедшего от этого не изменилась бы. Она в книге у подножия свитка выгравирована: учителя и воспитатели пожертвовали в пользу государства.
Написано, как вырублено – не зачеркнешь пером. Любой сумеет прочитать. И в любое время: и в наше, и в следующие века.