-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ИСКУССТВОбезГРАНИЦ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2007
Записей: 8132
Комментариев: 22972
Написано: 32371


Кое что о Зелёном Рыцаре

Вторник, 17 Февраля 2009 г. 11:24 + в цитатник
Эльдис все записи автора

 

 

Кое что о Зелёном Рыцаре.

 

1.Речь идёт о средневековой английской поэме «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь».

 

Так кто же такой Зелёный Рыцарь? Когда я прочитала ещё первые пару страниц – ответ для меня уже был очевиден. Это Король-Остролист. Сейчас заглянула к Грейвсу, дабы ещё раз перечитать его характеристику Остролиста, и там прямо обнаружила следующее: «Зелёный Рыцарь – это бессмертный великан с дубинкой из падуба…».

 

 

 

Кто такой Король-Остролист? Рассказываю:

 

 

Очень многие племена, проживающие на территории Европы, в древности имели некую традицию.

 

Суть дела в том, что на пол года (на год, и т.д.) выбирался король-жрец, затем, в назначенный срок, производился ритуал, во время которого короля-жреца убивал его приемник, новый король-жрец, молодой король. Обычный срок – День Зимнего Солнцестояния и День Летнего Солнцестояния. Убитый, принесённый в жертву король-жрец после этого считался бессмертным, а его останки переносились на какой-нибудь священный остров.

 

Позднее вместо короля в жертву стали приносить менее важных членов племени, а позже вообще животных. Потом обычай этот запретили. Но изначально это была честь, так мог быть принесён в жертву только истинный король, тот, кого приравнивали к Богу.

 

 

 

Король-Олень вступал в свои права в День Зимнего Солнцестояния (Рождество), убивая своего предшественника (Короля-Остролиста), совершая особый ритуал. Затем в День Летнего Солнцестояния его, в свою очередь, убивал его приемник, новый Король-Остролист.

 

Остролист - это вечнозелёный близнец дуба. Дуб (Король-Олень) управляет прибывающей частью года, а Падуб, он же Остролист (Король-Ворон) – убывающей частью года. Есть ещё традиция, когда считают, что Дуб – законный наследник короля, а падуб – бастард.

 

Итак, цитирую поэму, где говорится о Зелёном Рыцаре:

 

 

 

«Но не для боя оделся боец бесстрашный –

 

Не щеголял ни кольчугой, ни шлемом крепким,

 

Ни щита, ни копья не взял с собою.

 

В одной руке остролист поднимал высоко,

 

Что зеленью радует глаз в лесах безлистых,

 

В другой же – сжимал топор огромных размеров,

 

Смертоносную сталь описать бессильно слово».

 

 

 

2.Началось всё в славном городе Камелоте…

 

 

 

«Пирует король в Камелоте в канун Рождества…»

 

Артура часто в легендах называют Королём-Оленем, об этом подробно пишет, например, Мэрион Зиммер Брэдли в «Туманах Авалона».

 

 

 

«Вот наступил первый день Нового года…»

 

По традиции должно произойти следующее: Король-Олень должен убить Короля-Остролиста.

 

И действительно, в Камелот является рыцарь.

 

«Тут в двери въезжает грозный всадник,

 

Преогромного роста, как врос в седло он…»

 

 

 

«Но что за выбор цвета?!

 

Все замерли смущённо:

 

Хоть невозможно это,

 

Он весь был, весь зелёным!

 

Наряд зелёный сверкал на госте незваном:

 

Был стан его стройный стянут строгим камзолом,

 

Лёгкой волной по спине накидка струилась;

 

Большой капюшон, подшитый богатым мехом,

 

Голову не покрывал, но горностаем мягким,

 

Волосы обнажив, спадал на плечи.

 

 

Там всё, до последней заклёпки, зелёным было,

 

Изумруды пылали на поясных пряжках,

 

И весь искрился наряд на рыцаре славном.

 

Шёлк под седлом был расшит шитьём искусным:

 

Всех украс на узоре том взор не охватит:

 

Там в листве притаились пёстрые птицы,

 

По зелени шёлка пущена нить золотая.

 

И брелоки щита, что грудь коня обхватил,

 

И гвоздик каждой застёжки на сбруе звонкой –

 

Всё блеском зелёной эмали переливалось,

 

Луки седла, стремена слепили сияньем

 

Самоцветов, сверкающих зеленью жаркой.

 

И конь под ним был зелёный, мне ли о том

 

Не знать.

 

 

Смотрит он дерзко, ясно,

 

И каждый мог понять:

 

Сражаться с ним опасно, -

 

Уж тут не устоять!

 

 

Но не для боя оделся боец бесстрашный –

 

Не щеголял ни кольчугой, ни шлемом крепким,

 

Ни щита, ни копья не взял с собою.

 

В одной руке остролист поднимал высоко,

 

Что зеленью радует глаз в лесах безлистых,

 

В другой же – сжимал топор огромных размеров,

 

Смертоносную сталь описать бессильно слово».

 

 

 

Он ясно даёт понять, зачем явился:

 

 

 

«И только пророкотал: «Где, покажите,

 

Хозяин пиршества этого, нынче охота

 

Мне на него поглядеть, перемолвится

 

Словом».

 

На великана Артур сверху вниз воззрился

 

И заговорил, и голос его не дрогнул.

 

Сказал сердечно: «Гостю всегда мы рады;

 

Зовущий себя Артуром – здесь, государь над всеми…»

 

 

«…Славится рыцарство ваше в свете бескрайнем,

 

И тем молва заманила меня в Камелот.

 

Пусть падуб в руке моей тебя уверит…»

 

 

 

Так что речь, как видно, именно об этом древнем обычае. И хотя позднее в повествование вплетутся новые темы, иные образы, и оно постепенно соскользнёт с натянутой тетивы древней мистерии, но изначальный сюжет явно был основан на традиции, связанной с годовым циклом.

 

И вот Зелёный Рыцарь торжественно вопрошает:

 

«Так есть ли рыцарь средь вас и вправду смелый?

 

Объявится пусть! К топору примеряясь,

 

Сожмёт оберучь покрепче, вскинет высоко,

 

Удар я приму, не дрогнув, не двигаясь с места,

 

Но сам отвечу тем же, когда мне будет

 

Не лень.

 

Я дам отсрочку:

 

К двенадцати месяцам день.

 

Там в споре поставим точку –

 

Слово моё – кремень».

 

 

 

Мы видим, что в поэме говорится о 12 месяцах, а не о половинах года. Думаю, это потому, что написано оно было тогда, когда эти древние обычаи и традиции были уже давно запрещены. Автор, даже если и знал о них точнее, не мог, конечно, позволить себе слишком ясные намёки. Однако намёк всё же есть, ведь речь идёт именно о календарном цикле, при том срок установлен: Рождество. К тому же, сроки смены королей-жрецов были разными: как пол года, так и год, и даже некоторое индивидуально установленное количество лет.

 

Король Артур отзывается:

 

«Мне свой топор протяни, проверь мою руку,

 

Исполнить просьбу твою сам Артур возьмётся»

 

 

 

Но тут вместо него вступается сэр Гавейн:

 

«Но тут сосед Гвеневры,

 

Гавейн, возвысил глас:

 

«Артур, дозволь мне первым

 

Вступить на этот раз».

 

 

 

Выступить в этом поединке мог только тот, в ком течёт королевская кровь. Поэма подтверждает право Гавейна:

 

«Тебя почитаю дядей, и тем лишь отмечен,

 

Что в жилах моих державная кровь струится».

 

Гавейн подменяет собой Артура.

 

Он говорит Зелёному Рыцарю:

 

«Свидетель Господь, пред всеми зовусь я Гавейном,

 

Лишь год обернётся вокруг, готов, как должно,

 

Удар принять от тебя, признав твоё право

 

Оружьем меня поразить, которым – тебе

 

Выбирать.

 

А тот ему в ответ:

 

Коль так, готов признать –

 

Мне чести выше нет,

 

Чем твой удар принять».

 

Зелёный Рыцарь соглашается.

 

И вот он говорит Гавейну:

 

«Дай же слово теперь, соперник славный,

 

Что сам меня ты разыщешь, далёко ли близко ль,

 

Подошвы стопчешь, чтоб долг сполна был оплачен –

 

И примешь ответный удар, духом не дрогнув»

 

Речь идёт о времени, должно пройти время, время стопчет свои подошвы…

 

Гавейн принимает условия.

 

«И враз опускает топор на плоть нагую.

 

Хрустнули под острием хрупкие кости,

 

И надвое сталь рассекла остов единый.

 

Кровь из-под хладного лезвия хлынула вольно,

 

Глава благородная грянулась об пол

 

И с грохотом покатилась прямо под ноги,

 

По зелёному платью кровь пятном расплывалась;

 

Но чудо – не дрогнул рыцарь, не пошатнулся

 

 

Вот настиг свою голову, вверх её поднял,

 

К коню подошёл и поймал поводья,

 

 

Так голову крепко в руке сжимал,

 

Прямо к помосту её челом обращая.

 

Из-под ресниц зеницы глянули зорко,

 

Уста разомкнулись, и пронеслось по залу:

 

«Готовься же, Сэр Гавейн, скоро в дорогу.

 

Будешь, скитаясь по свету, смерти искать..

 

 

Затем повернулся круто, поводья тронул

 

И выехал вон…»

 

Ну и дальше идёт повествование о том, что происходило с Гавейном в течении назначенного срока, и наконец, о том, как он нашёл Зелёного Рыцаря и исполнил клятву.

 

 

 

Остаётся ещё маленький вопрос: а сам Зелёный Рыцарь достоин ли представлять Короля-Остролиста?

 

В конце Зелёный Рыцарь сообщает Гавейну, что он – сын Морганы.

 

«И знай, что сама Моргана, живёт в моём замке,

 

Искусная в чародействе, умелая в ковах

 

 

Богинею Морганой

 

Теперь её зовут.

 

А лавры славы бранной

 

Не много значат тут.

 

 

Но должно вам знать, она – дитя Иджерны,

 

(Что славному Утеру в срок родила Артура)

 

Так властелин Камелота ей брат вполовину,

 

А ты- что поделать – племянником будешь».

 

 

 

И вот, я делаю вывод, что в основе повествования лежит древняя традиция годового цикла, а сам Зелёный Рыцарь – ни кто иной, как Король-Остролист.

 

 

 

Цитирую по изданию "Аграф" 2006, перевод В.Тихомирова.

Рубрики:  * впечатления и размышления
Метки:  

ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени интересно... Среда, 18 Февраля 2009 г. 14:26 (ссылка)
.


интересно...

дух захватывает
и стынет кровь в жилах - местами читая этот текст...


*


философская сторона...
-------------------------------


и интересна благородная традиция
состязаний правителей раз в году
- которая в наше время должна заменяться
публичными прениями конечно

тогда очевидны достоинства
и нет тирании над народом и лукавства...


.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 18 Февраля 2009 г. 14:48 (ссылка)
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, Только у нас эти публичные прения совершенно фальшивые. Я не кровожадна, не тоскую по древним диким и жестоким обычаям, но когда есть реальный риск для жизни - человек перестаёт врать. Или нет...
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени в интересный местах... Среда, 18 Февраля 2009 г. 16:49 (ссылка)
Исходное сообщение Эльдис_Миртиэль
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, Только у нас эти публичные прения совершенно фальшивые. Я не кровожадна, не тоскую по древним диким и жестоким обычаям, но когда есть реальный риск для жизни - человек перестаёт врать. Или нет...



в интересный местах
бродит Ваша душа...

друиды... еще чего-то...
короли и рыцари...

вот свобода - бродить меж времен и пространств


а я однажды в метро надписывал подарок
- картину на картоне ... и на обратной стороне написал:

"Толе и Люде от автора
Юрия Косаговского 1898 г."


как (!?) можно описаться так? ... - для меня загадка
- где мы бываем? и что там делаем?


.
Ответить С цитатой В цитатник
Эльдис   обратиться по имени Среда, 18 Февраля 2009 г. 16:58 (ссылка)
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ, О, я много где бываю, это правда :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку