-Метки

7-й ау слет killdozer money honey punk-слёт им. свина #3 - 6 и 7 июня 2015 rock-cafe roks club sотня автоматические удовлетворители акустика алекс оголтелый александр башлачев александр большаков александр давыдов александр троицкий алиса альбом андрей панов анонс афиша аццкие ускорители бдт благотворительность вадим курылёв вадим курылев валерий кирилов вести взрослые дети видео виктор цой владимир рекшан выставка дабрик день рождения евгений титов евгения титов живой город зоопарк интервью ирина свечникова история кавер каверы камчатка книга книги концерт концерты кочегар лен рок клуб ленинградская область майк науменко манхэттен мертвые труппы митьки мод москва невский 24 никита зайцев но ноль оголтеленелые ольга король-бородюк орландина отдел самоискоренения память панк петербург питер помощь поэзия презентация пресса р.в.и. разрушения раритеты рекшан санкт-петербург свин святослав задерий сергей летов скачать социальные вопросы социальные проблемы спб ссылки статьи стихи судьба петербурга театр титя титя и пилоты трибьют федор чистяков фестиваль фильм фото цитаты цоколь электрические партизаны янка

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Культурная_Столица

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3437


Сергей Летов

Среда, 14 Сентября 2011 г. 23:50 + в цитатник
Xek все записи автора
Цитата сообщения Xek

Капитал не может переварить только шизофрению

04.09.2011 13:20

sletov640 (300x202, 13Kb)
Разговор с виднейшим российским джазменом-экспериментатором о политическом искусстве и протестном начале в современной музыке популярных жанров состоялся в автобусе, увозившем музыканта с Гражданского форума «Пилорама». Этот фестиваль, проходивший в деревне Кучино Пермского края, — диковинный симбиоз музыкального оупен-эйра и дискуссионной площадки. Саксофонист Летов выступал на «Пилораме» вместе с группой выходца из «ДДТ» Вадима Курылева «Электрические партизаны», демонстрирующей высокий заряд гражданского и антиконсумеристского пафоса. В кинозалах фестиваля шли фильмы о Ходорковском и Политковской, а на театральных сценах показывал свои спектакли актер и общественный активист Алексей Девотченко.

Беседа с Летовым стала неожиданным продолжением проходивших на фестивале дискуссий, на которых Александр Липницкий, Андрей Макаревич и Владимир Рекшан пытались разобраться, стоит ли музыканту выходить на площадь, и если да, то при каких политических обстоятельствах. Сергей Летов в этих спорах не участвовал и объяснил почему.

— Существует ли в современной музыке какая-то протестная, политическая сцена?

— Может быть, и существует, но я не вижу этой сцены сейчас, хотя слышу много разговоров о ее существовании. Я за последнее время слышал несколько групп, которые так или иначе использовали социально-политическую тематику, и всякий раз это казалось мне страшно конъюнктурным. Каждый раз в этом был элемент развлечения: можно просто петь, чтобы танцевали, а можно петь про социальное, вроде как для остроты. Взять ту же группу «Барто» — ну, наверное, им весело петь про «машины ментов», но однажды ведь придется, а при определенном уровне популярности обязательно придется выступать на Дне милиции. И что тогда?

— «Барто» говорят, что поют о ментах и о том, что «скоро все е*нется» не потому, что поддерживают оппозицию, а потому, что это часть жизни — такая же, как любовь и личные проблемы.

— Ну а мне кажется, что это очень все конъюнктурно. Вообще, по-моему, большинство музыкантов сейчас конъюнктурщики, и это стало «видом нормы». Музыканты больше всего озабочены раскруткой. Я, музыкант уже почтенного возраста, сужу об этом по своим разговорам с коллегами 20—30 лет: большинство наших разговоров касаются раскрутки. О музыкальных технологиях, в широком смысле этого понятия, говорить не интересно никому; как сказать что-то новое, как сыграть что-то новое — эта тема в наших разговорах не возникает. Все спрашивают меня: как сделать, чтобы меня заметили, как собрать побольше публики?

Взять хотя бы тот же новый тренд — стремление к искренности. Стремление к искренности не может быть творческой целью, нельзя научиться быть искренним, можно только быть им или нет. Это не дело техники и опыта, это не наживное дело, это свойство натуры — такое же, как талант. Или есть, или нет. И потому, если кто-то хочет казаться озабоченным политическими вопросами, ворошит горячие вопросы, часто есть опасность, что это такая же симуляция.

— Насколько музыка может вообще дружить с идеологией?

— Мне, с музыкантской точки зрения, кажется, что не может. Почему я, джазовый музыкант, играю с рок-музыкантами? Потому что я хочу расширить зоны приемлемости у слушателя, показать, что в рамках музыки есть другие способы выражения. Потому что современный человек находится под массированным ментальным давлением шоу-бизнеса и поп-музыки, которая устраивает перед ним фестиваль ролевых моделей, не замолкая говорит о том, «как можно» и «как надо». В этой ситуации, конечно, можно образовать этакий нойзово-фриджазовый сектантский кружок и наслаждаться обществом друг друга, но лучше приехать с рокерами, дать зрителю послушать, как может звучать саксофон, — и, может быть, ему понравится. А может, и не понравится, но он услышит новое, и в его слухе появится метка, что такое возможно. А значит, его восприятие станет богаче в плане выбора. Я хочу ставить свою музыку в более широкий контекст. Точнее, во всё новые и новые контексты.

А вообще, слух — это очень активный процесс. Человек не может давать эстетическую оценку тем звукам, которых он раньше не слышал. Часть работы музыканта и артиста вообще в современном мире состоит в том, чтобы создавать новую звукознаковую систему, расширять сферу возможного. Мои предки были казаками, жили на границе — и она, живая, все время была перед ними и двигалась благодаря им, и Россия расширялась, делалась больше. Художники и музыканты-авангардисты, они должны быть таким вот казачеством, они должны размечать и двигать границы возможного в искусстве. Идти в те сферы, которые не являются искусством, — и новая граница будет пролегать по их следам. Например, в идеологию — только не за тем, чтобы заполнить ею музыкальную и идейную пустоту, а, наоборот, втянуть идеологию в искусство.

— А не получится ли наоборот?

— А вот это и есть самое главное. Проблема в том, что у нас политический жест принимается за искусство, за жест художника. И еще существует мода на активизм, в том числе и в рок-музыке, которая, как и сам рок, а до этого джаз, пришла с Запада. И все было бы прекрасно и способствовало бы повышению уровня той самой пресловутой искренности, если бы, как замечали все философы ХХ века, капитал успешно не инкорпорировал бы в себя этот активизм, в том числе и протестный, и в частности антикапиталистический. Рок возник как музыка бунта. Истеблишмент принимает этот протест, окультуривает его, подчиняет логике, делает целесообразным. То есть работающим винтом своей же машины. В общем, с активизмом, в том числе и политическим, история очень простая: это «образ действия», стиль поведения; он оформлен, его можно упаковать и продать, как продаются футболки с Че Геварой.

Капитал не может переварить только одно — иррациональность, распад этой логики, распад привычных связей, шизофрению. Поп-музыка с правильными, логичными, понятными протестными песнями ему не страшна. Реальным фронтом сопротивления в музыке является грань разума и безумия. Применительно к музыке — это может быть фри-джаз. Музыка, которая разрушает процесс коммуникации, разрушает язык, целеполагание. Разрушает прежде всего стиль, потому что стиль — это торговая марка: когда у искусства есть стиль, его можно продавать, им можно торговать. Когда стиля нет, капитал приходит в растерянность. ​

Автор: Алексей Крижевский
Фото: Евгений Гурко
Источник: OpenSpace.ru

http://www.holmi.ru/notes/?action=show&id=880
взято тут
Рубрики:  События
Рок-культура
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку