-Метки

7-й ау слет killdozer money honey punk-слёт им. свина #3 - 6 и 7 июня 2015 rock-cafe roks club sотня автоматические удовлетворители акустика алекс оголтелый александр башлачев александр большаков александр давыдов александр троицкий алиса альбом андрей панов анонс афиша аццкие ускорители бдт благотворительность вадим курылёв вадим курылев валерий кирилов вести взрослые дети видео виктор цой владимир рекшан выставка дабрик день рождения евгений титов евгения титов живой город зоопарк интервью ирина свечникова история кавер каверы камчатка книга книги концерт концерты кочегар лен рок клуб ленинградская область майк науменко манхэттен мертвые труппы митьки мод москва невский 24 никита зайцев но ноль оголтеленелые ольга король-бородюк орландина отдел самоискоренения память панк петербург питер помощь поэзия презентация пресса р.в.и. разрушения раритеты рекшан санкт-петербург свин святослав задерий сергей летов скачать социальные вопросы социальные проблемы спб ссылки статьи стихи судьба петербурга театр титя титя и пилоты трибьют федор чистяков фестиваль фильм фото цитаты цоколь электрические партизаны янка

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Культурная_Столица

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3437


Сергей Летов

Понедельник, 02 Мая 2011 г. 00:00 + в цитатник
Xek все записи автора
Цитата сообщения Xek

Зачем Гребенщиков носил с собой запасные джинсы и почему дамы обожали Башлачева

Джазмен Сергей Летов — о питерской рок-тусовке 80-х.

В далекие 80-е законодателем музыкальной моды в СССР был Ленинград. В отличие от Москвы, в Питере не свирепствовала цензура, зарубежные соратники свободно приезжали туда даже в годы застоя, а многочисленные рок-группы легально существовали под крышей рок-клуба. Одним из неформальных лидеров ленинградской тусовки являлся пианист и композитор Сергей Курехин, создатель многочисленных «Поп-механик». Через него-то наш собеседник, московский джазмен Сергей Летов, познакомился с Борисом Гребенщиковым, Африкой, Виктором Цоем и многими другими известными рок-деятелями...

«Квартирники» устраивали в доме Козловского

Вообще, «варягов» Питер встречал неласково, - вспоминает Сергей Летов. - Москва все-таки куда более гостеприимный город. Чтобы вписаться в московский творческий проект, необязательно быть жителем столицы. А в Питере, чтобы влиться в культурную жизнь города, нужно там родиться. Жаль, что Саша Башлачев этого не понял...

Лидер московской группы «ДК» Сергей Жариков советовал Башлачеву остаться в Москве и создать группу под названием «Третья столица» с балалайкой и баяном вместо электрогитар. Но Башлачев уехал в Питер. Насколько я знаю, там он не смог написать ни одной песни. Не вписался в среду. Дальнейшее вам известно... Саша погиб.

В первой половине 80-х музыканты и поэты вели полуподпольное существование, перебивались домашними концертами у кого-нибудь на конспиративной квартире. Помню в 1984 году был такой концерт Майка Науменко («Зоопарк») - в шикарной четырехкомнатной квартире какого-то комсомольского работника, на проспекте Мира в Москве. Как-то мы с Геной Кацовым организовали «квартирник» и для Саши Башлачева. Гена снимал в Текстильщиках однокомнатную квартиру, пригласил публику, собрал с нее по рублю или по два для поддержки Саши.

Сейчас «квартирники» практически отошли в область преданий. Правда, до недавнего времени в Москве была так называемая «хорошая квартира» - комната в апартаментах одной выдающейся певицы Большого театра. В этом доме в свое время жили Лемешев и Козловский. И вот наследники этой певицы частенько устраивали «квартирники», на которые приглашали... 14-летних девочек. Потому что, в отличие от мальчиков, их в комнату могло набиться очень много. Я знаю, что в «хорошей квартире» пел Илья Черт, выступал Олег Гаркуша...

Но вернемся к Башлачеву. Он был маленького роста, с очень красивым лицом, которое немного портил железный зуб. Но на фотографиях это почему-то вообще незаметно. Кстати, в своей повести Нина Садур изобразила Сашу с ровными белыми зубами, и при встрече я напомнил ей, что это было не совсем так. На что Нина ответила: в видении, которое явилось к ней во сне, Саша был с белыми зубами. Интересно, что когда мы разговаривали об этом, у нее на гитаре лопнула струна... Вообще, женщины очень любили Сашу. Одна московская дама-литератор посвятила ему стихотворение, в котором назвала его улетевшим маленьким принцем.

Помню, Саша всегда носил с собой гитару, и когда играл, сбивал руки в кровь. Так сильно бил по струнам. Рокеры тех времен иногда так делали. Саша Кондрашкин — легендарный питерский барабанщик (играл с «Аквариумом», «Авиа», «Чиж и Компанией», «Странными играми») - при мне в Берлине разбил руки в кровь, играя на барабанах ударной установки. Все барабаны были тоже в крови...

Барабанщика БГ убили берлинские панки?

Вообще, Саша Кондрашкин — это отдельная, очень трагическая история. До сих пор так и не понятно, что с ним случилось в 1995 году в Германии. Если верить некоторым полунамекам-полусвидетельствам, Саша отправился туда на гастроли с питерской группой "Клуб кавалера Глюка". Этот весьма загадочный коллектив основал уборщик студии грамзаписи "Мелодия", одновременно певчий в церковном хоре и композитор-самоучка Евгений Пуссер. В название группы была положена легенда о неком Клубе Кавалера Глюка, существовавшем 150 лет назад в Берлине и занимавшемся поисками волшебного звука. Пуссер уверял, что Клуб существует до сих пор, хотя его члены разбросаны по всему миру и не всегда знают друг о друге. Участники Клуба именовали себя "религиозными поэтами, философами и музыкантами".

И вот, выехав с "Клубом кавалера Глюка" на гастроли в Европу и находясь в Германии, Кондрашкин был жестоко избит и сброшен с виадука. Его нашли с тяжелыми переломами конечностей и позвоночника, сотрясением мозга. По одной из версий, его избили берлинские скинхэды. Но лично мне трудно представить себе, что Кондрашкина вообще кто-то мог избить. Однажды, помнится, пока мы разгружались, приехав на такси на очередной концерт, Саша оставил на тротуаре чемодан с металлическими ударными. Я засомневался, не уведут ли чемоданчик в темноте. На что Саша шутя предложил мне попробовать оторвать его от земли. Я едва смог приподнять его...

После той темной истории с падением Саша полгода провел в германском госпитале, но прежним уже не стал. По возвращении в Петербург к музыке не вернулся, пил. Скончался он от инсульта 9 июля 1999 года — день в день, три года спустя после смерти Сергея Курехина...

Как двадцать лысых пионерок «взорвали» Европу

Как я уже говорил, в Москве до 1987 выступать было невозможно — только в «подполье» и на квартирах знакомых. А в Питере был официальный рок-клуб, в который входило около сорока групп. И самыми яркими среди них были «Аквариум» и «Странные игры». Были там и немного архаичные группы — например, «Союз любителей музыки рок», где соло сопровождалось возгласами «Опа!» Это был настоящий рок-н-ролл.

Очень популярна была группа Майка Науменко «Зоопарк». Они брали интересными текстами, а у «Странных игр» своих текстов не было — они их заимствовали у французских сюрреалистов и дадаистов. Зато у них была необычная музыка и необыкновенный стиль: музыканты одевались в широченные белые штаны в стиле 30-50-х годов и принимали позы, как у панков на фото из финских журналов.

А еще они были очень остроумными. Однажды в рок-клубе всех обязали исполнить песню, посвященную подвигу советского народа в Великой Отечественной Войне. Часть групп уклонилась, а «Странные игры» исполнили в своей аранжировке марш из симфонии №7 Шостаковича. Это был полный фурор!

Но существовала группа недолго, потому что в 80-х их руководитель Давыдов молодым умер от сердечного приступа. После чего «Странные игры» распались на два коллектива: братья Сологубы образовали группу «Игры» (Гриша недавно умер), а покойный ныне Саша Кондрашкин, Коля Гусев и Леша Рахов — барабанщик, саксофонист и клавишник — объединились в ВИА «Авиа». Вскоре они сдружились с Антоном Адасинским (экс-"Лицедеи"), у которого был своеобразный пластический коллектив — двадцать бритых налысо девочек в белых рубашках и в пионерских галстуках. Это группа имела бешеный успех, и часто ездила за границу.

Помню, что на одном из рок-фестивалей в 1984-85 году первое место неожиданно занял не «Аквариум», и не «Странные игры», а группа «Мануфактура». После этого одного из музыкантов "Мануфактуры" срочно призвали в армию, а их басист Арбузов слег с циррозом печени, отчего вскоре и умер. Впрочем, в этом не было ничего удивительного — питерские рокеры пили. Не пренебрегали и наркотиками.

Зачем Гребенщиков носил с собой запасные джинсы

Мэтром ленинградского рока был Борис Гребенщиков. Отношение к искусству у него было особенное. В этом меня убедил следующий случай.

Однажды, когда я был в Ленинграде, мне позвонил Сергей Курехин и попросил сыграть с "Аквариумом" на первом фестивале ленинградского рок-клуба. Пожаловался, что их саксофонист — сейчас широко известный Игорь Бутман - в какой-то драке сломал руку. Когда мы встретились с Курехиным, он предложил зайти на улицу Желябова (сейчас это Большая Конюшенная), где у Гребенщикова — газового кочегара - была служебная площадь: мансардочка с выходом на крышу. Там мы застали Виктора Цоя с женой Марьяной и самого Гребенщикова со своей Людмилой. Когда мы все отправились на концерт на троллейбусе, я заметил у Бориса под мышкой сверток с джинсами, примерно такими же, какие были на нем. И на мое недоумние ответил: «Не могу же я выходить на сцену в том же, в чем хожу по улице!».

Меня часто спрашивают, каким мне запомнился Виктор Цой. Знаете, он мне практически ничем и не запомнился. Это был очень интеллигентный, утонченный, скромный человек. В компании был незаметен. Все время молчал. Образ в фильме «Игла» и сценический имидж к настоящему Цою не имеют никакого отношения. Первое время он казался тенью Гребенщикова, во всем подражал ему, вплоть до ремня гитары.

Очень скромным и застенчивым наедине казался и Петя Мамонов («Звуки Му»). Но когда появлялась публика (в количестве хотя бы одного человека), Петя начинал "придуриваться", изображать из себя "идиота". Также всеобщее внимание привлекали Сергей Бугаев «Африка», Сергей Курехин и любимец девчонок, гитарист «Кино» и будущий муж Джоаны Стингрей Юра Каспарян. Он постоянно рассказывал про свои подвиги среди парикмахерш и поварих. Причем, излагал все это очень простым, доступным языком: что, куда, сколько, выплевывала или не выплевывала...

До того, как любимцем Курехина стал Каспарян, это место занимал не менее экстравагантный Владимир Булучевский, питерский саксофонист, впоследствии продавец апельсинов на Ситном рынке. Как-то мы с Сашей Кондрашкиным записывались у него дома, и вдруг в дверь позвонили. Оказалось, это Витя Сологуб из «Странных игр», Сергей Курехин и Володя Булучевский с портвейном и рыбой. Я поинтересовался: «Что это за килька?» На что Курехин ответил, что за такое оскорбление морду бьют. Это же корюшка! Выпили портвейна и решили Булучевского постричь силами парикмахера-любителя Вити Сологуба. После стрижки Булучевский пришел в какое-то неадекватное состояние сознания, возомнил себя морским пехотинцем США, выбежал полуголый на улицу, перевернул цистерну из-под кваса и назад так и не вернулся. Говорят, что он познакомился на улице с девушкой и остался жить в ее квартире недели на две.

Да и я был способен на экстравагантные поступки. Как-то нам с Курехиным надо было лететь в Париж из Пулково (Ленинград). Я застрял в Москве, и мне нужно было срочно попасть в Пулково к очень раннему самолету. На поезде я не успевал, самолеты не летали из-за тумана… что делать, я взял такси от Шереметьево до Пулково. Курехина такой поступок привел в восторг. И на сцене я вел себя порой очень эпатажно. Например, рычал через саксофон, изображая эротические сцены.

Курехин предсказал собственную смерть?

Смерть летом 1996 года 42-летнего Сергея Курехина многих просто шокировала. Он был необыкновенно здоровым человеком с атлетическим телосложением, на репетициях «Поп-механики» любил демонстрировать обнаженный торс. А умер от почти невозможной, редчайшей болезни - саркомы сердца.

Все произошло стремительно. В ноябре он проходил полное онкологическое обследование и был признан здоровым, а в феврале уже задыхался... Мне в связи с этим вот что вспоминается. В середине восьмидесятых Сергей придумал такой трюк - он играл стремительный пассаж на рояле, ему как будто бы не хватало клавиатуры, и падал из-за рояля. Якобы ему плохо с сердцем. Сергей даже просил меня и Африку убедить администратора Ленинградского Дома Композиторов в том, что у него бывают сердечные приступы, и что было бы здорово, если бы во время концерта вызвали «скорую» или хотя бы расстегнули рубашку, побрызгали водой... Получается, он в своем творчестве как бы предвидел собственную смерть. Я очень тяжело переживал кончину Курехина, даже на похороны не поехал. Хотел, чтобы в памяти он оставался только живым.

Но цепь смертей на этом не прекратилась. В феврале 1997 года покончил с собой виолончелист и активный участник «Поп-механик» Борис Райскин. За месяц до этого Райскин провел в Нью-Йорке первый и единственный в своем роде международный фестиваль SKIIF (Sergey Kuryokhin International Interdisciplinary Festival). Помимо джазовых музыкантов он пригласил оркестр Нью-Джерси и академических пианисток. Ему удалось передать дух «Поп-Механики», парадоксальной калейдоскопической смеси всех жанров! Но американцев это покоробило. В общем, к окончанию фестиваля Борис подошел с долгом в 40 тысяч долларов.

http://www.kokina.ru/art2010-40.htm
взято тут
Рубрики:  Архивы
События
Рок-культура
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку