-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _АрхитектурА_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1055


Церковь Спаса Преображения, что на Песках и "Московский дворик" Поленова

Понедельник, 28 Июля 2008 г. 13:58 + в цитатник
NADYNROM все записи автора  (670x503, 55Kb)

Это церковь Спаса Преображения, "что на Песках", которую, пусть и не зная названия, все равно знают почти все, так как именно она изображена на знаменитой картине Василия Дмитриевича Поленова "Московский дврорик". Больше от того самого уютного дворика ничего не осталось.

Сначала немного о церкви, а потом о истории картины и эскиза к ней.

Спасопесковский переулок как бы растворяется в небольшой, уютной, привлекательной площади с таким же небольшим сквериком, который был устроен в 1871 г. владельцем дома № 8 Н. А. Львовым и назван им Пушкинским, в память поэта, бывавшего в окрестных домах. В нем в 1993 г. по инициативе Российского пушкинского общества установили памятник поэту (скульптор Ю. Динес). Посередине площади - церковь Спаса Преображения, "что на Песках", изображенная В. Д. Поленовым на широко известной картине "Московский дворик". Она дала свое имя и переулку, и площади.

 (670x503, 64Kb)

Документально храм известен с 1642 г. В 1657 г. церковь числилась "в стрелецкой слободе в Тимофееве приказе Полтева". Нынешнее ее здание с традиционными для конца XVII в. пятиглавием, обработкой наличниками, кокошниками было выстроено около 1711 г. Пятиглавый бесстолпный храм, трапезная с Никольским приделом и шатровая колокольня поставлены на одной оси - это традиционная продольно- осевая схема. Декор также выполнен в духе XVII столетия - перспективные порталы, наличники окон, венчающие кокошники, мелкие кокошники в основаниях барабанов глав. Лишь некоторые детали - угловые колонки, раковины в кокошниках - отвечают стилю рубежа XVII-XVIII вв. Стройная шатровая колокольня также выполнена в стиле XVII в. Ее сочетание с объемом храма создает вертикальную композицию, имеющую градостроительное значение и в настоящее время. В 1763 г. в юго-западном углу трапезной на средства титулярного советника Михаила Иванова устроен придел Михаила Архангела. В 1846 г. поставлена церковная ограда, от которой сохранились ворота с псевдоготической обработкой. В 1891 г. ворота были соединены с колокольней и превратились в парадный портал, который вел в новый притвор. К северу от колокольни была возведена ризница. В интерьере храма выразительно обширное пространство трапезной, слитое с приделом. Храм был закрыт в 1930-х гг., после 1932 г. здание храма занимали то мастерские, то учреждения. В 1979 г. был проведен внешний ремонт. До начала 1990-х гг. здание храма занимало "Творческое объединение кукольных фильмов" киностудии "Союзмультфильм". К 1991 г. храм возвращен верующим. Богослужения возобновлены в 1993 г. Пятиглавый бесстолпный храм, трапезная с Никольским приделом и высокая колокольня, примыкающая к трапезной по оси храма, выполнены в формах, широко распространенных с середины XVIIв. В духе XVIIв. Выполнен и декор: перспективные порталы, наличники окон, венчающие кокошники, мелкие кокошники в основаниях барабанов глав. Только некоторые детали, в том числе угловые колонки, крупные декоративные раковины в кокошниках, отвечают стилю рубежа XVII-XVIIIвв. Любопытно, что эта церковь возведена по, так сказать, типовому проекту - в том же году на другом конце Москвы, в солдатской Лефортовской слободе, была построена Петропавловская церковь - близнец Спасопесковской. К югу от церкви строится "Дом Поленова" - культурный центр музея художника. Позади церкви находится еще один памятник архитектуры, но более поздний - это образец послепожарного московского строительства, небольшое здание (№ 6) с обязательным колонным портиком ионического ордера. Он невелик, всего из четырех колонн ионического ордера, но с необычным арочным антаблементом, таким же, как у дома Штейнтеля в Гагаринском переулке (дом № 15.) Он был выстроен, как отметили архивные документы, женой поручика А. Г. Щепочкиной к 1 ноября 1820 г. на более раннем каменном фундаменте (здесь был также деревянный дом, принадлежавший в начале XIX в. коллежскому асессору П. У. Устинову). Ворота дома значительно старше его и сложены из кирпича той же марки, что и Спасопесковская церковь. В связи с этим исследователи предположили, что ворота вели на церковное кладбище - ведь ранее при каждой московской церкви были небольшие кладбища.

Источник


 (670x548, 77Kb)

Московский дворик. 1878
Холст, масло. 64,5x80,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рубрики:  Культовая архитектура
Архитектура Москвы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку