Галушечка, я изначально не хотел размещать здесь эти истории, связанные с экадаши, т.к. я не вижу в них особого практического смысла, да и Шрила Прабхупада не делал акцент на этом. Впрочем, это не так сложно:
28 апреля наступает пост за экадаши Мохини. Вот как о славе Мохини, именуемого также Вайсакха-шуклой, рассказывается в древней Курма-пуране...
Юдхиштхира Махарадж сказал: "О Джанардана, как называется экадаши светлой половины месяца Вайсакха (апрель-май)? Как правильно соблюдать его? Будь милостив, поведай мне все это".
Господь Шри Кришна ответил: "О благословенный сын Дхармы, сейчас Я опишу тебе, что однажды рассказал Васиштха Муни Господу Рамачандре.
Господь Рамачандра сказал Васиштхе Муни: "О великий святой, Я хочу услышать о лучшем среди всех дней поста, который разрушает любой грех и печаль. Я долго страдал в разлуке со Своей дорогой Ситой и хочу услышать от тебя, как прекратить эти страдания".
Святой Васиштха ответил: "О Господь Рама, о Проницательный! Просто вспомнив Твое имя можно пересечь океан этого материального мира. Ты спросил меня во благо всего человечества, и для исполнения желаний всех существ я опишу сейчас этот день поста, очищающий весь мир.
О Рама, таким днем считается экадаши Вайсакха-шукла, выпадающий на двадаши*. Он устраняет все грехи, и его прославляют как экадаши Мохини. Воистину, о Рама, благо от этого экадаши освобождает из сетей иллюзии ту удачливую душу, которая соблюдает его. Поэтому если Ты хочешь избавиться от страданий, соблюдай совершенным образом этот благоприятный экадаши, устраняющий с пути все препятствия и избавляющий от несчастий. Милостиво выслушай, как я опишу его величие, ибо даже просто слушая об этом благоприятном экадаши, человек избавляется от величайших грехов.
На берегу реки Сарасвати стоял когда-то чудесный город Бхадраве, а правил им царь Дьютиман. О Рама, этот стойкий, справедливый и очень умный царь родился в Лунной династии. В его царстве жил купец по имени Дханапала, накопивший много зерна и денег. Он был также очень набожен. Он выкопал озера, воздвиг арены жертвоприношений и разбил красивые парки для блага всех жителей Бхадравати. Он был превосходным слугой Вишну и имел пять сыновей: Суману, Дьютимана, Медхави, Сукрити и Дхриштабуддхи. К несчастью, его сын Дхриштабуддхи всегда был увлечен греховными занятиями. Он гулял и спал с проститутками, водился с падшими людьми. Он наслаждался блудом, играми на азарт, ублажал чувства как только мог.
Он не почитал полубогов, брахманов, предков, старших и гостей семьи. Зловредный Дхриштабуддхи без разбора тратил добро, нажитое его отцом, пил много вина и ел то, что недозволено.
Как-то раз Дханапала, увидев Дхриштабуддхи идущим по дороге в обнимку с девицей легко поведения, выгнал его из дому. Родственники в один голос осуждали Дхриштабуддхи и сторонились его. А после того, как он продал свои украшения и превратился в нищего, от него отвернулись и проститутки, лишь издеваясь над его нищетой.
"Что мне делать? Что делать? Как поддержать себя?» Мучимый этим бесконечным вопросом, Дхриштабуддхи решился на воровство. Царские стражники поймали его, но узнав, что его отец - прославленный Дханапала, отпустили. Его ловили и отпускали много раз. Но, в конце концов, Дхриштабуддхи поймали, заковали в кандалы и избили, приговаривая: "О злонамеренный! Нету тебе здесь места!".
Однако отец освободил Дхриштабуддхи, который сразу же отправился в лесную чащу. Он бродил по лесу, сильно страдая от голода и жажды. В конце концов, для пропитания он стал убивать львов, оленей, кабанов и волков. В его руках всегда был наготове лук, а через плечо перекинут колчан с острыми стрелами. Он убил и многих птиц: чакор, павлинов, канок и голубей. Без колебаний он убивал птиц и зверей, и сонм грехов его рос с каждым днем. Так, в довесок к своим предыдущим грехам, он теперь полностью погрузился в океан сплошного греха.
Дхриштабуддхи постоянно был несчастен и обеспокоен. Но как-то, а это случилось в месяц Вайсакха, благодаря какому-то доброму поступку, совершенному им в прошлом, ему посчастливилось набрести на священный ашрам Каундиньи-муни. Великий святой только-только совершил омовение в Ганге, и вода еще капала с его одежды. Дхриштабуддхи предоставилась редчайшая возможность прикоснуться к этим каплям. И мгновенно Дхриштабуддхи освободился от невежества, а последствия его грехов сразу уменьшились. Выражая свое смиренное почтение Каундинье-муни, Дхриштабуддхи, смиренно сложенно ладони перед грудью, молил его: "О великий брахман, пожалуйста, скажи, какое искупление я должен совершить. В своей жизни я совершил много грехов, и теперь я очень несчастен".
Великий риши ответил: "Дитя мое, внемли сейчас моим словам с большим вниманием и ты освободишься от своих грехов. В светлую половину месяца Вайсакха наступит священный экадаши Мохини, обладающий силой уничтожать грехи, которые столь же огромны и тяжелы, что и гора Сумеру. Если последуешь моему совету и с преданностью будешь поститься в этот экадаши, который так дорог Господу Хари, то ты освободишься от последствий всех грехов, совершенных тобой во многих и многих жизнях".
С безмерной радостью выслушав эти слова, Дхриштабуддхи пообещал мудрецу поститься в экадаши Мохини, в соответствии с наставлениями святого. О лучший из царей, о Рама, соблюдая полный пост в Мохини, грешник Дхриштабуддхи, беспутный сын купца Дханапалы, очистился от грехов. Позже он обрел чудесный трансцендентный облик и на спине Гаруды, носящего Вишну, беспрепятственно отправился в высшую обитель Господа.
О Рама, день поста Мохини рассеивает тьму иллюзорной привязанности к материалистичному существованию. Поэтому, нет лучшего дня во всех трех мирах".
Господь Кришна завершил: "Итак, о Юдхиштхира, ни паломничество, ни жертвоприношение, ни милостыня не могут дать даже одной шестнадцатой части того блага, которое получает Мой искренний преданный слуга, соблюдающий пост в Мохини. Слушающий же и постигающий величие экадаши Мохини обретает благо, равное раздаче милостыни в тысячу коров".
---------
* Если священный пост выпадает на двадаши, в ведической литературе его все равно называют "экадаши". Кроме того, в Гаруда-пуране [1.125.6] Господь Брахма говорит Нараде Муни: "О брахман, этот пост надо соблюдать в полный экадаши, когда экадаши совпадает с двадаши и в три дня [экадаши, двадаши и трайодаши], но не в день, когда дата совпадает c экадаши".