Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Апад-дхарма
Бхаг., 1.17.16
рагйо хи парамо дхармах
сва-дхарма-стханупаланам
шасато 'нйан йатха-шастрам
анападй утпатхан иха
рагйах - царя или правителя; хи - несомненно; парамах - высшая; дхармах - обязанность; сва-дхарма-стха - верного предписанным обязанностям; анупаланам - всегда защищая; шасатах - правя; анйан - другими; йатха - согласно; шастрам - правилам писаний; анапади - когда ничто не угрожает; утпатхан - уклоняющихся; иха - фактически.
Высший долг правящего царя - всегда и во всем защищать законопослушных и наказывать тех, кто нарушает заповеди писаний в обычное время, когда это не вызвано какой-то особой необходимостью.
В писаниях упоминается апад-дхарма, то есть предписанные обязанности человека в экстренных ситуациях. Говорится, что великий мудрец Вишвамитра, попав в чрезвычайно опасное положение, был вынужден питаться мясом собак. В случае крайней необходимости разрешается питаться мясом различных животных, но это еще не значит, что должны существовать постоянно действующие бойни для обеспечения потребностей мясоедов, и что государство должно поощрять эту систему. Никому не следует без крайней необходимости употреблять в пищу мясо в обычное время только ради того, чтобы доставить удовольствие своему языку. Если кто-то поступает так, царь или глава правительства обязан наказать его за это грубое наслаждение.
Для разных людей, исполняющих разные обязанности в зависимости от рода своей деятельности, установлены правила, указанные в богооткровенных писаниях, и тот, кто следует им, называется сва-дхарма-стха, что значит «верный своим предписанным обязанностям». «Бхагавад-гита» (18.48) советует выполнять предписанные профессиональные обязанности, даже если они и не всегда безупречны. Эту сва-дхарму можно нарушать в случае крайней необходимости, если к этому принуждают обстоятельства, но в обычной жизни ее нарушать нельзя. Глава правительства должен следить за тем, чтобы те, кто следует этой сва-дхарме, не изменяли ей, какой бы она ни была, и должен оказывать всевозможное покровительство тому, кто ей следует. Нарушитель подвергается наказанию, предписываемому шастрами, и долг царя следить за тем, чтобы каждый строго следовал своим предписанным обязанностям в соответствии с указаниями писаний.
-----------------------------
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху:
Есть обычная дхарма, а есть анапади-дхарма, или апад-дхарма. Апад-дхарма – это обязанности человека в экстремальных ситуациях. Шрила Прабхупада приводит пример Вишвамитры, который во время великого голода и засухи (дождя не было двенадцать лет) в конце концов решился съесть собачью ляжку. В «Махабхарате» подчеркивается, что он не просто согласился съесть мясо – он пошел к чандалу и попросил у него кусок мяса. Чандал ответил: «Мало того, что я недостоин давать тебе пожертвование; мало того, что ты просишь у меня мясо; мало того, что ты просишь у меня не просто мясо, а собачатину; - ты еще просишь у меня собачью ляжку! Я не могу исполнить твою просьбу». Тогда Вишвамитра сказал: «Если не дашь, я сам возьму». Вишвамитра взял этот кусок мяса, но, так как он все же был мудрецом и брахманом, он развел огонь и начал проводить ягью: «Ом индрайа сваха!» В жертву он приносил этот кусок мяса. Тогда Индра сказал: «Довольно, довольно! Сейчас мы дадим дождь!» С неба на Вишвамитру посыпались цветы и пошел дождь по всей стране, засуха прекратилась. Т.е. в конце концов Вишвамитра так и не съел это мясо. Но суть в том, что он был готов сделать это, он продемонстрировал сам принцип.
В Четвертой песни Притху Махараджа был готов убить Бхуми. Вооруженный луком и стрелами, он стал преследовать Бхуми: «Если ты не желаешь кормить жителей Земли злаками, я накормлю их твоим мясом!» Шрила Прабхупада комментирует, что в случае голода, когда никакого другого выбора нет, можно накормить подданных не просто мясом, но даже говядиной.
Мухаммед пришел в пустыни, где до ближайшей воды нужно было идти несколько дней и где растет в лучшем случае верблюжья колючка. Местные жители питались бараниной. А что им еще было есть?
Эскимосы живут в снегах и питаются рыбой. Это тоже понятно: чем еще им питаться?
Такие тяжелые обстоятельства - это уже результат какого-то неблагочестия. Но если сейчас вы отправитесь к тем же мусульманам, которые живут в той же пустыне, вы увидите, что там через каждые 20м стоит современнейший супермаркет с кондиционером, в котором можно купить польскую клубнику, чешские яблоки, парагвайские груши, австралийские дыни, - все, что угодно – по вполне приемлемой цене. Так что сейчас ситуация иная.
Но если ситуация действительно экстремальная, нужно руководствоваться правилами апад-дхармы.
ГОКУЛАНАНДА Д.: Почему Вишвамитра не мог провести обычную ягью, чтобы пошел дождь?
АДИ ПУРУША ПРАБХУ: Он проводил.
ГОКУЛАНАНДА Д.: Каждый день?
АДИ ПУРУША ПРАБХУ: Каждый день. Он проводил, но безуспешно, - тому были другие причины. И тогда, в полном согласии с предписаниями шастр, он решил перейти на мясо. И полубоги осыпали его цветами, прославляя его решение.
ГОКУЛАНАНДА Д.: Однажды мы с женой и дочкой (дочка маленькая была тогда) гостили в деревне. Давно не было дождя. И вот набежала тучка. Дочь подняла голову вверх и попросила: «Индра, дай дождя! Индра, дай дождя!» Через некоторое время закапал дождь. Потом тучка ушла. Бабушка сказала: «Внученька, попроси свою Индру – пусть она еще даст дождя!»
АДИ ПУРУША ПРАБХУ: В 80-х в Израиле три года не было дождя. Т.е. совершенно. В конце концов на руинах древнего храма собрались тысячи и тысячи верующих и стали молиться Богу. И вскоре после их молитвы пошел ливень, и дожди возобновились.
Случаев, демонстрирующих, как человек может взаимодействовать с силами природы, много. Но суть не в этом. Суть в том, что если кто-то попадает в экстренную ситуацию, для него допустимо действовать соответствующим образом, но это недопустимо в обычных условиях.
(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу «Бхакти-ваибхава», Днепропетровск, 17.08.2008)