Цитата сообщения Ивалон
Сравним змееногую прародительницу скифов(саков) богиню Апу с индийскими и китайскими аналогами,
в частности китайская прародительница (позднее прародитель) Фу-си, изображаемая всегда в паре с Найвой, потом плавно переродившаяся в прародителя-императора мужского рода с тем же именем
Этапы развития китайской математики
По древним преданиям, основам счета китайцев научил мифический первопредок Фуси (по-другому, Фу Си, Пао Си или Бао-Сиши). Его часто изображают держащим в руках угольник (цзюй). На изображениях рядом с ним находится его жена Нюйва, держащая в руке циркуль (гуй). Фуси, который пребывал у власти по хронологии конфуцианцев между 2852 и 2738 годами до Р.Х., и его жена Нюйва (и сестра) имеют человеческие головы и змеиные или драконьи туловища. Отметим, что в этой парочке муж – вовсе не главный персонаж.
Мифический первопредок Фуси, держащий угольник, и его жена Нюйва, держащая циркуль.
Драконоподобному Фуси приписывают авторство И цзин (Книги Перемен). Как показывают надписи на гадательных костях, уже в эпоху Шан циркуль использовался для вычерчивания круга, а угольник – прямых углов, в частности, углов квадрата. Со временем круг и квадрат стали символами принципов ян и инь. То же самое можно сказать о циркуле и угольнике. Иногда муж держал солнце, куда была вписана ворона, а жена – луну с изображением жабы.
В основе пространственной модели И цзин лежат два геометрических конструкта – сплошная и прерванная линии. Из них создаются восемь структурных элементов второго уровня (триграммы), из которых компонуется третий уровень, состоящий из шестидесяти четырех гексаграмм. Как и для большинства пространственных моделей, здесь большое значение имеет расположение линий относительно друг друга.
Первая чисто математическая книга появляется в эпоху раннего Хань – “Искусство счета в девяти разделах” (“Цзю чжан суань шу”). В этой книге было собрано и систематизировано математическое наследие предшествующих периодов. Она состоит из 246 задач, для которых дается числовой ответ и процедура решения. Эта книга сыграла важную роль в развитии математики в Китае. Все китайские математики ссылаются на нее, пишут свои комментарии, добавляя объяснения и доказательства, переписывая процедуры и предлагая новые формулы.
Наиболее важный из сохранившихся комментариев приписывается математику Лю Хуэю, жившему в 3 в. Он содержит самый богатый набор доказательств в пределах данной традиции. В ханьскую эпоху математика достигает относительного расцвета и выделяется в самостоятельную дисциплину. В имперском Китае социальная роль математики определялась бюрократической правительственной системой. В официальной математике ставились задачи, которые должны были решать должностные лица. Ремесленники, применявшие в своей работе некоторые математические знания, и чиновники-математики были совершенно разделенными группами.
Китайская мифология
Фуси и Нюйва. Шаньдунский рельеф из храма У Ляна.
С Нюйва связан и еще один миф космогонического характера — миф о починке неба, разрушенного в результате потопа, который устроил бог разливов Гунгун. По мифу, Гунгун разрушил одну из гор, служивших опорой небу, и часть небосвода отвалилась.[12] В трактате «Хуайнаньцзы» говорится, что «небо не покрывало все сущее, земля несла на себе не все живущее. Пламя горело не угасая, волны вздымались непрестанно, свирепые звери пожирали подданных, хищные птицы уносили слабых и старых». Исправить эти повреждения смогла только Нюйва — она собрала камни пяти различных цветов, расплавила их на огне в жидкую массу и заделала прорехи в небосводе, затем убила огромную черепаху, отрубила у нее четыре ноги и поставила их вертикально как подпорки неба, затем собрала тростник, сожгла его, сгребла пепел в кучи и тем самым преградила путь водам потопа, а также прогнала хищных зверей и птиц.