Цель урока:
Познакомить учащихся с написанием прописных букв М, Л.
Задачи урока:
- способствовать формированию навыков правильного письма;
- закреплять умение давать характеристику звуков;
- учить разложению речи на слова, слова на слоги, слоги на звуки и слияния звуков;
- развивать интеллектуальную и познавательную активность, способности к самоконтролю, словарный запас, фонематический слух;
- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
тетрадь по письму ( авт. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва);
карточки с буквами;
карточки со словами;
схемы слов.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Сегодня мы опять собрались вместе, у нас много интересной работы, мы будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехами, а с неудачами будем справляться все вместе.
-
Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску, назовите буквы, которые написаны на доске.
На доске:
Оо Ээ Уу л Ии Аа ы м
- Что вы можете сказать об этих буквах?
(- Они обозначают гласные и согласные звуки;
- Их можно разделить на две группы: прописные и строчные, письменные и печатные).
- Молодцы! Правильно назвали буквы.
- Чем гласные отличаются от согласных?
( Гласные поются, а согласные нет, при произношении согласный звук встречает преграду; гласный звук образует слог, а согласный нет.)
- Обратите внимание, что ещё не написали.
(Забыли написать заглавные буквы
М и
Л).
- Да, сегодня будем учиться писать заглавные буквы
М и
Л.
На доске элементы букв М и Л .
- Из каких элементов состоят эти буквы?
(Из крючка и палочки с закруглением внизу; из двух крючков и палочки с закруглением внизу.)
- При написании каких букв мы использовали эти элементы?
(При письме заглавных букв
А и
И).
3. Работа с новым материалом.
Открыли
рабочие тетради на стр.18, подготовили тетрадь к письму.
- Посмотрите на первую строчку.
- Какие буквы здесь написаны?
(Буквы
Л А М).
- Обведите эти буквы по образцу. (Учитель на доске показывает, как пишутся эти буквы).
- Посмотрите на вторую строчку.
- Какая буква написана?
(Буква
Л).
- Пишем букву
Л
- Посмотрите на следующую строчку.
- Какая буква здесь написана?
(Буква
М .)
-Чем буква
М отличается от буквы
Л ?
(У буквы
М два крючка, а у
Л только один крючок.)
- Пишем букву
М.
- Посмотрите на буквы, которые вы сейчас написали.
-Трудно было их писать?
( Да. Нет. Немножко трудно!)
- Посмотрите на четвёртую строчку. Здесь написаны слоги. Обратите внимание, как соединены буквы друг с другом. При письме слога
Ло крючок буквы
Л расположен ближе к нижней линии рабочей строки, а при письме слога
Ми, крючок буквы
М доводим до верхней линии рабочей строки. Обведите слова
Лола и
Мила.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Творческая минутка.
На доске карточки слов с названиями имён и кличек животных, в которых допущены ошибки (маша, лёша, лиза, лайка). Ребята находят ошибки и исправляют их.
- Когда пишем слова с заглавной буквой?
( При письме имён, фамилий, названий городов, рек, морей, …)
-
Деление слов на слоги, выделение мягких и твёрдых согласных звуков.
На доске и в тетрадях написаны слова
Лола, Мила, поставим ударение в этих словах и разделим эти слова на слоги.
- Что мы называем ударением?
(Выделение голосом гласного звука.)
- Как узнать, сколько в слове слогов?
(Сколько гласных, столько и слогов).
- На какой слог падает ударение?
(Ударение в обоих словах падает на первый слог).
- Кто может составить звуковую схему этих слов?
Два ученика работают у доски, а дети в своих тетрадях самостоятельно делают звуковой анализ слов:
Лола Мила
скск зкск
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте поиграем. Мальчики будут называть имена девочек, а девочки имена мальчиков, которые начинаются на букву
М и
Л. Кто больше назовёт.
(Маша, Марина, Майя, Мила, Маргарита, Лена, Люда, Лев, Лёня, Мирон, Миша, Марк.)
- Посмотрите на картинку, которая нарисована в тетради.
-Кого видим?
(Мальчика и девочку.)
- Как их зовут?
(Их зовут Миша и Маша.)
- А как вы узнали?
(У них разные первые слоги.)
- Назовите и запишите слоги, которыми различаются имена.
Дети записывают слоги:
Ма Ми.
5. Работа над смысловым значением слова.
На доске написаны слова:
мыло мылил лил лила.
- Поставьте ударение в этих словах.
- Почему в слове
лил не поставили ударение?
(В слове одна гласная, она всегда ударная).
- Что означает слово
мыло?
(Это предмет, которым моются).
- Что означает слово
мылил?
(Совершал действие мылом.)
Обратите внимание, что эти слова родственные, у них одинаковая общая часть.
- Что означают слова
лил и
лила?
(Это, когда что-то льют, мальчик –лил, а девочка – лила).
- Разделите эти слова на слоги.
-
Творческая работа.
Измени порядок слов и запиши предложение.
1 3 2 4
Мама Милу мыла мылом.
Мама мыла Милу мылом.
- Почему слова мама и Мила написаны с заглавной буквы?
(Мила – это имя девочки, а со слова мама начинается предложение).
-
Итог урока.
- Кому понравился урок?
- Как бы вы себя оценили?
- Чем занимались на уроке?
( Писали буквы, слова, делили слова на слоги, ставили ударение в словах, делали звуковой анализ слов, отгадывали ребус.)
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы все вместе исправляли.