Цитата сообщения arranger
Николас Эконому - музыкант милостью божьей
Восстанавливаю свой старый удалённый пост.
Он стОит того, ибо он - о Памяти.
Памяти о выдающемся человеке, который был в моей жизни.
===========================
Уже достаточно долго занимаюсь поисками своих бывших одноклассников из Центральной Музыкальной школы. Некоторые канули в Лету, некоторые сменили профессию, но большинство преданно служили и служат музыке.
Один из этого большинства - Николас Эконому.
Совсем недавно узнал, что этого человека уже давно нет с нами. А ведь способностей ему Бог дал поболее других музыкантов, на порядок выше...
Я знал его, мы учились в одной школе (ЦССМШ), какое-то время даже в одном классе. Но потом он обогнал нас всех. Перспективы его были блестящи. Но это всё, увы, закончилось в одно мгновение...
Жизнь и карьера Николаса Эконому были трагически прерваны в 1993 году, когда блестящему пианисту-киприоту было всего 40 лет. 29 декабря 1993 года он погиб в автомобильной катастрофе...
Посвящаю светлой памяти одноклассника и выдающегося пианиста Николаса Эконому (1953-1993)
* * *
Эконому родился 11 августа 1953 года в Никосии (Кипр) и был первым ребёнком в семье. Его родители, любившие классическую музыку, решили сделать из него профессионального музыканта. В возрасте 5 лет он начал брать уроки фортепиано и очень скоро начал демонстрировать необычайные музыкальные способности, импровизируя на фортепиано и сочиняя маленькие пьески. Солон Михаэлидис, выдающийся кипрский композитор, дирижёр, музыковед и другом семьи Эконому, когда услышал впервые игру Николаса (мальчику ещё не было 7 лет), сказал: "Этого ребёнка благословили родители, Кипр и весь мир".
По совету Михаэлидиса, начальное обучение Николас проходил в Греческой Академии Музыки у Георга Арванитакиса, под его руководством в декабре 1964 года он получил первую премию на общегреческом конкурсе в возрасте 11 лет.
В сентябре 1964 года Эконому приехал в Москву, где прошёл конкурс на поступление в Центральную музыкальную школу при Московской Консерватории им. Чайковского (в те времена конкурс для поступающих в ЦССМШ был 10 человек на место, туда принимали самых-самых).
На следующий год Николас покинул семью и приехал в Москву, чтобы продолжить учёбу в ЦССМШ.
Вот таким он был, когда пришёл в нашу школу:
Через три года обучения его педагог, выдающаяся пианистка Нина Емельянова, предложила ему участвовать в Конкурсе Чайковского. Целый год он готовился к конкурсу и стал одним из самых молодых его участников в возрасте 16 лет, получив благоприятные отзывы прессы, радио и телевидения.
Годом позже он начал учиться в Московской консерватории - по фортепиано у профессора Нины Емельяновой и по композиции у Владислава Золотарёва.
А эта фотография запечатлела редкий момент, когда Николас находился у себя дома в Никосии:
После Москвы он переехал в Германию (сначала в Дюссельдорф, а потом в Мюнхен), где начал активную исполнительскую карьеру, записывался на пластинки в престижной звукозаписывающей фирме Deutsche Grammophon.
Среди его ранних знаменитых записей "Крейслериана" Роберта Шумана и "Картинки с выставки" Модеста Петровича Мусоргского.
Р.Шуман. Крейслериана (последняя часть)
М.П.Мусоргский. Картинки с выставки:
- Катакомбы
- С мёртвыми на мёртвом языке
- Баба-Яга
- Богатырские ворота (фрагмент)
Как исполнитель, Николас гастролировал в европейских странах, включая Исландию, США и Канаде, в России, Японии и на Ближнем Востоке. Он выступал совместно с такими видными музыкантами, как Марта Аргерих, Родион Щедрин, Святослав Рихтер, Мишель Берофф, Чик Кориа и другими.
На этой фотографии Николас с Чиком Кориа и Родионом Щедриным:
С Мартой Аргерих и Чиком Кориа он сделал совместные записи. Запись с Чиком Кориа, которая называлась "On Two Pianos", была результатом серии концертов в Германии в 1981-82 годах, в течении которых оба музыканта взаимодействовали друг с другом, импровизируя каждый в своём собственном стиле.
Economou/ Corea
On Two Pianos (фрагмент)
Сочетание у Эконому музыкальной чувствительности и вулканического темперамента служило основой для изумительного исполнения произведений музыкальной классики и никогда не оставляло слушателей равнодушными. Его концерты всегда были объектом больших восхвалений со стороны музыкальных критиков, они особо отмечали его светящийся звук и оригинальность музыкальных концепций. Эконому представлял публике обширный репертуар, в который были включены Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Лист, а также русские композиторы Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, и, конечно же, Мусоргский.
П.И.Чайковский. Осенняя песня (Октябрь) из цикла "Времена года"
В.А.Моцарт. Фантазия ре минор
Л.Бетховен. Багатель ор.126 №6
В дополнение к своим выдающимся фортепианным способностям, Эконому был чрезвычайно увлечён оркестровым дирижированием (дирижировал Московским камерным оркестром, Баварским симфоническим оркестром, Германским молодёжным оркестром, оркестром оперы La Fenice в Венеции) и ролью организатора музыкальных фестивалей. В 1978 году он организовал фестиваль "Cyprus Week" в Мюнхене, он также основал Мюнхенский ансамбль солистов (Munich Soloists Ensemble) и был директором двух фортепианных фестивалей: Summer Piano Festival в Мюнхене и "Pianisti-non-solo" Festival в Венеции, который основал сам.
Эконому был одарённым композитором и аранжировщиком, писал фортепианные пьесы, в том числе "Children Studies", "Sonata for Chick", посвящённые джазовому пианисту Чику Кориа, музыку для ансамблей, оркестровые произведения, а также написал музыку к 12 фильмам.
Н.Эконому. Фиктивный Моцарт (Fictitious Mozart) (Stylestudy)
Н.Эконому. Из цикла "8 ноктюрнов": №8.
-----------------
Небольшое послесловие к последней записи.
Я нашёл только миди-файл этой пьесы, поэтому пришлось редактировать - добавил реверберацию и записал в формате МР3.
Пьеса очень интересная. Это своего рода демонический вальс. Любопытно, что в пьесе звучат отголоски песни "Синий платочек", целых 4 раза! Николас наверняка слышал эту песню, когда учился в СССР, и, видимо, она явилась ему как неосознанное воспоминание, которое влилось в этот вальс-ноктюрн. Кто знает... творческий процесс - дело тонкое :)
-----------------
Кроме классической музыки, которая была делом его жизни, он слушал также самую разную музыку, в том числе джаз, рок и поп. Очень высоко ценил музыку Beatles. Подобно многими музыкантам с широким кругозором, он делил музыку на плохую и хорошую.
Николас также сделал аранжировку сюиты из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского для 2-х фортепиано. Как исполнители, так и критики хвалили эту аранжировку, поскольку все музыкальные оркестровые "краски" очень хорошо были "перенесены" Николасом на фортепиано.
П.И.Чайковский (аранжировка Н.Эконому)
Сюита из "Щелкунчика" - Увертюра.
Исполняют Марта Аргерих и Николас Эконому
Николас был думающим человеком и часто выражал свои мысли в форме литературных трудов, поэзии и прозе. Фонд Николаса Эконому сейчас классифицирует его литературные работы и после оценки и анализа, собирается издать их.
Он был Гражданином Мира и отказывался признавать границы, как географические, так и границы, ограничения художественного самовыражения и идей. Среди его друзей были философ и писатель Фридрих Дюрренматт, с которым он был особенно близок, драматург Артур Миллер, композитор Родион Щедрин и балерина Майя Плисецкая, актёр Максимилиан Шелл... Он любил обсуждать политические события, жизненные и философские вопросы. Он был всегда откровенен и прям в суждениях, не стесняясь, выражал своё мнение и был за это очень уважаем.
Его жизнь оборвалась на самой высокой ноте, на самом пике карьеры, когда ещё было много нереализованных замыслов и планов. Он был полон сил и стремился реализовать всё это. Увы, не сбылось... Так повелось, что лучшие уходят, а посредственности остаются.
Последняя фотография Николаса:
Но остались его записи, которые говорят сами за себя. Они убедительно демонстрируют нам, почему появление этого талантливого музыканта было признано чем-то уникальным и поразительным.
И в этом его бессмертие.