Создание музыки без компьютера |
Начало XXI ознаменовано композиторским бунтом. И если раньше музыкант хотел быть членом группы и играть музыку, то теперь все хотят создавать и сочинять.
Что в этом плохого?
Собственно это неплохо, а очень даже хорошо с одной стороны. С другой стороны все это очень сильно напоминает бум появления так называемых ВИА в Советские времена. Тогда этот бум был связан с широким появлением электрогитар. А поскольку научиться играть три аккорда и пойти в группу может каждый, то это по всей видимости была альтернативой современному интернету.
То же самое наблюдается в современной музыке.
|
Дорийский лад |
Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор одна из популярнейших гамм,которая повсеместо используется в самых разных стилях.Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком.В джазе дорийский лад настолько распространнен,что считается основным,а натуральный минор рассматривается,как исключение.
Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы,если играть ее от II ступени.Однако поскольку я уже упоминал о недопустимости трактовать лад,как производное от гаммы,то прежде всего нужно запомнить его математическое строение.Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т.Запишем от ноты A:
|
Музыкальный размер |
Метки: музыкальный размер ритм |
Гармонизация хроматической гаммы. |
Метки: хроматическая гамма уроки гармонии |
Темп в музыке(размышления на тему) |
Темп в музыке, по всей видимости, является самой неопределённой и неоднозначной категорией, отвечающей за временные параметры.
Что такое темп?
Темп это скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Обратите внимание на слово абсолютный. На деле же темп оказывается относительным.
В отличие от метра и ритма, где существуют четкие предписания, когда и с какой громкостью брать ту или иную ноту, в темпе такой математический подход дает сбой.
Казалось бы, с изобретением метронома любые неоднозначности должны сойти на нет. Однако картина не меняется сотни лет со времен Бетховена. Сначала композиторы старались скрупулезно выписывать темп по метроному, но позже отказались от этой затеи. Какие еще вопросы связаны с темпом? Вагнер в свое время, например, заявил, что правильность интерпретации полностью зависит от удачно выбранного темпа. Верно ли это утверждение? Исходя из своего субъективного опыта, могу сказать, что оно верно на 90%.Остальные 10 это правильное понимание стиля музыки и все остальное.
Метки: темп |
Гармонизация мелодии основными трезвучиями лада. |
Видеоурок посвященный основам гармонизации мелодии тремя трезвучиями(T_S_D).
РРекомендации по гармонизации мелодии:
Метки: уроки гармонии |
Уроки гармонии.Четырехголосное изложение трезвучий. |
Видеоурок посвященный четфрехголосному расположению трезвучий.Рассматриваются тесное и широкое расположение,а также мелодические положения тоники,терции и квинты.
Нотные примеры:
Метки: Уроки гармонии |
Системы организации ритма |
В прошлой статье я рассматривал ритм в контектсе музыкального искусства.В этой статье хотелось бы рассмотреть системы организации ритма в музыке.
Как правило большинство музыкантов пользуются классической(тактометрической) системой организации ритма.Очень часто по этой причине музыкантам не удается уловить ритмику джаза,рока и т.д.,поскольку она построена на другой ритмической основе.Существует множество различных систем организации ритма.
Рассмотрим основные в хронологическом порядке:
Метки: ритм метр организация ритма |
Аккордовые метаморфозы |
Аккорд это основа любой гармонии,в любом стиле.Как правило изучение аккордов предшествует освоению других элементов гармонии.
Большинство музыкантов оперируют очень ограниченым количеством аккордов, поскольку считают,что аккорды это созвучия расположенные по терциям.Однако любое сочетание звуков количеством больше двух называется аккордом.
Существует несколько способов создания аккордов:
Интревальный это когда мы знаем интервальную схему аккорда и выстраиваем аккорд по этой схеме от необходимой ноты.Например формула увеличеного трезвучия большая терция + большая терция и если построить его от ноты D, то получим DF#A#.
Метки: Гармония аккорды |
Музыкальный ритм |
Временная организация музыки один из самых изменчивых элементов музыки. Существование ритма в музыке позволяет проводить аналогии с другими видами искусства, использующими ритм в качестве важного элемента выразительности.
Большую роль в формировании понятий и определений ритмической организации музыки сыграла поэзия. Для классической теории метра характерно заимствование определений заимствованных из теории стихосложения. Например, ритмическую организацию мотивов представляют в виде ямба, хорея и амфибрахия.
Такое переплетение понятий не случайно и возникает из необходимости хоть каким-то образом организовать самую загадочную вещь во вселенной – время.
Читать далее
Метки: ритмика теория музыки |
Учимся аранжировке.Урок 7.Ритмические паттерны(ч.2) |
Метки: аранжировка уроки аранжировки видеоуроки |
Элементы мелодики |
Элементы мелодии
Мелодия один из основных элементов музыки. И хотя существует огромное количество музыкальных стилей и направлений, в которых отсутствует мелодия все же мелодия остается самым главным приемом позволяющим “зацепить” и удержать внимание слушателя. Искусство написания запоминающейся и красивой мелодии раньше рассматривалось как непознаваемая часть музыкального гения не поддающееся описанию и развитию. Тем не менее, современная поп-музыка использует довольно ограниченное число приемов позволяющих создавать отличные мелодии.
Естественно, что кроме приемов существует огромное количество других факторов, таких как масштаб таланта, уровень образованности композитора, его слуховой опыт, вкус и наличие внутрислуховых представлений о конечном результате.
Любые приемы это лишь сухая схема вдохнуть жизнь, в которую может только композитор.
Viler Armonia выделяет следующие элементы мелодики:
|
Введение в гармонию.Основные виды аккордов |
Видеоурок посвященный основным видам аккордов.Рассматриваются: трезвучия,септаккорды,нонаккорды,ундецимаккорды,аккорды с добавлеными тонами и задержанием.
|
Уменьшенная гамма |
Очередная статья посвященная изучению гамм и ладов.В этой статье рассмотрим уменьшенную гамму.
Уменьшенная гамма относится к группе искуственно созданных ладов,а также входит в группу ладов ограниченой транспозиции О.Мессиана.
Уменьшенная гамма по всей видимости это наиболее ранняя из искуственно созданных гамм.Широкое распространение получила в творчестве Корсакова,Дебюсси,Стравинского.Однако наиболее часто ее можно услышать в современных джазовых и фьюжн импровизациях(а также у Dream Theater).
Уменьшенная гамма представляет собой чередование тона и полутона либо полутона и тона.В зарубежных изданиях их иногда разделяют на уменьшеную гамму(тон -полутон) и ПолутонТоновую.Однако такое деление излишне поскольку речь,как правило идет об одном наборе нот.
Два вида гамм от ноты С:
Метки: уменьшенная гамма |
Музыкальная интонация |
Понятие музыкальной интонации одно из важнейших в музыке.Правильное понимание интонации и умение с ней работать, необходимое условие для достижения профессионализма в любой сфере музыкальной деятельности.Композиторы учатся работать над развитием интонации,ее содержанием и индивидуальностью.Исполнители учатся передовать и интерпретировать заложеную в интонации мысль.
Интонация зарождается в мотиве( подробнее здесь ).Однако воперки распространненому мнению, что интонация должна быть элементом мелодии, интонация может проявляться на любом уровне музыкальной ткани( во многом благодаря проникновению интонации в ритм,гармонию и форму появилась современная музыка).
Метки: Музыкальная интонация интервалы |
Блюзовая импровизация |
Блюзовая импровизация это разновидность этнической импровизации. Изначально принципы по которым строились импровизации ранних блюзменов были очень похожи на принципы импровизации раги,макама и т.д.
Поскольку блюз зарождался как вокальное искусство, то какое либо гармоническое сопровождение отсутствовало и все опиралось на модус( в блюзе это пенатоника с пониженными(blue) ступенями).
В результате основным средством развития в блюзе стала фразировка по принципу вопрос ответ.Данный тип фразирования характерен для архаичного и традиционного блюза.Поскольку вокал в блюзе был всегда первичен( в отличии от джаза), то и многие приемы звукоизвлечения изобретены с одной целью приблизиться к звучанию голоса.
После проникновения европейских элементов в негритянскую музыку,блюз обрёл гармоническую составляющую,а позже и форму. Появления гармонии также отразилось на блюзовой импровизации.
Читать далее блюзовая импровизация
Метки: блюзовая импровизация импровизация |
Основы полиритмии |
Полиритмия - сочетание различных пульсаций в рамках одного метра(размера).Также полиритмия характерезуется как отсутсвием единой мельчайшей длительности ( например восьмая или шестнадцатая) в рамках определенного размера.
Явление полиритмии встречается как в академической,так и в народной музыке.Считаю нужным уточнить различия между этими двумя типами полиритмии.
Метки: полиритмия ритмика |
Учимся аранжировке.Урок 6.Ритмические паттерны.Часть 1. |
В этом уроке разбираются наиболее распространненые ритмические соединения барарбонов и бас гитары в различных стилях.Этот урок посвящен традиционным и джазовым ритмам.
|
Louis Prima – Bouna Sera.Анализ аранжировки |
Песня Buono Sera интересный образец сочетания двух разных стилистик исполнения в одной песни для создания контраста. В данной песне сталкивается традиционная музыка (хабанера) и современная тому времени, когда вышел альбом(1956,рок-н-ролл, буги-вуги).
Поскольку для того времени было нехарактерно сочетание разных стилистик можно сказать, что это яркий образец творческого подхода к аранжировке. В последствии этот приём станет основой целого направления в классической музыке (полистилистика). Намеренное сталкивание шаблонных аранжировок в одном произведении позволяет создавать новое звучание, поскольку при сопоставлении одного стиля с другим каждый из них приобретает новый смысл.
Песня начинается с уверенного, четкого вступления, которое выдержано в ритме румбы. Во вступлении сразу показаны все инструменты ритм-секции: барабаны, бас, акустическая гитара, фортепиано (выполняет смешанную функцию).
Мажорная гармония и сольные вставки фортепиано сразу создают необходимую атмосферу кубинского танца. Базовый ритм хабанеры:
Читать далее
Метки: аранжировка |
Хроматическая гамма |
Последовательность из 12 полутонов не имеющая тонального центра называется хроматической гаммой.Термин хроматика означает цвет,что может подразумеваться,как палитра художника.Хроматическая гамма имеет несколько различных разновидностей и существует в самых различных музыкальных системах.
Развитие хроматики идет от диатоники к гемитонике(система из 12 равных полутонов).Между этими двумя крайними системами находяться 6 разновидностей хроматики(классификация В.М.Барского).
1.Модуляционная хроматика
Возникает в местах постепенной смены тональности.В результате активного модулирования в мелодики по сути образуется хроматическая гамма,однако если проанализировать функции ступеней,то становится понятно,что это смешение двух диатоник(например при модуляции из C в C# будут задействованы 12 нот,но слух будт воспринимать это движение только внутри тональности).Поэтому модуляционная хроматика считается наименьшим проявлением хроматизации.
2.Субсистемная хроматика
|