-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 20210
Комментариев: 1290
Написано: 21764


Гравюра/Линогравюра/Ксилография/Сериография

Четверг, 24 Октября 2019 г. 23:33 + в цитатник

Гравюра (от франц. graver — вырезать) — тип графического изображения, созданного с помощью печати. Оттиски получают нанесением на бумагу изображений с доски, каждое из которых является эксклюзивным произведением.

229811 (422x600, 190Kb)

В искусстве гравюры различают следующие виды:

— линогравюра — выступающее изображение, которое создается нанесением краски на линолиум толщиной до 5 мм и последующим оттиском на бумагу. Позволяет создавать работы большого масштаба с  чёткими контрастами белого и черного.

— ксилография — старейший вид гравюры, получивший распространение на Дальнем востоке еще в VII веке. Заключается в получении оттиска с деревянной доски. До изобретения этого вида гравюры в  качестве поверхности для нанесения краски использовали камни.

— резцовая гравюра — гравюра на медной пластине. Известна с первой половины XV века. Рисунок на  метал наносят острыми резцами. После чего валиком заполняют возникшие борозды краской. Фон очищают от чернил и делают оттиск получившегося рисунка на бумагу.

— офорт (от фр. eau-forte — «крепкая вода») — гравюра на металле, изобретенная в XVI веке. Изображение сначала процарапывают на металлической пластине с помощью иглы. На углубления отдельных фрагментов наносят кислоты, после чего заполняют их краской и создают отпечаток с помощью специального станка на влажной бумаге. К разновидностям офорта относят пунктир, сухую иглу,  меццотинто, аквантину, резерваж и мягкий лак. Они разнятся между собой способом нанесения рисунка на металл.

— гравюра на картоне — наиболее технологически доступный вид получения графического изображения с помощью оттиска. Картину создают, прикладывая к бумаге вырезанные из картона и покрытые краской детали.

— сериография (от лат. serikus — шелк) — метод получения множества оттисков одного принта хорошего качества с помощью шелковой сетки.

Яна Сасина

70 (500x94, 28Kb)

Линогравюра

Линогравюра — способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.

662405 (700x580, 155Kb)

Пабло Пикассо. Натюрморт с бокалом под лампой. 1962

Описание техники линогравюры. Изготовление оттисков начинают с нанесения рельефа на фрагмент линолеума толщиной от 2,5 до 5 мм. Рисунок в зеркальном отражении вырезается острым ножом или V-образной стамеской. После этого лист с помощью валика покрывается краской того же типа, что используется в ксилографии. При этом стоит учитывать, что большое количество краски может залить мелкие детали, а из-за слишком малого некоторые участки могут остаться непропечатанными. На  прокрашенную поверхность кладут лист бумаги и прижимают к матрице прессом или вручную.

662407 (552x700, 123Kb)

Анри Матисс, «Флорентина» (1938). Частная коллекция

Нюансы линогравюры. Линолеум — гладкий материал без направляющей текстуры, поэтому его можно резать в любом направлении. И хотя мягкость значительно облегчает резьбу, она зачастую усложняет прорезывание тонких линий.

Цветные линогравюры можно печатать, вырезая отдельные матрицы для каждого задуманного цвета, как в гравюре на дереве. Или, как продемонстрировал Пабло Пикассо, можно использовать один кусок линолеума: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Благодаря простоте и дешёвым материалам этот метод широко используется в школах, чтобы познакомить детей с искусством эстампа. Начинающие и непрофессиональные художники также часто начинают с линолеума, прежде чем перейти к дереву. Поскольку этот материал относительно тонкий и  мягкий, получить оттиск на бумаге можно и без печатного станка, а вручную — например, прижав тыльной стороной деревянной ложки.

390649 (635x700, 323Kb)

Под милашкину гармошку... Борис Михайлович Кустодиев. 1927, 30×27 см

Интересные факты о линогравюре. Техника широко распространилась благодаря Пабло Пикассо и Анри Матиссу. Первым из русских художников линогравюру применил Николай Шевердяев, чьи работы выставлялись в Париже в 1907 году. В 1911 году чешский эмигрант Войцех Прейсиг впервые представил  «линолеумную гравюру» в Нью-Йорке. В своих публикациях о линогравюрах в 1926 — 1929 годах художник и гравёр Педро Жозеф де Лемос ввёл новые методы для цветной печати, в том числе — первоначальное печатание ключевых блоков.

Линогравюру использовали в своём творчестве Мауриц Корнелис Эшер, Иван Павлов, Борис Кустодиев,  Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Яков Гниздовский, Георг Базелиц и многие другие. Сегодня линогравюра популярна среди уличных художников.

407183 (577x700, 340Kb)

Женщина в шляпе. Пабло Пикассо. 1962, 63.5×52.5 см

572403 (700x532, 161Kb)

Пристань ночью. Алексей Федорович Фищенко. 1956-е , 280×380 см

174716 (678x700, 160Kb)

Лунный свет. Василий Кандинский. 1907

636369 (700x565, 132Kb)

Книжный знак Бастиана Киста. Мауриц Корнелис Эшер. 1916, 10.3×12.3 см

415368 (514x700, 64Kb)

Эмблема журнала Юность. Стасис Альгирдо Красаускас

482295 (501x700, 99Kb)

Портрет Василия Кандинского. Габриель Мюнтер. 1906, 24×17 см

518009 (700x593, 272Kb)

Тишина. Адольф Александрович Шевченко. 1988, 55×64 см

Яркие примеры линогравюры. «Женщина в шляпе» (19632) была именно тем отпечатком, который Пикассо создал одной матрицей, а не множеством блоков для каждого цвета. Он начал с самого светлого цвета и закончил самым тёмным. В 2015 году портрет его жены и музы Жаклин Рок был продан на  аукционе Christie’s в Лондоне за 461 тыс. 617 долларов.

Яна Сасина

70 (500x94, 28Kb)

Ксилография: Гравюра на дереве

Древнейшая из техник — гравюра на дереве — стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства,  которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.

462705 (520x700, 276Kb)

Четыре всадника Апокалипсиса. Из серии Апокалипсис. Альбрехт Дюрер. 1496, 39×28 см

Описание техники ксилографии. Это процесс создания рисунка на поверхности деревянной доски с  помощью ножей и других инструментов. Его можно нарисовать непосредственно на блоке или перенести с листа бумаги, закрасив мелом или графитом тыльную сторону, приложив к панели и проведя по линиям рисунка стилусом. Графит оставляет следы на поверхности, печатник стамеской, долотом или ножом аккуратно вырезает те участки, на которые не должны попасть чернила.

На полученный рельеф (вот почему гравюры на дереве относятся к группе техник, называемых рельефной или высокой печатью) с помощью штемпельной подушечки или валика аккуратно наносятся чернила. После этого блок переносят на печатный станок, на его покрытую чернилами поверхность кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом (для получения ранних рельефных отпечатков матрицу, по-видимому, просто прижимали к бумаге рукой, не заботясь о равномерном распределении чернил).

116776 (700x626, 107Kb)

Две женщины на берегу. Эдвард Мунк. 1906

Нюансы ксилографии. Деревянные блоки обычно изготавливают из мягких пород дерева, таких как груша. Панели высушивают в естественных условиях для снижения уровня влаги в древесине, что предотвращает коробление и растрескивание.

Размер деревянного блока зависит от изображения, но в конечном итоге ограничен параметрами печатного станка. Поэтом большие гравюры печатались по фрагментам, которые затем соединялись вместе. Блоки маленьких размеров менее подвержены растрескиванию из-за старения или давления в  процессе печати. Толщина блока также имеет значение для простоты использования и предотвращения износа (идеальная — около 2,5 см).

Одно из отличий ксилографии от других техник изготовления печатных изображений в том, что на бумаге отпечатывается остаточная текстура древесины, из которой изготовлен блок.

660159 (700x622, 272Kb)

Школа верховой езды. Франц Марк. 1913, 27×29 см

Интересные факты о ксилографии. В середине XVII века японские художники использовали деревянные блоки для печати гравюр укиё-э («плывущий мир»). При создании первой печатной формы оригинальный рисунок тушью крепился к доске и при вырезании областей уничтожался. Затем на пробных чёрно-белых отпечатках художник отмечал нужные цвета, а резчик делал необходимое количество печатных форм,  соответствующих одному цвету или тону. После этого их поочерёдно прижимали к влажной рисовой бумаге.

Яркие примеры ксилографии. Самый известный пример виртуозного использования гравюр на дереве  — серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера. Художник также выиграл суд против венецианца Маркантонио Раймонди, который скопировал доски вплоть до авторской монограммы AD. Это первый в истории судебный иск о защите интеллектуальной собственности.

403115 (700x470, 238Kb)

Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай. 1832, 25.7×37.9 см

60041 (472x700, 87Kb)

Цветущий сливовый сад в Камейдо. Утагава Хиросигэ. 1857, 33.7×22 см

60077 (465x700, 97Kb)

Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо". Утагава Хиросигэ. 1857, 33.8×22.1 см

463161 (518x700, 277Kb)

Христос, несущий крест. Альбрехт Дюрер. 1497, 39×28 см

223456 (700x396, 86Kb)

Жена короля. Поль Гоген. 1899, 16×30 см

209975 (605x520, 54Kb)

Юстиция. Ксилограф из печатни Эстивиль в Барселоне. 1860, 8×10 см

660166 (700x640, 285Kb)

Троице-Сергиева лавра. Владимир Андреевич Фаворский. 1919

В технике ксилографии также выполнены знаменитые работы «Большая волна в Канагаве» (1832)  Кацусики Хокусая, «Цветущий сливовый сад в Камейдо» и «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ» (обе — 1857) Утагавы Хиросигэ, повлиявшие на живописную манеру Винсента ван Гога.

70 (500x94, 28Kb)

Сериография

Cериография (от лат. serikus — шелк) — метод получения множества оттисков одного принта хорошего качества с помощью шелковой сетки. Также этот термин называют «шелкографией».

Определенные участки сетки покрыты специальным веществом, которое не пропускает краску на  плоскость. Основой для техники стала трафаретная печать. В процессе используют всевозможные краски, которые во время нанесения могут смешиваться, создавая новые оттенки. Изображение могут наносить на разные поверхности, в том числе, и холст. Этот способ активно использовали представители поп-арта. Так, Энди Уорхолл (Andy Warhol) с помощью сериографии создал серию портретов Мерлин Монро. Помимо этого сериография является инструментом для тиражирования рекламной продукции и  плакатов.

229854 (695x700, 226Kb)

В дизайне интерьера сериография вышла на передовую. Ведь таким образом дорогие работы стали доступными для обывателей. С одной матрицы получают до нескольких сотен картин. Причем копия может быть авторской, то есть заверяться подписью художника. Противники современного способа создания произведений обвиняют сериографию в попытке пустить искусство на поток, так как, не смотря на  качество, копия есть копия.

Яна Сасина

artchive.ru

70 (500x94, 28Kb)

Рубрики:  Искусство
ХУДОЖНИКИ
ИСТОРИЯ и ИСТОРИИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку