Музей и Парк Туркестанского Военного Округа/Братские могилы |
ТуркВО
Туркестанский военный округ (ТуркВО) — военный округ (ВО) Вооружённых сил Российской империи и СССР на территории российской (советской) Средней Азии и Казахстана. Округ создан во время военной реформы 1874 года, проводимой в России министром Д. А. Милютиным, когда вся территория России была разделена на 14 военных округов.
Карта военных округов. 1913 г.
Первым командующим войсками Туркестанского военного округа (1867—1882) был Константин Петрович фон Кауфман. Командующий войсками округа одновременно занимал должности Туркестанского генерал-губернатора и войскового наказного атамана Семиреченского казачьего войска. 26 декабря 1897 Закаспийская и Семиреченская области перешли из ведения Военного министерства и МВД соответственно в Туркестанский военный округ и были подчинены главному надзору Туркестанского генерал-губернатора.
Константин Петрович фон Кауфман
После прихода к власти большевиков и образования 30 апреля 1918 года Туркестанской Автономной Республики в составе России Туркестанский военный округ был заново образован 4 мая 1918 года на территории Закаспийской, Сырдарьинской, Семиреченской, Самаркандской и Ферганской областей Туркестанской Автономной Республики.
Практически сразу после повторного образования округа на его территории начались активные боевые действия: 9 июля 1918 года в связи с активизацией басмаческого движения, Ферганская область была объявлена на военном положении. 7 декабря 1918 года был создан оперативный штаб Ферганского фронта во главе с П. Д. Крутиковым.
В связи с активными боевыми действиями, ведущимися на территории округа, его функции 7 марта 1920 были возложены на управление Туркеста́нского фронта, а округ фактически упразднён. Также как и ранее штаб округа штаб Туркестанского фронта находился в Ташкенте.
Приказом РВС СССР No.304 от 4 июня 1926 г. Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ, включивший территории Туркменской и Узбекской ССР, Киргизской и Таджикской АССР. В связи с изменениями административно-территориального деления республик и областей Средней Азии по состоянию на август 1940 г. в состав округа входили Казахская, Киргизская, Таджикская, Туркменская, Узбекская ССР. Штаб округа находился в г. Ташкенте.
Здание штаба ТуркВО, Ташкент, 1977 год.
Повторно Туркестанский военный округ (ТуркВО) был создан 9 июля 1945 при разделении Среднеазиатского военного округа (САВО) на Туркестанский и Степной (в 1946 включён в ТуркВО) ВО. Командование округа располагалось в Ташкенте.
После ряда реорганизаций, проведенных в конце 60-х годах XX века к 1983 году Туркестанский военный округ охватывал территорию Узбекской ССР и Туркменской ССР.
Округ был расформирован 30 июня 1992 года, в связи с распадом Советского Союза. Войска округа были разделены между 5 новыми странами Центральной Азии: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.
МУЗЕЙ и ПАРК
В 1965 году, в Ташкенте, был образован Музей вооруженных сил. Довольно богатая экспозиция музея охватывала всю историю развития Вооруженных Сил и военного дела народов, населяющих Центральную Азию (Туркестан). В Музее экспонировались: оружие, военные флаги и прочая военная атрибутика. Имелась экспозиция, посвященная участию воинов Узбекистана в Великой Отечественной войне. Экспозиция "На страже независимого Узбекистана" знакомила с материалами, рассказывающими о видах и родах войск, о жизни военнослужащих, их боевой и военно-политической подготовке.
Центральный музей Вооружённых сил
В мае 1975 году, в честь 30-летия победы СССР в Великой отечественной войне, перед зданием Музея истории ТуркВО, был открыт «Парк боевой славы»:
В центре парка перед зданием «Истории ТуркВО», переименованного после 1991 года в «Музей Вооруженных Сил», возвышался шестиметровый монумент «Защитнику южных рубежей» работы скульпторов В. Артамонова и архитекторов Л. Адамова, А. Афанасьева и А. Морозова:
В 1991 году памятник был переименован в монумент «Защитнику Родины»:
На аллее перед монументом находились бюсты, символизирующие представителей разных родов войск:
Танкистам:
Пехотинцам:
Разведчикам:
Связистам:
Медикам:
Артиллеристам:
Летчикам:
Морякам:
Сапёрам:
Десантникам:
Партизанам:
Рядом с Парком боевой славы находился Музей под открытым небом. Там располагались экспонаты в виде настоящих пушек, танков и прочей военной техники.
В ноябре 2009 года монумент «Защитнику Родины» в Ташкенте был демонтирован.
Все образцы военной техники: макет реактивного самолёта Миг-21, "Катюша", танк Т-34, БМП-2, самоходная установка СУ-100, а также образцы артиллерийской военной техники: пушки различных калибров полевой, армейской и противовоздушной артиллерии, пулеметные установки и т. п., состоявшие на вооружении Советской Армии, были демонтированы и отправлены на переплавку в Бекабадский Металлургический Комбинат. Также был демонтирован танк Т-62 во дворе штаба ТуркВО и самоходная гаубица у въезда в автомобильную часть, около штаба ТуркВО.
12 января 2010 года в обновлённом после реконструкции парке «Боевой славы» («Жасорат») был открыт новый монумент «Клятва Родине». Монумент работы скульптора Равшана Миртаджиева высотой 12 метров представляет собой стоящую под флагом Узбекистана скульптуру коленопреклоненного солдата, присягающего на верности Родине. На стеле, стоящей позади скульптурной композиции, изображена молящаяся мусульманская женщина, олицетворяющая мать, благословляющая сына. Этот монумент по предложению президента Узбекистана Ислама Каримова, принимавшего участие в его открытии, был назван «Клятва Родине» - «Ватанга касамёд»:
Надпись на постаменте, выполненная латиницей на узбекском языке гласит, что в соответствии с указом Президента Узбекистана и Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Республики Узбекистан Ислама Каримова от 6 сентября 1991 года была образована армия Узбекистана, а день 14 января в соответствии с законом от 29 декабря 1993 года провозглашён «Днем защитников Родины:
БРАТСКИЕ МОГИЛЫ
Особой болью пронеслась над народами СССР Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ташкент не был прифронтовым городом, он был прифронтовым госпиталем, в который привозились раненые солдаты для лечения, и многие из которых навеки остались здесь, в этой земле.
Генерал Сабир Рахимов:
"Братские могилы" в Ташкенте - это воинское кладбище, на котором в годы Великой Отечественной войны хоронили умерших раненых, которых не смогли спасти в Ташкентском госпитале. Позднее там был построен памятник "Скорбящая мать" в честь погибших воинов. К мемориалу ведет алея городов-героев. Под каждым мраморным постаментом с названием города лежит горсть земли из этого города. После войны на кладбище продолжали хоронить героев Советского Союза, умерших в Ташкенте после войны. На их могилах ставились бронзовые бюсты похороненных героев.
Мемориал "Братские могилы" в Ташкенте:
Герой Советского Союза БАБАЕВ Батыр Давранович:
Герой Советского Союза УМАРОВ Шодмон Умарович:
Герой Советского Союза МАТВЕЕВ Федор Иванович:
Герой Советского Союза КОВТУН Павел Максимович:
Герой Советского Союза НОВИКОВ Василий Корнеевич:
Герой Советского Союза ЗАВРАЖКОВ Николай Николаевич:
Герой Советского Союза РЖЕВСКИЙ Павел Максимович:
Герой Советского Союза ОРТЫНСКИЙ Николай Игнатьевич:
Герой Советского Союза АБЗАЛОВ Рем Абзалович:
Герой Советского Союза КОШЕЛЕВ Михаил Темофеевич:
Герой Советского Союза ЮФИМОВ Иван Степанович:
Герой Советского Союза РОДЕНКО Константин Герасимович:
Герой Советского Союза ШИБАЕВ Михаил Петрович:
Герой Советского Союза СЕРДЮКОВ Иосиф Ильич:
Герой Советского Союза КУЗНЕЦОВ Виктор Петрович:
Герой Советского Союза ГУЛИН Юрий Иванович:
Герой Советского Союза РЗЯНИН Денис Филиппович:
Герой Советского Союза ПОНОМАРЕВ Павел Сергеевич:
9 мая на "Братских Могилах" в Ташкенте:
хВВ
Воспоминания ташкентцев:
Через год после землетрясения вместо практики нас пристроили в строительную организацию, где мы трудились электриками 1 разряда. Работали на Кара-Камыше, только-только начинавшемся, и еще куда пошлют. Одним из таких мест была авто-база, неподалеку от нынешних братских могил. Тогда там было довольно запущенное кладбище, за забором которого располагалась частная столовая, где мы питались. Очень удивляло, что, в общем-то, в центре города такая запущенность. И вот его реконструировали, превратив в очень впечатляющий мемориал. Не помню кто из моих знакомых рассказывал, что его отец, умерший после войны, похоронен на этом кладбище.
Такое ощущение, что это единственный не тронутый ни временем, ни людьми уголок Ташкента и спасибо за это. Кладбище, находящееся на Волгоградской когда-то было за чертой города. Это старое еврейское кладбище из 2-х частей. Одна часть это для бухарских евреев, а более старая - для ашкеназских или европейских. Я помню в детстве, когда хоронили моего дедушку - 53г. там не было асфальта, а только по коленки пыльные тропинки. Даже не было огорожено - не город. Потом, когда Ташкент прирос Чиланзаром, начали наводить порядок.
Первые захоронения этого кладбища относятся к началу войны, когда в Ташкенте начали умирать эвакуированные с запада СССР, в значительном числе — евреи. Восточная часть кладбища, примыкавшая к школе, это 42-44 гг. Папа, умерший в 50-м похоронен примерно в центре еврейской карты. После войны на нем открыли и православную, севернее, в направлении будущего Чиланзара. А западная карта, из которой сделали мемориал — это не братские могилы, а захоронения документированные военнослужащих, умерших в ташкентских госпиталях. Когда сделали мемориал, установили одинаковые надгробья, на многих есть имена. По крайней мере, внешне — так, а что там на самом деле, кто знает? Кроме отца, у меня на этом кладбище похоронены: бабушка (1957), прабабушка (1958), дядя, капитан бронетанковых войск, погибший в 1962 г. во время учений, сестра деда (1957), еще какие-то более далекие родственники, умершие до моего рождения. В начале 60-х кладбище закрыли для захоронений, открыли новое на Домрабаде. Но, как водилось при тех обычаях, за взятки продолжали хоронить. У меня была проблема с мамой. Хотя отец умер в декабре (когда погоды, сами понимаете?.. ) она взяла в привычку ходить на кладбище в начале мая, видимо в мейнстриме толпы православных, отмечающих «Родительский день». А потом появился более благовидный предлог — 9 мая. Это, уже в пору «липовых маршалов», когда День победы сделали госпраздником. В это время на кладбище вырастала трава по пояс, вызывавшая у меня сильную аллергию. И я много лет воевал с мамой, пока не приучил ее ходить на могилу к отцу, когда трава сгорит…
Тут был госпиталь
О том, чтобы в Ташкенте появился комплекс «Братские могилы», в свое время очень хлопотала заслуженный деятель искусств, оперная певица Рафаат Сулеймоновна Кучликова.
- «Во время войны я была еще совсем маленькой девочкой, - рассказывает она. - На том месте, где сейчас находится комплекс «Братские могилы», раньше располагался госпиталь. Там лежал и мой дядя. Одно из самых сильных воспоминаний моего детства – как я носила ему еду. Шла пешком, а ведь это было огромное расстояние, которое приходилось преодолевать ежедневно. В госпитале было очень много раненых, и все они меня просили в следующий приход захватить что-нибудь и для них. Кому махорку, кому фрукты, кому сладкое и булочки. Бывало, приношу – а мне говорят, что солдата уже нет. Не дождался. Сколько умирало - страшно вспоминать. Война не обошла стороной и мою семью, отняв двух братьев, а сразу после ее окончания не стало и мамы. Так что для всех нас все, что связанно с теми страшными событиями, - священно. Уже в 1950-е годы мы вместе с Бернарой Кариевой (узбекская балерина) побывали в Литве. И в одном литовском поселке, мы, гуляя, вдруг увидели урючное дерево. Подбежали к нему – и увидели семь мраморных плит – под деревом были могилы воинов. Я взяла плато-чек, чтобы протереть плиты – но на них не оказалось пыли! Так бережно там относились тогда к памяти погибших солдат. В тот же вечер у нас был концерт, и я должна была петь… Вышла на сцену – а перед глазами эти могилы. Слезы комом подошли к горлу, слова сказать не могу. Стою и плачу… А сколько в тот день было цветов! Мы их потом с Бернарой отвезли на могилки», - рассказывает Рафаат-апа.
Оперная певица вернулась в Ташкент и начала настаивать на создании в Узбекистане мемориального комплекса «Братские могилы». Шараф Рашидов (в то время Первый секретарь ЦК КПСС Узбекистана) дал добро, и на том месте, где был госпиталь, стали строить памятник. В советское время он был главным мемориальным комплексом Узбекистана, и к нему поистине не зарастала народная тропа.
Рафаат Кучликова. Чио-Чио-сан моя жизнь
Москва, декабрь. Вокзал. Веселая компания из молодых людей, стоя на перроне под огромными часами, провожают своего друга-поэта в Винницу. Идет необыкновенный снег - крупный, искрящийся. Тихонько заиграла гитара, и парни с девушками в четверть голоса стали напевать: «Та зеленая скамья, я признаюсь без вранья, даже в стужу согревала непутевого меня». Среди голосов неожиданно выделился один – девичий. Звонкий и чистый, он постепенно остался звучать в одиночестве, остальные просто с упоением слушали его. Тут к обладательнице прекрасного голоска подходит молодой человек с гитарой, снимает с себя малиновый шерстяной шарфик и укутывает девушке с азиатской внешностью горло и рот, приговаривая: «Боже мой! У нас захудалая хористочка лишний раз в не отапливаемом зале не споет, а она с таким-то голосом на улице, в мороз!». Это было конец 50-х годов. Молодого человека звали Булатом Окуджавой, а девушку – Рафаат Кучликова.
Заслуженная артистка Узбекистана, солистка оперного театра Рафаат Кучликова, с нежностью и трепетом вспоминает эти незабываемые встречи с людьми, которые ознаменовали своим творчеством, целую эпоху. Первый космонавт на Земле Юрий Гагарин, композиторы Мухтар Ашрафи, Вано Мурадели и Тихон Хренников, режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, бард Булат Окуджава… Биография настоящего артиста всегда изобилует вот такими подарками общения, которые значат для человека порой куда больше, чем нажитое добро. Но не только этим может гордиться Рафаат Сулеймановна. Ее жизненный путь настолько интересен сам по себе, настолько ярок, а иногда и поучителен, что заслуживает особого внимания. Потому как именно такие люди и являются хранителями духовности и высокой культуры у каждого народа. К счастью, в Узбекистане это целая плеяда великих писателей, композиторов, артистов, к числу которых можно отнести и Рафаат Кучликову, пятьдесят пять лет блиставшую со своим лирическим сопрано на сцене ГАБТа имени Алишера Навои. Восхищение ее талантом не имело границ, поклонники слали восторженные письма и признания в любви со всего постсоветского пространства. Ее Микаэле в «Кармене», Татьяне в «Евгении Онегине», Маргарите в «Фаусте», Джамиле в «Лейли и Меджнун» и, конечно же, Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй», о которой особый разговор, рукоплескали и государственные мужи, и видные общественные деятели, и простые колхозники.
Всегда интересны истоки подобного вокального дара. Откуда все начиналось? Генетическая ли предрасположенность или острое желание стать певицей? И то и другое сыграло в судьбе Рафаат Сулеймановны определенную роль, а характер этой волевой женщины закалила сама жизнь.
В семье Кучликовых подрастало 8 детей. Их было больше - 13, но, учитывая всю трудность положения, в котором оказалась мать будущей певицы в жестокие и противоречивые 30-е годы, выжили не все.
Десять лет, как пронеслась кровавым смерчем гражданская война, разделившая население на правых и левых. Казалось, что все уже позади, и ничто не мешает строить большое новое государство под лозунгом: «Вся власть Советам!». Однако набиравшему силу тоталитарному режиму мешали вчерашние герои, среди которых оказался и отец Рафаат – Сулейман Кучуков. В прошлом, этот никогда неунывающий азиат с озорной улыбкой и сильным характером, которые потом переняла его дочь, возглавлял контрразведку у князей Романовых. Имел множество наград: четыре Георгиевских креста, ордена Святой Анны и британской королевы Елизаветы. Российский император Николай II лично вручал ему орден за проявленную храбрость. К сожалению, сегодня непросто описать все заслуги этого человека, сама Рафаат Кучликова знает о своем отце только из рассказов близких людей да из куцых документальных сведений.
– "Папа был сиротой, мальчиком его случайно нашел на базаре один башкирский купец и воспитал его, – делится воспоминаниями об отце артистка. – Более того, увидев в нем природный ум и способность к языкам, оплатил учебу в Клюевском кадетском корпусе. Отец прекрасно играл на рояле, на дутаре, как и на любом узбекском инструменте, многие из которых долгое время хранились у нас дома. Еще он любил лошадей. Создание ипподрома в Ташкенте – это его заслуга".
Заразившись идеями социализма и решив остаться на своей родной земле, Сулейман после отступления белогвардейцев стал на сторону Красной армии и даже получил награду из рук самого Фрунзе. Однако это его не спасло от расправы. Вызвав Сулеймана Юсуфовича якобы на повышение в Москву, его тело потом было найдено растерзанным на железнодорожных путях. Но надо отдать должное принципу «кнута и пряника» тогдашней политики – Кучуковы, переименованные в Кучликовы, не стали родственниками врага народа: все дети получали персональную пенсию от государства, на что, собственно, они и жили. В доме родителей нашу героиню с детства окружала музыка, потому не мудрено, что сначала запела сестра Ойниса, а потом и Рафаат заявила о своем таланте, разыгрывая в подражании Любови Орловой музыкальные сценки из кинофильма «Цирк».
А потом началась война. Два старших брата сразу ушли на фронт. Наступило время карточек и голода, когда, казалось, не оставалось времени на музыку. Но именно пение и просмотр лент с Целиковской и Ладыниной помогали выжить в те годы испытаний. Девочки Кучликовы бегали помогать в госпиталь смотреть за раненными, кто-то пошел работать на заводы и детские сады. Но все жили дружно, делясь с последним.
Однажды у соседки пропали карточки на питание, так Рафаат сэкономила свой утренний паек и в конце недели принесла бедной женщине свои полтора бублика с ложкой джэма. В те суровые дни и радости, и горести делились поровну на всех. Нужно было дожить до победы, причем дожить всем. А маячком светили жизнеутверждающие фильмы, кстати, снимаемые в Ташкенте.
- "Помню, однажды прибежала в госпиталь с новой песней «Темная ночь», которую школьницей услышала на съемочной площадке Ташкентской киностудии, где снимали известный фильм “Два бойца”, — вспоминает Кучликова. - Вдруг сзади кто-то обнял меня и прижал к своей щетинистой щеке, подхватив песню своим красивым голосом с незабываемой хрипотцой. Потом я узнала, что это был знаменитый Марк Бернес, который не поскупился на похвалу…".
Да, у Рафаат и ее сестры Ойнисы, также ставшей оперной певицей, были достойные учителя. Первая оперная певица Узбекистана знаменитая Халима Насырова души не чаяла в своих талантливых ученицах, более того после удачного дебюта самолично осыпала их цветами. Рафаат, к слову, исполнила весь лирико-драматический репертуар Насыровой, прославившейся блестящим исполнением партии Норгуль в опере Ашрафи и Василенко «Буран» и партии Син-Дун-Фан в опере «Улугбек». Кстати, работа над последним образом китайской принцессы, влюбленной в великого астронома, целиком захватила артистку. К примеру, чтобы по-настоящему ощутить атмосферу исторической эпохи Улугбека, она не раз летала в Самарканд на могилу великого ученого-просветителя и в его обсерваторию. А потом в 1958 году полетела в Москву в Большой театр к самой Елизавете Владимировне Шумской, примадонне с удивительным голосом, чтобы та научила ее своему вокальному мастерству.
- "И вот я живу в гостинице «Москва», беру уроки у Шумской, интенсивно занимаюсь, - рассказывает Рафаат Сулеймановна. - А в соседнем номере каждый вечер собирается компания. Слышен смех, пение под гитару. Я подумала, что какие-то хулиганы собрались, но спустя некоторое время, когда познакомилась, оказалось, что в этом номере жил поэт из Винницы Василий Юахимович. У него собирались друзья, а сердцем компании был Булат Окуджава…".
Шарфик, подаренный тогда на вокзале Рафаат Сулеймановна, с которого и началось наше повествование, певица будет помнить всю жизнь. С Булатом Окуджавой она потом встречалась еще не раз, приезжая в Москву. И каждая встреча с ним оставляла ощущение душевного тепла.
- "У него я научилась быть камерной, - говорит Кучликова. – Он часто повторял: «Пой тише, тебя все равно услышат, главное, чтоб с душой». Булат сам всегда пел с душой. Петь - для Рафаат всегда было огромным наслаждением, без которого она свою жизнь просто не представляла. И когда однажды возникла опасность потерять голос, она пошла на настоящий подвиг.
Так, во время гастролей театра в Сибири Рафаат сильно простудилась, начал развиваться менингит. Потребовалось настолько быстрое хирургическое вмешательство, что артистку самолетом доставили в Москву, в Боткинскую больницу. Предстояла сложная операция под общим наркозом. Но одна из медсестер вдруг проговорилась: применение наркоза может лишать певицу голоса. По требованию Рафаат, сложную и мучительную операцию проводили лишь под местным обезболивающим, чтобы только сохранить голос, это сокровище дарованное природой. И хирург, имевший военную практику, только поражался мужеству своей хрупкой пациентки.
Поражались силе воле и решительности Рафаат Кучликовой все, кому посчастливилось общаться с этой обаятельной женщиной. А надо сказать, что ее творческая деятельность никогда не ограничивалась одной только сценой столичного театра и записями на радио. Она чувствовала острую необходимость рассказывать людям об искусстве, о том, что она так беззаветно любила и продолжает любить. Так ею была организована агитационная бригада, с которой артистка ездила по областям Узбекистана.
– "Я объездила всю республику, и пианино с собой куда могла возила. Объясняла простым людям, кто такой Бах, кто такой Моцарт, что такое опера. Там, куда нельзя было привезти инструмент, мне либо на баяне подыгрывали, либо на чанге тональность давали, и я пела, – продолжает делиться воспоминаниями певица, которую слышали воины-пограничники, чабаны Сурхандарьи, хлопкоробы Бухары, Самарканда, нефтяники Газли, строители и энергетики. – Однажды, в высокогорном селении под Термезом, после моего выступления на импровизированную сцену поднялся слепой старик. Он прикоснулся к моему лицу и сказал: «Спасибо, доченька! Такого голоса и такого пения я в своей жизни никогда не слышал».
Ну а лучшей своей партией Рафаат Кучликова считает партию мадам Баттерфляй из одноименной оперы Пуччини.
– "Чио-Чио-сан – это, наверное, моя жизнь. Потому что когда я выходила петь главную арию, то даже ощущала соленый запах океана. Хоть мне и не довелось побывать в Японии, но я всем сердцем чувствовала эту загадочную, но почему-то такую родную для меня страну".
«Пуччини по праву называют певцом женской души, который являет нам образ Баттерфляй в удивительно мудром состоянии, несмотря на то, что она совсем молода, но изначально наделена умом, душевной красотой и целомудрием. Такой ее и сыграла Рафаат в спектакле, в котором, согласно авторскому замыслу, предельно заострена конфликтность и сделана зримой борьба девушки за свое счастье. Баттерфляй Кучликовой была удивительно хрупкой и мужественной и так правдиво жила на сцене, что зрители подолгу не отпускали ее, аплодируя актрисе», - так писала когда-то Лилия Струнникова о Чио-Чио-сан Кучликовой.
Кстати, Страна восходящего солнца, всегда притягивали Кучликову. И это любовь нашла воплощение не только в героине Пуччини, но и в особое увлечение. Долгие годы Рафаат Сулеймановна собирала куклы, шкатулки, статуэтки, веера и многое другое, имеющие отношение к Японии. Зная об этой страсти Кучликовой, друзья и знакомые привозили их ей в подарок. Так и стоит на заветном столике в спальне среди милых сердцу вещиц фотография молоденькой Рафаат, запечатленной в образе Чио-Чио-сан. Сама оперная прима по сей день хранит в душе многое из того, что покоряет в Баттерфляй. Женственность и красота и вместе с тем необыкновенное мужество – вот что роднит их обеих. Однако, в отличие от образа, неудача в личной жизни, случившаяся и с самой Рафаат, которая по роковому стечению обстоятельств не могла иметь детей, ни сломила ее. А свои материнские чувства она сполна отдала племянникам, которыми она гордиться на правах матери.
- «Никто и ничто не заставит меня сделать то, против чего восстает моя душа», - любит повторять Кучликова, не раз принимавшая непосредственное участие там, где требовалось восстановить справедливость. Будь то защита студентов в пединституте или консерватории, ветеранов в Домах престарелых или братьев наших меньших. Надо сказать, именно по ее инициативе в Ташкенте сегодня организуется Общество защиты животных.
- "А как можно воспитывать детей, не прививая у них любовь к животным? – говорит Рафаат Сулеймановная, которая с детства заботилась о птицах, кошках и собаках. – Во время войны в школах были живые уголки, где выхаживали животных, подобранные на улицах. Пока мы не научимся беречь каждую травинку, каждое живое существо на планете мира не будет".
С этими словами ветерана оперного искусства нельзя не согласиться. И мне остается разве только пожелать Рафаат Кучликовой здоровья и удачи в ее благородных делах, которые она, несмотря на свой солидный возраст, не устает совершать.
Анастасия Павленко
Рубрики: | Прошлое и настоящее Ташкента |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |