-Цитатник

Портрет современника. Фазза - наследный принц Дубаи - (2)

Портрет современника. Фазза - наследный принц Дубаи - Скажи, мудрец, в чём назначенье челов...

Хруцкий Иван Фомич,1810-1885. Русский и белорусский художник. - (0)

Хруцкий Иван Фомич,1810-1885. Русский и белорусский художник. Девочка с фруктами ...

Трутовский Константин Александрович,1826-1893.Русский художник. - (0)

Трутовский Константин Александрович,1826-1893.Русский художник. У колодца Хоро...

Тайна воздействия музыки Моцарта - (0)

Тайна воздействия музыки Моцарта   Великий венский классик стал подопытным кроликом...

Храм Дайсё-ин нa «Миядзима», Япония - (0)

Храм Дайсё-ин нa «Миядзима», Япония Остров «Миядзима» – небольшой остров в префектуре ...

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в slavyankaLI

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2012
Записей: 17687
Комментариев: 6924
Написано: 30870


Петер Пауль Рубенс (1577-1640). Часть 1.

Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 23:45 + в цитатник
Портреты - 1
Когда мы слышим имя Рубенса, перед нашим внутренним взором возникают громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые златокудрые красавицы — плоть и кровь старинной цветущей Фландрии. Эти образы заслоняют подчас другие стороны плодотворной художественной деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста.

В течение своей жизни ему пришлось написать много портретов. Причем, если некоторые крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской с помощью многочисленных учеников, хранили иногда только следы собственноручной работы, то портреты, особенно родных и друзей, он писал сам от первоначального эскиза до окончательного завершения.
 

Портрет мужчины

1597, масло на меди
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США


Портрет, который иногда называют портретом архитектора или портретом географа, в зависимости от того, как объясняют употребление измерительных инструментов, которые находятся в руках модели, создан Рубенсом до отъезда в Италию (в 1600).

Этот портрет интересен не только как показатель степени профессионального мастерства молодого Рубенса, но и позволяет нам представить близость художника к старой нидерландской манере живописи, прославленной начиная с работ Яна ван Эйка. Особенно много сил и внимания он потратил, передавая сходство и выражение лица. Рубенс тщательно, даже скрупулезно, отделывает мельчайшие детали, прописывает все изысканные изгибы кружевного воротника.

В его руке нет еще виртуозной легкости и свободного владения кистью и красками, но уже чувствуется стремление к конкретности и живости при передаче человеческого облика.

Сохранилось немного работ, созданных Рубенсом до отъезда в Италию, но они, в сравнении с тем, что он создал после своего возвращения в Антверпен в 1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное художественное влияние, которое Рубенс испытал в Италии, где его способности получили гармоничное и естественное развитие.

 

Портрет герцога Лерма

1603, холст, масло, 288 x 204.5cм
Музей Прадо, Мадрид, Испания

ДЕТАЛЬ

Парадный конный портрет герцога Лермы открывает обширную галерею официальных портретов, созданную Рубенсом.
Герцог Лерма был фаворитом и первым министром короля Филиппа III. Практически он был самовластным правителем Испании. Художник изобразил его верхом на коне, крепко держащим поводья, т.е. бразды правления.

Метод работы над этим портретом, использованный художником, сохранится на долгие годы: сначала он делает набросок или предварительный эскиз композиции, затем с натуры рисует или пишет лицо модели, а затем на холсте или дереве пишет красками весь портрет, доверяя подчас работу над аксессуарами, одеждой, фоном своим ученикам.

В данном случае конный портрет писал сам художник.

Фигуры всадника и коня под ним показаны в сложном и непривычном для того времени ракурсе, отличном от более простого бокового силуэта. Портрет решен в холодном голубоватом колорите, а резкая и контрастная светотень заставляет вспомнить работы Караваджо.

Рубенс направил движение конной фигуры герцога Лермы прямо на зрителя, что придало портрету ощущение напористого движения мощного широкогрудого коня с развевающейся на ветру гривой. Сам портрет герцога Лермы вызывает двойственные чувства. Закованный в латы торс герцога с величественно отставленной правой рукой создает впечатление торжественной позы.

Однако контрастом к этим сверкающим латам, а также различимой на втором плане битве является непокрытая голова Лермы без защитного шлема, с совершенно бесстрастным выражением лица, которое выглядит никак не связанным, ни эмоционально, ни композиционно, со всем характером и обстановкой картины в целом.

Отличительной чертой этого портрета, ставшей основным признаком портретов в стиле барокко, является система композиционных приемов, возвеличивающих и героизирующих модель: пышность аксессуаров, активный фон, представление модели перед зрителями как бы на возвышенном пьедестале, подчеркивающее величие и торжественность позы портретируемого
 

Портрет императора Карла V

1603, холст, масло, 75 x 55.5см,
Лондон, галерея( Courtauld Institute Galleries), Англия

В то время как Рубенс был придворным художником Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, его посылали с дипломатической миссией в Испанию ( 1603-1604гг). Это было, вероятно, первой встречей Рубенса с cильным и великолепным положением габсбургской династии и габсбургских правителей. Он уважал Карлa V, как основателя имперской и династической власти этого семейства.
 

Портрет Гаспарда Схоппинса

(Gaspard Schoppins)

1604-05, холст, масло, 116 x 88 см
Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

 

Винченцо II Гонзаго

Герцог Мантуанский, деталь
1605, холст, масло, 67х51.5 см,
Музей истории искусства, Вена, АвстрияЧем же привлекает нас этот случайно сохранившийся шедевр Рубенса? Прежде всего, мимолетно и живо схваченным выражением лица подростка. Он не позирует художнику. Младший сын герцога словно проходит мимо нас, и случайно обернулся к зрителям, внимательно вглядываясь с портрета художника.
Выражение его лица сохранило один быстротекущий миг живо и трепетно, и, глядя на этот образ, можно удивиться мастерству Рубенса не только в изображении красками самой человеческой плоти, но и в умении передать индивидуальную, неповторимую сущность своих моделей. Это качество станет свойством всех лучших работ живописца. (М.С.Лебедянский)
 

Маркиза Бриджида Спинола-Дория

1606-07, холст, масло, 152.2 х 98.7
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США


Картина была написана, в то время как Рубенс был в Генуе в 1606г. Важный генуэзский аристократ, Спинола, женился на Джакомо Массимильано Дории в 1605г. Маркиза, 22-х лет, написана в великолепном серебристом платье, возможно, её свадебным наряде.

Предварительный рисунок в библиотеке Пиерпонте Моргане, Нью-Йорк, указываeт, что этот портрет — только фрагмент. Первоначально фигура была в полный рост, маркиза спускалась по лестнице, и был виден пейзаж. Примерно, после 1854г холст был сокращен, возможно, потому, что его края были повреждены.
 

Портрет маркиза А. Спинолы

1606-07, дерево, масло, 117 x 85cм
Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха, Германия


В 1604 году Рубенс возвращается в Италию, живет в Мантуе, Риме, а в 1607 году едет вместе с герцогом в Геную. Здесь он тщательно изучает архитектуру и позднее, в 1620-е годы, издает двухтомный труд «Дворцы Генуи». Здесь же он пишет много портретов по заказам генуэзской знати, зарекомендовав себя умелым портретистом.

Маркиз Паоло Агостино Спинола писал из Генуи 26 сентября 1606 года Аннибале Кьеппио:
«У меня нет вестей о господине Пьетро Паоло (так в Италии звали Петера Пауля). Я очень желал бы получить от него письмо и иметь случай быть ему полезным. Мне хотелось бы знать, когда он сможет, не причиняя себе неудобств, исполнить портреты — мой и моей супруги».

Почтительный тон и выражения, которые употребляет в своем письме аристократ по отношению к фламандскому художнику, говорят об уважении, которое Рубенс уже завоевал своими способностями и мастерством.
 

Семья Яна Брюгеля Старшего

1612-13г, холст, масло, 125,1 x 95,2см,
Художественная галерея института искусств Курто , Лондон
 

Голова пожилой женщины

1615, дерево, масло, 47.2 x 39.1 cм
Национальная галерея Канады, Оттава


Этюд головы женщины, вероятно, работавшей в доме художника, принадлежит ряду голов, которые Рубенс писал приблизительно 1615г. Многие из них он использовал для больших полотен. Эта женщина появляется, по крайней мере, на двух мифологических картинах, конечно, в другой одежде.
 

Мальчик с птичкой

~1616, масло, дубовая панель, 49x40cм
Столичный музей, Берлин, Германия

 

Ребенку, играющему с птичкой, приблизительно два года. Первоначальный вариант, на котором была только голова ребенка, был, видимо, эскизом ангела к картине "Мадонна в цветочнoм венкe". Позже художник дорисовал картину с левой стороны, добавив руку с птицей. Ребенок, вероятно, первый сын Альберт, который родился в 1614.

Мотив ребенка, играющего с птицей, возвращает к старине. Птица символизирует душу или жизнь, которая улетает. На многих картинах художников XV-XVI веков "Дева Мария с младенцем", Иисус изображается с птицей в руке, как намек на его смерть и воскрешение. Имел ли Рубенс подобную аллегорию ввиду, когда добавил птицу в детский портрет, или мотивировал некоторый специфический инцидент из собственной жизни, не известно.
 

Этюд головы девочки

(Клара Серена Рубенс)

1615-16, xолст, масло, 36,8Х26,6 cм
Вадуц, собрание князя Лихтенштейна


Клара Серена, дочь Рубенса, умершая в 1623г. в возрасте двенадцати лет, была дочерью Изабеллы Брант, первой жены Рубенса
 

Францисканский монах

~ 1616г., холст, масло. 105 х 79 см
Старая пинакотека, Мюнхен,Германия
 

Портрет Изабеллы Брант

1620г, дерево, масло, 57 х48 см,
Музей искусств, Кливленд, США

 

Сохранилось несколько портретов Изабеллы Брант кисти Рубенса, созданных на протяжении их счастливой семейной жизни. Художник писал ее, не стремясь приукрашивать ее внешний облик. Портреты Изабеллы Брант правдивы, точны в деталях, скромны в изображении аксессуаров и фона. Ее образ привлекает нас доверительным и добрым выражением лица.
 

Поясной портрет дамы

(Сюзаннa Фоурмент)

1620-25г, дерево, масло, 62 х 47 см
Лувр, Париж, Франция

 

Поясной портрет дамы, считался раньше портретом Сюзанны Фоурмент (старшей сестры второй жены Рубенсa) или портретом дамы Боонен (Boonen). Однако, модель, до сих пор, считается неизвестной
 

Мария Медичи, королева Франции

~1622, холст, масло, 130 x 108cм

Музей Прадо, Мадрид, Испания


Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и идеализируя ее, Рубенс писал этот портрет Марии Медичи.

На портрете королева показана темным силуэтом на нейтральном фоне. Практически все поле холста занимает пышное платье королевы с огромным кружевным воротником, который широким веером расположился за головой Марии Медичи и оттеняет карнацию открытой груди, шеи и лица королевы со строгой прической. Внимание зрителя приковывает надменное и капризное лицо королевы и ее холеные руки. Они, изящные с длинными тонкими пальцами, схваченные у запястья белыми кружевными отворотами на пышных рукавах, светлыми пятнами выделяются на богатых темных тканях костюма.

Сохраняя верность луврскому натурному рисунку, Рубенс представил Марию Медичи с подлинно королевским достоинством, скрыв особенности ее мелкого характера, известные ему и запечатленные на беглом наброске из лондонского музея Виктории и Альберта.
(М.С.Лебедянский)

Портрет королевы Марии Медичи не окончен, что не умаляет его художественной ценности. Полотно было написано около 1622 года, когда художник трудился над серией из двадцати четырех колоссальных работ. Посвященные Марии Медичи, они предназначались для ее Люксембургского дворца в Париже, а ныне находятся в Лувре.

Вплоть до своей смерти Рубенс хранил у себя эту картину как напоминание о его покровительнице.
 

Портрет Людовика XIII, короля Франции

1622-25, холст, масло, 118.1 x 96.5 см
Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США


ЛЮДОВИК XIII (Louis XIII) (1601–1648), король Франции, сын Генриха IV и Марии Медичи, родился в Фонтенбло 27 сентября 1601. После того как 14 мая 1610 Генрих был убит религиозным фанатиком, Людовик взошел на трон, но до достижения им совершеннолетия регентом при нем была назначена мать.

Мария тут же отказалась от антигабсбургского курса своего мужа, что проявилось, в частности, в устроенной ею в 1615 женитьбе юного Людовика на Анне Австрийской, дочери испанского короля Филиппа III. Молодость короля проходила в обстановке интриг и даже предательства. Непоследовательная политика короны создала возможность появления коалиций высшей знати, которые выступали против становления сильной королевской власти.

В 1617–1621 сильнейшее влияние на короля имел Шарль д'Альбер, герцог де Люинь, подъем которого на вершину начался с инспирированного им в 1617 убийства Кончино Кончини (известного также как маршал д'Анкр), главного министра Марии Медичи. Устранение Кончини полностью отвечало интересам самого короля, видевшего, что иначе ему не высвободиться из-под опеки матери. Избавившись от Кончини, Людовик сделал де Люиня своей правой рукой, а мать сослал в Блуа. До своей смерти в 1621 де Люиню удалось подавить несколько заговоров, вдохновительницей которых была Мария.

Подтвердив Нантский эдикт своего отца от 1598 о веротерпимости, Людовик одновременно повел решительную борьбу с сепаратистскими поползновения гугенотов. Однако на первых порах его подстерегали неудачи; так, в 1621 де Люинь потерпел поражение при попытке овладеть Монтобаном, крепостью и оплотом гугенотов.

Когда де Люиня не стало, Мария помирилась с сыном, получила кардинальскую шляпу для своего советника Ришелье, а в 1624 ввела его в состав королевского совета. С тех пор и до самой своей смерти в 1642 кардинал Ришелье оставался центральной фигурой на политической сцене Франции, а личность монарха, который проявлял серьезный интерес только к военному делу, находилась в тени великого министра.

Впрочем, традиционное изображение Людовика как послушной марионетки в руках Ришелье далеко от действительности. Ришелье предпринимал свои шаги только с одобрения короля, а когда вставал вопрос о мерах против участников заговоров (которых Ришелье разоблачил великое множество), король проявлял непреклонную суровость, превосходившую ту, которой желал от него сам Ришелье.

В одном из заговоров принимал участие брат короля Гастон Орлеанский. В период правления Людовика французская корона усилила свою власть в рамках деятельной политики централизации, между тем как на внешней арене Франция успешно противостояла Габсбургам. Король очень долго оставался без наследников, пока в 1638, когда, казалось, все надежды были потеряны, Анна не родила сына, будущего короля Людовика XIV, а в 1640 – еще одного, Филиппа (Орлеанского). Умер Людовик XIII в Сен-Жермен-ан-Ле 14 мая 1643.
http://www.krugosvet.ru/articles/47/1004743/print.htm

Картина была написана Рубенсом во Франции, во время работы над циклом "Жизнь Марии Медичи".

 

Портрет Анны Австрийской

~1622-25, холст, масло, 120 x 96.8 cм

Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США
деталь


Анна Австрийская (1601-1667), дочь Филиппа III (Габсбурга), короля Испании. Анна Австрийская была женой Людовика XIII, короля Франции, мать Людовика XIV, короля Франции.

Картина была написана Рубенсом во Франции, во время работы над циклом "Жизнь Марии Медичи".

 

Портрет Анны Австрийской

~1622-25, холст, масло, 105 x 93 cм
Лувр, Париж, Франция


Анна Австрийская (1601-1667), дочь Филиппа III (Габсбурга), короля Испании. Анна Австрийская была женой Людовика XIII, короля Франции, мать Людовика XIV, короля Франции.

Картина была написана Рубенсом во Франции, во время работы над циклом "Жизнь Марии Медичи".
 

Портрет Альберта и Николаса Рубенсов

~1626-27, холст, масло, 120 x 96.8 cм
Коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц


Альберт и Николас - сыновья Изабеллы Брандт, первой жены Рубенса

Изабелла Брант родила Рубенсу троих детей Альберта и Николаса и Клару. Все они были нарисованы и написаны им в графических или живописных работах, как будто сам процесс исполнения портретов продлевал и углублял его семейное счастье, его семейные радости.

Рубенс любил свой интимный домашний мир и круг. Глядя на портреты близких ему людей, видишь, как Рубенс никогда не нарушает ту меру объективного отображения своих любимых, не становится слащавым и приторным в передаче этих образов. Неизменно его мастерство, показывая всю прелесть и чистоту женских и детских лиц и фигур, удерживает руку художника в границах подлинного реализма.

Портрет герцога Букингема

1625, холст, масло, 63x48cм
Галерея Палатина (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия


Джорж Виллерс, герцог Букингем (1592-1627), министр и фаворит английских королей Иакова I и Карла I. Генрал-адмирал армии Англии. Он был талантлив, красив, молод, прекрасный танцор и настоящий джентльмен, который не жалел денег на дорогие наряды. Разве светские женщины могли устоять перед ним? Даже сам король Иаков обратил на него внимание, когда он играл в спектакле, который король удостоил своим посещением.

Через несколько дней Букингем был произведён в рыцари. Теперь он был на вершине славы и даже самые знатные вельможи искали его расположения. Его производят в виконты, потом в графы, в маркизы, и наконец в герцоги. Король дарит ему поместья и ордена, все обделённые вниманием короля предлагают ему взятки за заступничество перед королём, которые он, естественно принимает. Имея огромное влияние на короля, Букингэм становится настоящим королём Англии.

В 1625-м году герцог Букингем прибыл в Париж для ведения переговоров о браке Карла I, сына Иакова и наследника престола, и принцессы Генриетты, сестры Людовика XIII. Неудевительно, что все женщины, включая королеву, Анну Австрийскую, были целиком и полностью покорены им.

Будучи сторонником гугенотов (протестантов) в их войне (как известно, кардинал Ришелье был ярым противником гугенотов, и даже лишил их политических прав), он поддерживал гугенотов крепости Ла-Рошель. Когда в 1627-ом году у ларошельцев снова возникли трения с Ришелье, Букингем убедил короля послать им на помощь английские войска. Лишь огромными усилиями кардиналу удалось прогнать англичан.

Вернувшись на родину, Букингем готовился к реваншу, но второго сентября 1628-го года он был убит в Порстмурте ударом ножа офицером по имени Джон Фелтон. Без помощи герцога ларошельцам было бессмысленно воевать с Ришелье, и им пришлось сдаться.
http://dumania.narod.ru/real/realmus.html

Семейный портрет

(Томас Говард, 2-ой граф Арандэля,
и его жена Алатея, урождённая Талбот -деталь)

1620г, холст, масло,
Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
деталь

Томас Говард, 2-ой граф Арандэля (1585-1646) — английский государственный деятель и знаток искусств. Он имел большое влияние при дворе английских королей Георга I и Чарльза I, но больше известен своим собранием произведений искусств. Он поддерживал Вана Дейка в Лондоне.
 

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

1625, дерево, масло. 64 х48 cм
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


В один из самых обыкновенных дней 1625 года Рубенс вдруг спускается с небес своих грандиозных полотен, населенных богами, героями, королями и королевами, и рисует карандашом маленькую камеристку. Это вовсе не его любимый тип женщины. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. На рисунке совсем юная придворная. Почти подросток. Этот хрупкий цветок возрос в душных покоях дворца, где самим воздухом служили фальшь, интрига, условность.

 

Портрет барона Генри де Вика (Vicq)

1625г, дерево, масло, 74 х 56 см
Лувр, Париж, Франция

Барон Генри де Вик (Vicq) (1573 - 1651), посол эрцгерцогов Альберта и Изабелллы, регентов испанского короля в Нидерландах, при Луи XIII, короле Франции.
http://nearyou.ru/rubens/0ruport1.html

 

 

 

 


 

 

 

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ/Живопись 18-20 век.
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

OksGurbanova   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 00:33 (ссылка)
slavyankaLI, Спасибо за великолепный пост и информацию о картинах.Цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
valniko77   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 20:20 (ссылка)
Спасибо за чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
slavyankaLI   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 21:41 (ссылка)
valniko77, рада что нравится.
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Лучший   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 16:15 (ссылка)
slavyankaLI, Прекрасно!!! Спасибо за пост,цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Helija   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2013 г. 14:59 (ссылка)
Спасибо, очень интересно и красиво. С удовольствием процитировала
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку