Без заголовка |
Считается, что опера — это трудно, тяжело и вообще для единиц, которые понимают или прикидываются, что понимают. Поход с мамой на очередную постановку «Аиды» рассматривается как одна из казней египетских, канал «Культура», эпизодически транслирующий представления, воспринимается как средство сведения с ума, а пассажи, исполняемые колоратурным сопрано, проходят под грифом «оружие психологической атаки».
Прослушать оперу целиком, по большей части, и впрямь может оказаться испытанием для сильных духом. Но есть же еще арии — отдельные музыкальные «номера», органично вплетенные в повествование, но с легкостью воспринимаемые и вне рамок оперы. Мелодичные, эмоциональные арии — своего рода оперные монологи — фактически являются прародителями современных хитов поп-музыки. Их мурлыкали под нос дамы и кавалеры в салонах, находясь под впечатлением от увиденного и услышанного в театрах.
Истинные жемчужины оперных арий проникают под кожу, заставляя мурашки носиться взволнованными табунами. Их эмоции и смысл понятны и без старательного вникания в либретто. Они дарят наслаждение, катарсис, размышления о прекрасном и учат нас любить высокое оперное искусство, без которого у нас сейчас не было бы любимых групп и песен.
Наденьте наушники, закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и наслаждайтесь божественными голосами, поющими о вечном.
«Валли», Альфредо Каталани
Ария Валли «Что ж? Я ухожу далеко» из первого акта оперы «Валли» Альфредо Каталани полна свойственного трагическим операм надрыва и драмы. Валли поет о том, что она покидает отчий дом и уходит в Альпы, испытывая разочарование и боль. лишь бы не выходить замуж за нелюбимого. Боль и решимость слышны в каждой ноте арии, даже если не знать, о чем поют.
«Норма», Винченцо Беллини
«Пречистая дева» считается одной из сложнейших арий. Только несколько оперных певиц в XX веке были в состоянии с ней справиться — среди них Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Галина Вишневская. Каллас, великолепно берущая каждую ноту в «Каста Диве» любила повторять, что Беллини написал партию Нормы для нее. Кабалье куда скромнее, но ее Норма восхищает и покоряет. Уже к концу первого «куплета» вы рискуете основательно замерзнуть от мурашек.
«Турандот», Джакомо Пуччини
Конечно же, самую известную мужскую оперную арию стоит послушать в исполнении великого Лучано Паваротти, для которого эта великолепная лиричная ария с умопомрачительным крещендо являлась своего рода визитной карточкой. «Никто не будет спать» из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини появлялась также в огромном количестве фильмов от «Римских приключений» до «Играй, как Бэкхем».
«Риголетто», Джузеппе Верди
Бодрая и жизнерадостная (что в оперном искусстве, положа руку на сердце, встречается не так часто) ария герцога Мантуанского хорошо знакома каждому, кто смотрел фильм «Операция Ы». Студент напевал русскоязычную версию «La Donna e Mobile», проверяя связь перед экзаменом.
«Джанни Скикки», Джакомо Пуччини
Лоретта, дочь Джанни Скикки, умоляет отца помочь ей обрести счастье с любимым. Ария пронизана светлой и прекрасной любовью, и ее знают в разы лучше, чем всю оперу, ставящуюся сейчас довольно редко.
«Кармен», Жорж Бизе
Обольстительная Кармен исполняет свою Хабанеру с чувством собственного превосходства и уверенностью в своей красоте. Она игрива, но сильна. Ее пение переходит от флирта к неудержимому напору. Одна из самых известных арий исполнялась едва ли не всеми оперными певицами, поскольку демонстрирует возможности голоса и способность им управлять.
«Паяцы», Руджеро Леонкавалло
«Надень костюм» — так переводится название одной из самых популярных арий в мире. Ее исполняет Канио, герой оперы «Паяцы», в тот момент, когда он узнает о неверности супруги, но show must go on — представление должно состояться в любом случае. Терзаемый муками ревности и несправедливости своей судьбы, он готовится к выходу на сцену. И если вы ничего не почувствуете во время кульминации арии (1:54 — 2:36), то нет у вас сердца.
«Андре Шенье», Умберто Джордано
Ария «Они убили мою мать» из малоизвестной широкой публике оперы «Андре Шенье» обрела популярность благодаря появлению в фильме «Филадельфия», где больной СПИДом герой Тома Хэнкса сверхэмоционально слушал ее при своем адвокате, произведя неизгладимое впечатление, как на адвоката, так и на киноакадемиков, которые вручили Хэнксу Оскара.
«Тоска», Джакомо Пуччини
Душераздирающую, полную отчаяния арию «Сияли звезды» поет Марио Каварадосси, вспоминая о возлбленной своей Тоске за несколько минут до своей казни. Печальная мелодия, исполняемая кларнетом, повторяется также в тот момент, когда Тоска бросается со скалы.
«Аида», Джузеппе Верди
О своей тайной любви к «божественной Аиде» в первом акте оперы поет Радамес, молодой египетский воин. Он мечтает стать военоначальником, одержать победу и получить сердце рабыни Аиды, дочери египетского царя. В конце, как известно, оба они погибнут, и от этого светлая ария о любви и мечтаниях слышится нам грустной.
«Евгений Онегин», Петр Чайковский
Печальная ария «Куда, куда вы удалились?», более известная просто как «Ария Ленского», это размышления молодого поэта о своей судьбе и возлюбленной Ольге. Сразу после завершения арии появится Онегин, и дуэль закончится не в пользу Ленского.
«Князь Игорь», Александр Бородин
Вообще, самым известным фрагментом оперы «Князь Игорь» является «Хор половецких девушек», крепко вошедший в поп-культуру, но это хор, а у нас здесь подборка величайших арий. И в этом случае драматическая, полная осознания позора и провала ария плененного Князя Игоря — вне конкуренции. Мы выбрали потрясающее исполнение Дмитрия Хворостовского.
«Севильский цирюльник», Джоакино Россини
Розина, героиня оперы «Севильский цирюльник», поет свою знаменитую арию «В полуночной тишине» (в русскоязычной версии) игриво и легко, меняя свое настроение по ходу исполнения. Смысл арии сводится к тому, что Розина хочет выйти замуж, и чтобы муж ей не перечил. В таком случае она будет очень покорной женой. Если же супруг будет показывать характер, она планирует стать мегерой.
Рубрики: | музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |