Без заголовка |
|
|
Кликабельно
|
Для российских музеев такая съемка стала подарком. Директор ГТГ Ирина Лебедева рассказала, что их "флагманскую" картину - "Явление Христа народу" Александра Иванова - специалисты Google снимали целый день. "Для того чтобы самим так сделать, у нас нет технологий, нет таких возможностей", - добавила она. "Уровень съемки такой, что даже специалистам интересно, исследователям и реставраторам", - присоединилась к ней представительница дирекции Эрмитажа.
Само собой, у нового проекта уже появились и критики. Так, журналист The Daily Telegraph обвинил Google Art Project в отсутствии всеохватности. К примеру, в проекте (пока) не участвуют такие крупные музеи, как Прадо и Лувр, а коллекции представленных музеев отражены слишком избирательно. При этом критика больше всего смущает, что кто-то решает за вас, какие картины вам нужно увидеть, а какие нет.
Другая, более распространенная претензия состоит в том, что просмотр шедевров живописи в интернете автоматически упрощает их, лишая контекста, и существует опасность, что в будущем нужда посещать музеи вообще отпадет. Кроме того, Google способен показать вам картину в таких подробностях, какие невозможно различить, глядя на нее в музее. Если симулякр получается настолько качественным, зачем вообще принимать реальность в расчет? И эта проблема, будучи по сути своей философской, на самом деле довольно интересна.
Недавно швейцарский интеллектуал и писатель Ален де Боттон, известный своим стремлением нести в массы философию, искусство, литературу и вообще все области, традиционно считающиеся уделом высоколобых знатоков, заявил, что музеи вообще должны избегать своей "музейности". Де Боттон настаивает, что, располагая большим количеством очень важного с духовной точки зрения материала, музеи совершенно не пытаются донести до публики смысл тех или иных произведений, в то время как делать это необходимо.
По мнению писателя, музеям нужно прилагать больше усилий к тому, чтобы их посетители поняли, о чем, собственно, картина, соединять размытость ценностей искусства с определенностью ценностей христианской культуры. Писать, к примеру, вместо сухой исторической справки на информационной табличке: "Посмотрите на это полотно и вспомните о том, как важно быть терпеливым" или "Эта скульптура должна вдохновить вас на мысли о том, как сделать мир справедливее".
При номинальном отсутствии связи между идеями де Боттона и Google Art Project они на самом деле движутся примерно в одном направлении. Дело в том, что, если музеи и вправду переместятся в интернет, исчезнет тот самый контекст, который обычного человека все чаще только запутывает. Уйдет и некое подразумеваемое по умолчанию обязательство понимать:когда картину можно просто пролистать нажатием одной кнопки, ответственность испаряется сама собой.
Дополнив эти онлайновые репродукции мотивационными подписями в духе де Боттона, мы получим совершенно новый тип музеев. Их посетители перестанут чувствовать неловкость и, обращаясь к пояснительным ремаркам, никогда не будут сомневаться, что значит и к чему в их душе апеллирует "Рождение Венеры" Боттичелли или "Спальня художника в Арле" Ван Гога. И не то чтобы эту простоту нельзя было ввести в музеях в их нынешнем виде (хотя это невероятная перспектива), просто виртуальным выставкам она соответствует куда лучше.
Воздерживаясь от далеко идущих выводов, создатели Google Art Project просто заявили, что очень рады реализации своего проекта и надеются в будущем расширить его, сделав демократичным если не само искусство, то хотя бы доступ к нему. Ничего не остается, как поблагодарить их за это. Как ни крути, то, что они сделали, совершенно поразительно.
Рубрики: | интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |