Вчера мне снова крупно повезло и я попала в закрытый, ведомственный, роскошный Дом Приёмов МИД на Спиридоновке, 17 — безусловный шедевр архитектурной мысли Фёдора Шехтеля!
Тем, кто читает мой дневничок довольно долго, хорошо известно, что я обожаю стиль art nouveau, причём в самом сказочном его проявлении — русского модерна и испанского modernismo, а уж когда модерн перекликается ещё и с готикой, счастью моему и восторгу нет предела!
Безусловным ГЕНИЕМ (строчными буквами в отношении этого зодчего даже писать это слово кажется кощунством) русского модерна является Фёдор Осипович Шехтель, создатель сказочных особняков и усадеб, которыми гордиться Москва. Самые необычные, неординарные, даже немного сюрреалистичные постройки столицы, как правило, связаны с именем этого великого архитектора. Усадьба З.Г. Морозовой (а ныне Дом Приёмов МИД), где я вчера имела счастье побывать, — самая известная постройка Шехтеля в неоготическом стиле.

Усадьба Морозовой поражает с самого вестибюля, потому что именно здесь, сразу же, вы попадаете в неоготическую атмосферу сказки: с кованным декором, рыцарями, охраняющими вход в хозяйские покои, высокими стенами, обитыми деревянными панелями, и ярко-синим цветом, присущим ранней средневековой живописи...

Считается, что именно такой декор был выбран Морозовым потому, что он восхищался архитектурой и искусством викторианской Великобритании с их неоготическими элементами...

...А гений Шехтеля создал неподражаемый образ, сочетающий в себе и готику, и модерн, и мистику...
Самым ярким и необычным элементом вестибюля особняка, безусловно, являются кованые перила в виде диковинных зверей — охранников и защитников дома и его обитателей от тёмных сил.

Ни с какими реально существующими животными их сопоставлять нельзя (если только змею), эти звери — плод неуёмной фантазии Шехтеля и гордость особняка!

Над оформлением этого удивительного дома работал и ещё один гений, привлечённый к проекту Ф.О. Шехтелем, — М.В. Врубель, создавший витраж"Рыцарь" и скульптурную группу "Роберт и монахини".

Символизм витража прекрасно сочетался с натурой владельца особняка — Саввы Тимофеевича Морозова, который был не только крупным промышленником и, как бы сейчас сказали, успешным бизнесменом, но и обладал удивительно тонкой душевной организацией и изумительным вкусом.

Скульптура у основания лестницы — художественное осмысление популярного в то время произведения "Роберт и Бертрам", причём монахинями здесь представлены демоны, которые гонятся за главным героем, приняв такое обличье... Деревянный постамент скульптуры также декорирован монстриками горгульего типа:

Малая готическая гостиная на первом этаже, также известная как кабинет Морозова, тоже оформлена произведениями Врубеля, только живописными — тремя панно "Утро", "День" и "Вечер".

Потолок этого небольшого помещения, полностью обитого деревом, поражает изысканными росписями и деревянными головами стариков, ни одна из которых, кстати, не повторяется...

Резное дерево превращает эту гостиную в волшебную шкатулку с чудесами, не всегда добрыми и приятными, но абсолютно точно глубоко-философскими... Сюжеты панно, кстати, затрагивают именно общечеловеческие, философские вопросы, возможно, именно поэтому и нечасто публикуются в изданиях о творчестве Врубеля.

Здесь же, кстати, стоит очень приятная мебель с буколическо-романтическими сюжетами обивки:

Ну и, конечно, отдельного упоминания и фотофиксации заслуживает роскошный деревянный камин...

Красный кабинет особняка Морозовой удивителен по многим причинам. Во-первых, здесь сочетаются казалось бы совершенно несочетаемые фактуры и цвета: ярко-малиновый шёлк стен и бежево-белый фарфоровый потолок.

Совместить такое не каждому под силу, да ещё так, чтобы не выглядело too much.

Кстати, такого потолка больше нет ни в одном здании Москвы, так что это абсолютно уникальный пример оформления интерьера. В котором, кроме всего вышеперечисленного, имеются ещё и английские витражи:

Вообще, особняк Зинаиды Морозовой совершенно уникален и, конечно, я не смогу вам показать и 10 доли той красоты, которая там имеется. Во-первых, потому что не все интерьеры можно снимать — всё-таки ведомственное учреждение международного уровня, во-вторых, красота интерьеров настолько поразительна, что её просто невозможно передать с помощью техники, да, наверное, и невозможно, иначе пришлось бы фотографировать буквально каждый сантиметр особняка. Всего. Тем не менее, предлагаю одним глазком взглянуть ещё на несколько залов. Гостиную с полотнами К.Ф. Богаевского, появившимися в особняке в 1912-м году после приобретения дома М.П. Рябушинским и повторяющими философскую тему Врубелевских:

Столовую особняка со знаменитым рыцарским камином...

Одну из детских комнат, которая раньше имела более аскетичный вид — цветастые обои на стенах появились много позже, уже в советское время.

И просто полюбоваться на отдельно-взятые элементы декора разных помещений:

Потолочно-дверное-кованое:

И, наконец, на особняк Морозовых со стороны парка:

И фрагменты фасада:

Ну и, напоследок, мамочка у главного входа:

Я у фонтана:

И чудо-юдо, чтобы нам всем хорошо спалось!