-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Жизнь и творчество Г. И. Семирадского

Среда, 16 Апреля 2008 г. 13:39 + в цитатник
Во второй половине XIX века картины исторического живописца Генриха Семирадского пользовались исключительной популярностью у современников. Появление его полотен на выставках в Санкт-Петербурге и Москве, Риме и Париже, Варшаве и Кракове, Вене и Праге, Филадельфии и Мельбурне вызывало бурный общественный интерес, превращалось в событие, яркое явление культурной жизни. Семирадский как личность и художник явил миру редкий для своего времени, но совершенно обычный для конца XX столетия социальный феномен - он вобрал в себя духовную культуру нескольких народов, внес своим творчеством заметный вклад в общеевропейскую и мировую цивилизации.
Семирадский родился 24 октября 1843 года в небольшом украинском городе Новобелгороде (ныне - Печенеги) в семье Ипполита Семирадского, выходца из Королевства Польского, и Михалины, урожденной Прушиньской. Ипполит Семирадский, офицер драгунского полка царской армии, служил в Харьковской губернии, где и прошли детские годы Генриха Гектора. Родительский дом был неким культурным центром вдали от Польши, где говорили о польской литературе и искусстве, заботились о сохранении национальных обычаев, религиозных традиций и передавали их детям. Генрих с детства ощущал себя принадлежащим к польской нации, вместе с тем становление его творческой личности проходило в атмосфере художественной культуры России, с которой он был связан духовными узами и все последующие годы. В харьковской гимназии уроки рисования вел украинский живописец Д. И. Безперчий, воспитанник К. П. Брюллова.
После окончания гимназии, уступая настойчивым просьбам отца, Генрих поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук, который окончил в 1864 году, не прерывая занятий у своего школьного преподавателя. Дальнейший жизненный путь молодого кандидата физико-математических наук уже никем не подвергался сомнению - он пролегал в Петербургскую Академию художеств. Поступив сначала вольноприходящим учеником, Семирадский вскоре благодаря таланту, настойчивости и трудолюбию был зачислен академистом. Завоевав в 1870 году Большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" (Минск, Государственный художественный музей Беларуси), он получил право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу.

 (690x489, 66Kb)

Молодой выпускник Академии поначалу отправляется в Мюнхен, один из крупнейших центров европейской художественной культуры XIX века. Он намеревался провести там несколько месяцев перед поездкой в Италию, работая над исторической композицией "Римская оргия блестящих времен цезаризма" (1872, Государственный Русский музей).

 (690x440, 62Kb)

До недавнего времени было принято считать, что в Мюнхене Семирадский посещал ателье знаменитого исторического живописца Карла Пилоти и именно ему обязан многими особенностями своего искусства. Семирадский, конечно, посещал студии известных мюнхенских знаменитостей, в том числе и польских живописцев, которые жили здесь многочисленной колонией. Но период ученичества он считал для себя завершенным. Предстояла напряженная работа над "Римской оргией", замысел которой возник еще в Петербурге, и уже были готовы к ней рисунки и картон. Успех "Римской оргии" в Мюнхене, а затем в Петербурге на академической выставке, и покупка картины для Академии решили финансовые затруднения художника и позволили ему отправиться в благословенную Италию. Конечным пунктом своего путешествия Семирадский планировал Флоренцию. Но после поездки по южной Италии он посетил Рим и обрел в нем пристанище своей души, еще не ведая, что останется там навсегда. Удалось снять неплохую мастерскую, хотя и дорогую, но зато расположенную на той самой виа Маргутта, где чаще всего селились люди творческих профессий, вблизи знаменитой Испанской лестницы - места своеобразного постоя натурщиц и натурщиков.
В Вечном городе Семирадский встретил множество знакомых по Академии и обрел новых друзей среди польских художников.
Фантастические красоты пригородов Рима, горы вдали, древние руины, воздух, напоенный запахом свежескошенных трав, приводили Семирадского в восторг, заставляли работать фантазию, которая преображала все вокруг в живые картины древнего мира, воссоздавала облик людей, когда-то живших среди этих полей, лесов, гор и моря. Новые ощущения, яркие впечатления, полученные художником в Италии, наполнили его чувством обретенного богатства, стали мощным творческим импульсом в работе над картиной "Грешница" (1873, Государственный Русский музей), которая произвела ошеломляющее впечатление не столько своим художественно-образным решением, сколько пластической разработкой.

 (690x345, 67Kb)

По сравнению с условным сценическим миром "Римской оргии" новая картина Семирадского знаменовала важный шаг в развитии его стилистики, новой образности. Подобных картин, написанных на открытом воздухе - пленэре, петербургская публика не видела прежде. Художник был удостоен звания академика, и все стали ждать от него новых откровений.
1873 год стал для Семирадского важной вехой не только в творческой, но и личной жизни. Он обвенчался со своей кузиной Марией Прушиньской, жившей до их встречи в провинциальном захолустье тогдашней Минской губернии. Жена Семирадского подарила ему троих сыновей (один умер в годовалом возрасте) и дочь.
Монументальная историческая композиция "Светочи христианства" (1876, Краков, Национальный музей), сюжет которой был почерпнут из истории гонения христиан при римском императоре Нероне, должна была завершить пенсионерство Семирадского в Риме.

 (690x362, 65Kb)

Огромный размер холста (3,85 х 7,04 м) был выбран молодым живописцем не случайно - сказалась тяга художника к монументальным формам пластического решения, приближающимся к стенописи. Используя опыт старых итальянских монументалистов, Семирадский хотел передать атмосферу жизни Рима времен империи. И ему удалось ощутить дух трагической эпохи, уловить голоса времени, терпкий аромат и горький вкус подлинной жизни. За эту картину Семирадский был удостоен звания профессора.
Едва окончив картину, Семирадский принялся за эскизы для храма Христа Спасителя в Москве, заказанные ему в начале 1876 года. Сперва художнику было поручено написать четыре росписи из жизни св. Александра Невского на хорах в приделе северного крыла храма. Сами росписи не сохранились, поскольку не сохранился храм, взорванный в 1931 году. Но все четыре эскиза находятся в Государственном Русском музее: "Александр Невский в орде", "Александр Невский принимает папских легатов", "Кончина Александра Невского" и "Погребение Александра Невского". Эскизы даны в жанровой трактовке, где подчеркнуты бытовые ситуации, конкретные реалии обстановки и взаимоотношения персонажей. Хотя художник, создавая эскизы, разумеется, думал об их переводе на стену, все же он подчеркнул черты станковизма: некоторую дробность форм, выписанность деталей,- требующие восприятия изображенного с близкого расстояния. Исполнением четырех композиций работа в храме Христа Спасителя для Семирадского не завершилась. Им были дополнительно написаны запрестольный образ "Тайная вечеря", а также "Крещение Господне" и "Въезд Иисуса Христа в Иерусалим" над окнами хоров храма.
К библейским мотивам Семирадский будет возвращаться и в последующие годы. В 1886 году он напишет одно из лучших произведений - "Христос в доме Марии и Марфы" (Государственный Русский музей).

 (690x433, 78Kb)

Художник выбрал для картины поэтическую историю из Нового завета. Христос сидит на каменной скамье тенистой веранды, у его ног разместилась юная Мария, которая слушает и вбирает в себя мудрость Учителя.
Если сравнить полотно "Христос в доме Марии и Марфы" с "Грешницей", то очевидным станет стремление автора в более поздние годы смягчить поучительные, наставительные интонации в решении библейского сюжета. Эти черты с еще большей отчетливостью прослеживаются в великолепном полотне "Христос и самаритянка" (1890, Львовская государственная картинная галерея), в которой уже нет почти ничего от евангельской мифологии.

 (690x380, 75Kb)

Картину "Христос в доме Марии и Марфы" Семирадский писал в мастерской собственного дома, в который он переехал в апреле 1883 года. Еще в начале 1880-х годов художник осознал, что никогда не покинет Италию, и решил серьезно заняться строительством дома и мастерской. Побывавшие в просторном доме на виа Гаэта отмечали благородные пропорции и красоту этого строения, затейливого и оригинального вкуса.
Годами работая над историческими композициями, требовавшими глубокой литературной проработки, многочисленных композиционных прикидок и несметного количества натурных этюдов и зарисовок, Семирадский для "отдыха" писал жанровые картины, преимущественно малофигурные и небольших размеров, отмеченные блеском его таланта и составившие едва ли не самый ценный раздел в его художественном наследии.
Поначалу жанровые полотна он компоновал преимущественно в закрытом помещении, уделяя внимание подробному описанию интерьера, предметам, его наполняющим, исторически-достоверным костюмам, облачающим его героев, и прочим аксессуарам. Художника также заботила сюжетная завязка изображенной сцены, ее драматургический ход. Таковы картины "Продавец амулетов" (1875, Нижегородский государственный художественный музей), "Женщину или вазу?" (1878, местонахождение неизвестно). Затем художник отказывается и от назидательности сюжета, и от интерьерных изображений. Так, в картине "По примеру богов" (1879, Львовская государственная картинная галерея) нет ни подробной фабулы, ни обильного предметного мира, зато в ней впервые зазвучали со всей определенностью лирические струны таланта художника.


 (690x428, 69Kb)

"Танец среди мечей" (1881, Государственная Третьяковская галерея) - бесспорный шедевр античного жанра Семирадского, всей своей сутью опровергающий нелепые обвинения, адресуемые подчас художнику, в холодном академизме, в поверхностном и отвлеченном умозрительном подходе к изображению действительности.


 (690x358, 77Kb)

Напоенная светом и воздухом, картина и через сто с лишним лет после ее создания доносит до зрителя почти физически ощутимые нежные звуки флейты, мелодичные переливы кифары и глухие удары барабана, аромат цветущих кустарников и шум морского прибоя.
На протяжении 1880-1890-х годов Семирадский создал множество жанровых композиций, в которых сюжетность почти полностью исчезает, в них ничего не происходит и лишь ощущается само течение жизни - движения фигур как бы замедляются, а их расстановка становится более живой и естественной. Таковы картины "Талисман" (Нижегородский художественный музей)

 (690x404, 69Kb)

"У храма (Идиллия)" (1881, Киев, Музей русского искусства)

 (478x600, 63Kb)

"Песня рабыни" (1884, Серпуховский историко-художественный музей)

 (424x700, 63Kb)

, "Римская идиллия" (1885, Варшава, Национальный музей) и другие. В этих произведениях все более концентрируется поэтическое, интимно-лирическое восприятие мира, не лишенное при этом некоторой идилличности. В этом ряду особое, как бы промежуточное место между жанром и исторической живописью занимает картина "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1889, Государственный Русский музей).

 (690x347, 70Kb)

"Фрина" была показана на Академической выставке в Петербурге в 1889 году вместе с другими новыми работами мастера: "По примеру богов" (вариант), "Перед купанием", "У фонтана", "Искушение св. Иеронима". Выставка имела огромный успех, привлекла внимание тысяч зрителей. "Правительственный вестник", посвятивший Семирадскому специальный выпуск, отметил, что появление "Фрины" составило "целое событие в художественном мире" и очень тенденциозно посчитал картину "новым блестящим доказательством, что ложно реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, не долго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории, как одна из особенностей современной культуры".
Жанровые картины Семирадского конца 1890-х годов по-прежнему лишены бытовизма, наполнены тишиной и негой укромных уголков природы, гармонической слитностью человека с природой и очищены от какой бы то ни было привнесенной идеи ("Идиллия", "Уговоры", обе - Львовская государственная картинная галерея). Пейзаж, и прежде игравший важную роль в жанровых композициях, теперь становится доминирующим.
Золотистая тональность, мягкость светотеневых переходов в основном сохранятся в группе картин, которые задумывались Семирадским как декоративно-монументальные композиции, прямо или косвенно относящиеся к театру. Такова динамичная, полная шумного веселья картина "Праздник Вакха" (1890, Серпуховский историко-художественный музей), отмеченная чертами театральной зрелищности.

 (690x344, 67Kb)

Близка к ней картина "Суд Париса" (1892, Варшава, Национальный музей), которая вполне могла бы стать театральным занавесом.
Этот вид декоративного искусства все более увлекал художника в поздние годы. Усиление монументально-декоративных тенденций в искусстве Семирадского можно объяснить в определенной степени общими процессами европейского искусства рубежа веков, поисками новой образности.
К несчастью, жизнь художника клонилась к закату - сначала небольшие перерывы в работе из-за недомогания, потом на виа Гаэта наступили черные дни - врачи определили рак языка. Смерть наступила через несколько месяцев в 1902 году.
Он был похоронен рядом с могилами родителей на варшавском кладбище Повонзки, но годом позже его останки были перевезены в краковский костел "На Скалке" и упокоились в подземелье среди гробов знаменитых поляков.

Источник
Рубрики:  Про искусство/Вернисаж
ЖЗЛ
Метки:  

Процитировано 3 раз

Парашутов   обратиться по имени Четверг, 17 Апреля 2008 г. 03:09 (ссылка)
Надежда! Спасибо за такой подробный пост о Семирадском! На моем сайте автопортретов есть страничка этого художника. Поэтому позволю себе сделать кое-какие дополнения, поскольку в опубликованной у меня биографии есть кое-какие подробности, которых нет у вас. И еще интересно же, как выглядел сам художник, поэтому публикую автопортрет и фото. Итак!

Генрих Гектор (Генрих Ипполитович) Семирадский
Henryk Siemiradzki

10 (22) октября 1843 Печенеги (Харьковская губерния) –
23 августа (5 сентября) 1902 Стшалково (ныне Катовицкое воеводство, Польша)

 (413x600, 33Kb)  (268x420, 21Kb)

Г.Семирадский Автопортрет 1876 г.
Г.Семирадский 1860е годы

Польский художник, представитель романтического историзма в живописи.
Родился в семье полкового врача— офицера царской армии. Детство и юность провел в Харькове. В гимназии брал частные художественные уроки, рисование преподавал Д.И. Безперчий, ученик К.П. Брюллова. Под его влиянием формировались пристрастия художника в искусстве и в жизни.
После окончания харьковской гимназии (1860) поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Успешной защитой диссертации "Об инстинктах насекомых" в 1864 году закончилась учеба в университете.
Семирадский с детства проявлял интерес к живописи, поэтому после окончания университета он решил продолжить обучение в Императорской Академии Художеств, поступив вольнослушателем.
В мае 1865 года Семирадский получил вторую серебряную медаль за эскиз "Ангел смерти избивает всех первенцев Египта". Высокой оценки преподавателей удостаивались и другие эскизы художника, представляемые им на каждый очередной экзамен. Эти успехи побудили Семирадского в январе 1866 года подать в Совет Академии прошение о зачислении его в число учеников.
Учителями новоявленного академиста были профессора Богдан Виллевальде и Карл Вениг. В первый же год своего обучения Семирадский получил две серебряные медали, малую - за рисунок и большую - за этюд, и с тех пор ежегодно был отличаем наградами.
Академию Семирадский закончил в 1870 году, получив 6-летнюю государственную стипендию и возможность совершенствовать мастерство за границей.
Принесшая ему большую золотую медаль картина «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» (1870, Художественный музей Беларуси, Минск) решена всецело в рамках академических канонов.
До 1871 года Семирадский обучался в Мюнхене у немецкого художника Карла фон Пилоти, оказавшего на него значительное влияние своими грандиозными историческими полотнами. В Мюнхене Семирадский начал работу над заказной картиной для Академии. "Римская оргия" была написана в очень короткий срок, так как уже в январе 1872 года художник сообщал в Академию о ее отправке на годичную выставку.
Картина произвела сильное впечатление на публику сначала в Мюнхене, а затем и в Петербурге.
В начале апреля 1872 года художник переезжает в Рим. Проехав по южной Италии и пожив некоторое время во Флоренции, в мае он перебрался в Рим.
Семирадский снял небольшую мастерскую в самом центре, на виа Маргутта вблизи знаменитой Испанской лестницы, в квартале с мастерскими художников и скульпторов.
Приехав в Италию как «пенсионер» Академии, провел там почти всю жизнь, постоянно наезжая в Польшу и в Россию.
В Риме Семирадский создал свою первую известную картину "Грешница" (1873). Она была написана по заказу великого князя Владимира Александровича, на сюжет поэмы А.К. Толстого "Грешница".
Картину "Грешница" приобрел наследник-цесаревич за рекордную по тем временам сумму 10 000 рублей. Все это, безусловно, помогло молодому пенсионеру Академии встать на ноги, обрести житейскую самостоятельность.
В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. В том же году он женился на своей двоюродной сестре — Марии Прушиньской.
Зрелая его манера сложилась в больших картинах, посвященных переломному периоду в судьбах Древнего Рима — пышному внешнему расцвету и внутреннему упадку империи, которые совпали с выходом христианства на авансцену истории. Этот антагонизм предопределяет драматическую суть «Светочей христианства» (1876, Национальный музей, Краков), где действие происходит внутри «Золотого дома», фантастического по роскоши римского дворца Нерона.
Сначала "Светочи" были выставлены в Академии Святого Луки в Риме, а 13 марта 1877 года Семирадский представил свою новую картину в Петербурге.
Весной 1877 года Совет петербургской Академии художеств удостоил живописца звания профессора, выразив мнение, что "вся его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству".
Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где художник получил Большую золотую медаль и орден Почетного легиона от французского правительства. Академии изящных искусств Парижа, Берлина, Стокгольма и Рима избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила художнику написать свой автопортрет.
Часто казалось, что роскошь и упадок в образах Семирадского, пронизанных обычно полуденным, по-южному ярким светом, всецело доминируют.
Так, «Танец среди мечей» (1881, Третьяковская галерея, Москва) и знаменитая «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889, Русский музей, Петербург) воспринимаются как поэмы чувственной неги, — с прекрасной женской наготой в центре образов.
К тому же сам художник в спорах с социально-критической «живописью тенденции» зарекомендовал себя именно как приверженец «чистого искусства». За внешним великолепием красок и форм он умел зачастую открыть темный трагический хаос — то «дионисийски-стихийное» начало, что сближает некоторые его произведения (Оргия времен Тиберия на острове Капри, 1881, Третьяковская галерея) с символизмом А.Бёклина.
Не раз выступал как мастер монументально-декоративной живописи.
В 1876 написал ряд эскизов со сценами из жизни Христа, а также жития Александра Невского для храма Христа Спасителя, строившегося в память всем павшим в боях войны 1812 года. (в том числе и Тайную вечерю над горним местом алтаря). Однако эти композиции частью разрушились из-за технических погрешностей еще при жизни художника, частью же были уничтожены вместе с самим храмом.
Более известны его экспрессивные панно на темы языческой Руси в Историческом музее (Похороны русса в Булгаре, Ночные жертвоприношения (Похороны киевского князя Святослава), середина 1880-х годов), написанные — что вообще было характерно для Семирадского — на строгой историко-документальной основе.
Почти постоянно проживая в Риме, каждое лето художник проводил в Польше. Когда гонорары его стали возрастать, Семирадский приобрел имение в Стршалкове, а в 1883 году завершил постройку собственного дома в Риме - двухэтажной мраморной виллы в греко-римском стиле с двумя просторными мастерскими.
Жанровые композиции - "У храма (Идиллия)", "Талисман" (обе - 1881), "Погоня за мотыльком" (1883), "Песня рабыни" (1884), "Римская идиллия" (1885) - принадлежат к самому яркому десятилетию творчества Семирадского. В это же время художник создал образ "Воскресение Христово" для одного из варшавских католических костелов, для протестантской церкви в Кракове - образ "Христос, укрощающий бурю", для Исаакиевского собора в Петербурге - образ евангелиста Луки (1886), "Мучение Святого Тимофея и Святой Марфы", расписал плафоны в особняках у графа Завиши в Варшаве ("Свет и тьма") и в доме Нечаева-Мальцева в Петербурге ("Аврора"). Помимо исторических и жанровых картин, Семирадский писал еще и портреты - это наименее известная часть его наследия.
В 1886 году на академической выставке в Берлине художник выставил свою новую работу на евангельский сюжет "Христос в доме Марии и Марфы", позже показанную на Академической выставке 1887 года в Петербурге.
Начинался XX век. Менялась жизнь художника. Семирадский реже радовал своих зрителей работами. Теперь мастер быстро утомлялся, исчезла его былая работоспособность, мучительные боли становились все сильнее. Жизнь клонилась к закату. Семирадский умирал тяжело. Последние годы он тщетно боролся с редкой мучительной болезнью - раком языка.
Генрих Семирадский умер в 1902 году в своем имении Стршалкове близ города Новородомска. Первоначально художника похоронили рядом с могилами отца и матери на варшавском кладбище, а спустя год было принято решение перезахоронить прах выдающегося поляка в краковском костеле "На Скалке" в некрополе знаменитых поляков.
Ответить С цитатой В цитатник
хранитель_древностей   обратиться по имени Понедельник, 08 Декабря 2008 г. 00:18 (ссылка)
Фрина на празднике Посейдона.
 (699x360, 96Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
хранитель_древностей   обратиться по имени Понедельник, 08 Декабря 2008 г. 00:19 (ссылка)
Оргия времен Тиберия на острове Капри.
 (700x322, 45Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку